Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69
Ведущим страхом старшего
В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно – заостренное выражение истины самосохранения.
О том, что ребенок боится
смерти, можно догадаться по наличию
связанных со смертью страхов,
прежде всего испытываемых во
сне «страшных снов», боязнь
нападения, огней, пожаров,
Начало посещения школы
Обычно уже в 8 лет дети боятся уже не столько своей смерти, сколько смерти своих родителей. Меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, то есть младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков, а особенно у девочек больше.
Обобщая данные ряда
-наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
-тревожность
в отношении с ребенком, избыточное
предохранение его от
-излишне ранняя
рационализация чувств ребенка,
-большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
-отсутствие
возможности для ролевой
-конфликтные отношения между родителями в семье;
-психические
травмы типа испуга, обостряющие
возрастную чувствительность
-психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Итак, мы рассмотрели возрастные
страхи, то есть страхи, возникающие
об ощущение ненужности, эмоционально
чувствительных детей, как
Кроме возрастных, существуют невротические
страхи, которые имеют существенные
отличия: большая
Страх смерти ввиду его
Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащие в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям, нужно разобраться в их переживаниях.
Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Все это указывает на возрастающую социальную детерминацию страхов, выражаемых опасением быть не тем, кого любят и уважают, то есть на их социально-психологическую обусловленность. Поэтому страх быть не тем чаще всего встречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их. Дети от 8 до 11 лет, когда втягиваются в учебу, с интересом овладевают новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают по поводу отметок. Если социально опосредованный страх возникает уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как больше число страхов, будет больше выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующе стиле их отношений с детьми. У детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий (12, с. 18).
Выявление страхов.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального конфликта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно и на сколько боится ребенок.
Беседа представляется как усло
"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов 9каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15.машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. кровь (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)"
Есть еще два страха: сделать что-либо не так, неправильно (плохо у дошкольников) и не успеть, можно определить дополнительно. Вместе со страхом опоздать. Подобная триада страхов указывает на наличие социальной тревожности, как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных
страхов. В качестве единицы
отсчета используется среднее
число страхов, которое
Среднее количество страхов.
Возраст (лет)
3
4
5
6
9
11 7(дошкольник)
7(школьник)
6
Из таблицы видно, что существенно увеличивается количество страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте (12, с. 45)
2.Тревожность, как проявление
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте