Проявление тревожности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69

Файлы: 1 файл

proyavlenie_trevozhnosti_v_doshkolnom_vozraste.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

 

Проявление  тревожности в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших  условий нормального развития ребенка  является чувство безопасности, чувство  защищенности и покоя. На основе благоприятного психического развития уже раннем возрасте формируется база доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей. База доверия формируется уже во внутриутробном возрасте, при этом очень важно, чтобы ребенок был желанным не зависимо от времени его появления («Запланированный - незапланированный»), независимо от пола. Полное принятие ребенка является важным условием для становления у него положительной самооценки и ровных, уверенных, доброжелательных отношений с окружающими. К сожалению, эти принципы не всегда выполняются. В семье, в ДОУ, В школе ребенок порой воспитывается в атмосфере неприятия. Недоверия, запугивания, что приводит  к формированию чувства неполноценности по сравнению с окружающими. В дальнейшем такой ребенок  с большим трудом адаптируется в группе сверстников и часто занимает положение отверженного.

Мы полагаем, что данная проблема имеет важное практическое значение и вполне может  стать темой дипломного исследования.

Предмет исследования: зависимость статуса ребенка старшего дошкольного возраста  от уровня тревожности.

Объект  исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Исследование  по данной проблеме проводилось в  ДОУ 19 «Золушка» в подготовительной группе, города Моршанска Тамбовской области.

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.

Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.

Задачи:

  1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
  2. Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
  3. Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
  4. Изучить пути возможной  психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.

Исследование  по данной проблеме проводилось в  ДОУ 19 «Золушка»,  города Моршанска Тамбовской области в подготовительной группе.

При работе с  детьми мы использовали методы:

Наблюдения, беседы, тестовый метод, метод экспертной оценки, метод изучения продуктов деятельности, проводилось социометрическое исследование (социометрия и аутосоциометрия).

        Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в работе педагогов детских образовательных учреждений по оптимизации взаимоотношений детей в группе, в работе по повышению статуса детей-аутсайдеров.

        Апробация исследования. Результаты проведенной работы докладывались на педагогических советах ДОУ № 19 «Золушка» города Моршанска Тамбовской области,  освещались на родительских собраниях.

Объем работы составляет 74 страницы машинного текста, в приложении даны диаграммы.

Библиографический список насчитывает 44 источника.

  

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

Глава I Эмоциональная тревожность.  Влияние  тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.

1.Страх и  тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3

2. Тревожность, как проявление особенностей  эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12

3.Причины  возникновения тревожности и  ее проявления у детей дошкольного  возраста………………………………………………………………………….............................13

4. Особенности развития самооценки 

детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24

5. Влияние тревожности на самооценку  ребенка и его статус

  в группе ………………………………………………………………………….............................28

Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной  тревожности на статус ребенка в  группе сверстников. 

1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32

2.Характеристика  межличностных отношений

в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51

3.Статусное  положение детей с различными  уровнями

  тревожности………………………………………………………………………….......................56

4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью

преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57

Выводы……………………………………………………………….................................................................61

Педагогические   рекомендации…………………………….........................................................63

Заключение…………………………………………………………………………......................................64

Литература…………………………………………………………………………........................................65

Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69

 

 

 

 

 

Глава 1.Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, на статусное положение в группе.

 

1.Страх и тревожность;  сходство и отличие. 

    «Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (6, с.126).

     «Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (3,с.258).

       В самом  общем виде эмоции страха возникают  в ответ на действие угрожающего  стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно  фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных  ценностей, противостоящие таким понятиям: как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

       Понимание опасности, её осознание  формируется в процессе жизненного опыта и межличностных  отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты).

       Гораздо больше распространены внушенные страхи. Их источник -взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не гладь – укусит» и т.д. У ребенка возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу внушенных страхов можно отнести страхи, которые возникают у очень беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеются в его психике.

      От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличии от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник. Характеризует ощущение тревожности (6, с.28).

       И в страхе, и в тревоге есть  общий эмоциональный компонент  в виде чувства волнения и  беспокойства. Наиболее часто тревога  проявляется в ожидании какого-либо  события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

        Таким образом, если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и для благополучия человека,  то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Классификация страхов

Страх условно делится на ситуативный  и личностный.

 

     Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

      Личностно обусловленный страх  предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью,  и способен проявляться в новой  обстановке или при контактах  с незнакомыми людьми.

      Ситуативный и личностно обусловленный страх часто смешиваются и дополняют друг друга.

      Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный  и острые страхи предопределены  ситуацией, а воображаемый и  хронический – особенностями  личности.

      Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковремен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

      На патологический страх указывают  его крайние, драматические стороны выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.

 

Проявление  страха.

      Иногда выражения страха так  очевидны, что не передаются в  комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плачь  и т.д.  О других же страхах можно  судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров  и книг на определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему.

      Объединяющим началом для страха  и тревоги является чувство  беспокойства.

      Состояние беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, устраняющие в ряде случаев страх одиночества. Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, настроение временами мрачное и подавленное. При состоянии хронического беспокойства  и боязни человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Сон беспокойный, частые разговоры во сне, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Общение избирательно, затруднительны контакты с незнакомыми людьми. Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшается его самочувствие, и осложняются отношения с окружающими людьми.

При длительном действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально- психологической изоляции.

Страхи, характерные для старшего дошкольного возраста.

 

    Одной  из характерных особенностей  старшего дошкольного возраста  является интенсивное  развитие  абстрактного мышления, способность  к обобщениям, классификациям, осознание  категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть планировать действия  другого, понимать его чувства и намеренья. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей «Ценные ориентации», чувства дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе (8,с.54).

Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте