Проведение комплексного диагностического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Содержание работы

1. Прогрессивные матрицы Равена 3
2. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) 8
3. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т.Лири 12
4. Диагностика состояния агрессии Басса – Дарки 16
5. Методика изучений акцентуаций личности Леонгарда-Шмишека 20
6. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля" 23
7. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения 28
8. Методика несуществующее животное 31
9. Тест - опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана) 37
10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 41

Файлы: 1 файл

Minsky_institut_upravlenia.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Частное учреждение образования

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Основы психодиагностики»

на тему: «Проведение комплексного диагностического исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 100803з                                                  ________________Я.В.Алимова

Руководитель                                                                      _______________ С.А.Беляев

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

                            

Содержание:

1. Прогрессивные матрицы  Равена 3

2. Личностный опросник  EPI (методика Г.Айзенка) 8

3. Методика диагностики  межличностных отношений (ДМО)  Т.Лири 12

4. Диагностика состояния  агрессии Басса – Дарки 16

5. Методика изучений  акцентуаций личности Леонгарда-Шмишека 20

6. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте  "Индекс жизненного стиля" 23

7. Методика и диагностика  самочувствия, активности и настроения 28

8. Методика несуществующее  животное 31

9. Тест -  опросник  измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А.  Мехрабиана) 37

10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 41

1. Прогрессивные  матрицы Равена

Методика предназначена для  изучения логичности мышления. Испытуемому  предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

 Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся  задания нарастающей трудности.  В то же время характерно  и усложнение типа заданий  от серии к серии. 

 В серии  A - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

 Серия B  - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

 Серия C  - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

 Серия D  - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

 Серия Е - основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

 

 Методические указания к проведению теста

 Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

 После этого взять таблицу  и открыть для показа всем 1-ю  страницу: "На рисунке одной  фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна  из которых является искомой.  Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры  на рисунке, и указать номер  искомой фигуры в листке, который  вам выдан" (можно показать  на примере одного образца).

 Во время выполнения задач  теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали  друг у друга. По истечении  20 мин подать команду: "Закрыть  всем таблицы! 

 Собрать бланки и таблицы  к ним. Проверить, чтобы в  правом углу регистрируемого  бланка был проставлен карандашом  номер обследуемого.

 

Ключ  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

1-я серия A

4

5

1

2

6

3

6

2

1

3

4

2

2-я серия B

5

6

2

1

1

3

5

6

4

3

4

8

3-я серия C

5

3

2

7

8

4

5

7

1

1

6

2

4-я серия D

3

4

3

8

7

6

5

4

1

2

5

6

5-я серия E

7

6

8

2

1

5

1

3

6

2

4

5


 

 

 

 

Подсчет и обработка  результатов теста. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его  умение мыслить согласно определенному  методу и системе мышления. Эта  система выражается в способе  упорядочения фигур в образцах. Коэффициент  интеллекта представляет собой общий  результат с учетом физического возраста.

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя  способами:

1)на основании процентной шкалы  (см. табл.1);

2)перевода полученных баллов  в IQ с учетом возраста испытуемого  (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

 

1. Процентная шкала степени  развития интеллекта.

Данной шкалой можно пользоваться для респондентов старше 16 лет.  Подсчитывается  показатель  IQ в %  согласно формуле:

IQ = число правильных ответов/60 * 100%.

После этого сопоставляется  с  таблицей  №1 и делается вывод об   уровне интеллекта. 

Таблица 1.

Проценты

Степень

95% и выше

I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы

75%–95%

2 степень: незаурядный интеллект для данной возрастной группы

25%–74%

3 степень: средний интеллект для данной возрастной группы

5%–24%

4 степень: интеллект ниже среднего.

5% и менее

5 степень: дефектная интеллектуальная способность


 

 

2. Перевод  полученных  баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценкой уровня интеллекта согласно шкале умственных способностей.

 

Таблица 3. Шкала умственных способностей

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Свыше 140

незаурядный, выдающийся интеллект

121-140

высокий уровень интеллекта

111-120

интеллект выше среднего

91-110

средний уровень интеллекта

81-90

интеллект ниже среднего

71-80

низкий уровень интеллекта

51-70

лёгкая степень слабоумия

21-50

средняя степень слабоумия

0-20

тяжёлая степень слабоумия


 

                                                     

 

 

БЛАНК

к методике Прогрессивные  матрицы Равена

 

 

Имя________________________

Пол_______________________   Возраст____________________

 

№ задания

A

B

C

D

E

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

7

         

8

         

9

         

10

         

11

         

12

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов испытуемого по методике Прогрессивные

                                                 матрицы Равена

Серии:

А

В

С

D

Е

Кол-во правильных ответов:

12

11

11

10

10


Общая сумма: 54

 

Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его  умение мыслить согласно определенному  методу и системе мышления. Эта  система выражается в способе  упорядочения фигур в образцах. Коэффициент  интеллекта представляет собой общий  результат с учетом физического возраста.

Испытуемым правильно были даны ответы на 54 задания из 60, т.е. 90% из 100%. При переводе результата в баллы IQ получено 120 баллов, что свидетельствует  об интеллекте выше среднего (незаурядном) у испытуемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)

 

Шкалы: экстраверсия, интроверсия, нейротизм; типы темперамента - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик

 

Назначение теста. Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.

Г. Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

Инструкция к тесту. «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет знак – (нет)».

 

Обработка и интерпретация  результатов теста

 

Ключ к тесту 

Экстраверсия – интроверсия:

 • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

 • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность):

 «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

 • «да» (+): 6, 24, 36;

 • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

 

Обработка результатов  теста 

 Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе  результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

 • больше 19 – яркий экстраверт,

 • больше 15 – экстраверт 

 • 12 – среднее значение,

 • меньше 9 – интроверт, 

 • меньше 5 – глубокий интроверт. 

Нейротизм:

 • больше 19 – очень высокий  уровень нейротизма,

 • больше 14 – высокий уровень  нейротизма,

 • 9 – 13 – среднее значение,

 • меньше 7 – низкий уровень  нейротизма.

Ложь:

 • больше 4 – неискренность  в ответах, свидетельствующая  также о некоторой демонстративности  поведения и ориентированности  испытуемого на социальное одобрение, 

 • меньше 4 – норма. 

 

Интерпретация результатов теста

 Представление результатов  по шкалам экстраверсии и нейротизма  осуществляется при помощи системы  координат. Интерпретация полученных  результатов проводится на основе  психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

 Привлекая данные из физиологии  высшей нервной деятельности, Айзенк  высказывает гипотезу о том,  что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к  экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Информация о работе Проведение комплексного диагностического исследования