Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:34, контрольная работа
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
1. Прогрессивные матрицы Равена 3
2. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) 8
3. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т.Лири 12
4. Диагностика состояния агрессии Басса – Дарки 16
5. Методика изучений акцентуаций личности Леонгарда-Шмишека 20
6. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля" 23
7. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения 28
8. Методика несуществующее животное 31
9. Тест - опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана) 37
10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 41
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
БЛАНК
к методике и диагностике самочувствия, активности и настроения
Имя________________________
Пол_______________________ Возраст____________________
1 |
Самочувствие хорошее |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самочувствие плохое |
2 |
Чувствую себя сильным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Чувствую себя слабым |
3 |
Пассивный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Активный |
4 |
Малоподвижный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подвижный |
5 |
Веселый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грустный |
6 |
Хорошее настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Плохое настроение |
7 |
Работоспособный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разбитый |
8 |
Полный сил |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обессиленный |
9 |
Медлительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрый |
10 |
Бездеятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Деятельный |
11 |
Счастливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несчастный |
12 |
Жизнерадостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мрачный |
13 |
Напряженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Расслабленный |
14 |
Здоровый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Больной |
15 |
Безучастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Увлеченный |
16 |
Равнодушный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Взволнованный |
17 |
Восторженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унылый |
18 |
Радостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Печальный |
19 |
Отдохнувший |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Усталый |
20 |
Свежий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Изнуренный |
21 |
Сонливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Возбужденный |
22 |
Желание отдохнуть |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Желание работать |
23 |
Спокойный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Озабоченный |
24 |
Оптимистичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пессимистичный |
25 |
Выносливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Утомленный |
26 |
Бодрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Вялый |
27 |
Соображать трудно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Соображать легко |
28 |
Рассеянный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Внимательный |
29 |
Полный надежд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разочарованный |
30 |
Довольный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Недовольный |
Обработка результатов испытуемого по методике и диагностике самочувствия, активности и настроения
1 |
Самочувствие |
4,9 |
2 |
Активность |
4,2 |
3 |
Настроение |
5,2 |
В момент выполнения методики у испытуемой было нормальное настроение, неплохое самочувствие и низкая активность.
Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.
Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995).
Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней
линии вертикально
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда
— постамент). Рассматривается
всей фигуры и по форме:
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Они могут быть функциональными
или украшающими: крылья, дополнительные
ноги, щупальца, детали панциря, перья,
бантики вроде завитушек-
Хвосты.
Выражают отношение к
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Информация о работе Проведение комплексного диагностического исследования