Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69
Теперь рассмотрим процентное соотношение детей с разным статусом для каждого уровня тревожности (процент берется от общего числа детей для данного уровня тревожности).
Количество детей, имеющих статус | ||||||
I – II |
III – IV | |||||
Чел. |
% |
Чел. |
% | |||
Высокий |
- |
- |
2 |
20% | ||
Средний |
2 |
20% |
2 |
20% | ||
Низкий |
2 |
20% |
2 |
20% |
Из полученных
соотношений видно, что чем выше
уровень тревожности, тем больший
процент детей имеет
5.Процесс
совершенствования детско-
Программа коррекционной работы.
Этапы |
Формы и содержание работы | |
|
РОДИТЕЛИ |
ДЕТИ |
Совместные детско-родительские занятия. 1. Знакомство с родителями и детьми в круге: Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, что бы знали о нем другие (кем работает, чем любит заниматься). 2. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию («Комплименты», «Волшебный клубок»). | ||
2.Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия). |
1.Изучение психолого- 2.Просмотр видеофильма:(« 3. Родительское собрание на тему: «Мы и наши родители». |
1.Проведение этических бесед на темы: «Семейные праздники», «Как быть вежливыми». 2. Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности. 3. Составление рассказов о семье. |
|
1.Дискуссии: «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать породить у детей?», «Как наши страхи становятся страхами наших детей». 2. Создание и
разрешение педагогических 3. Составление
характеристик на своего |
Упражнение «Расскажи свой страх». |
Ход коррекционной работы:
Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал своё имя и рассказал о себе и предложил сделать тоже самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованы. Мама Андрея К. вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.
На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.
Проведённое родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.
Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают с семьёй. Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Павел П. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца».
На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.
Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто с детьми провели упражнение «Расскажи свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Андрей К. сказал: «Я не знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.
На совместном детско-
В играх так
же участвовали все с
В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской остановке.
На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по- другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребёнка как на личность.
Папа Димы Д. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чем мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой».
Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей. В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.
Все закончилось чаепитием.
Таким образом, коррекционные
занятия позволили установить
более теплый эмоциональный
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому-то со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми - они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.
Выводы:
1. В данной
группе детей старшего
Сопоставляя полученные
результаты двух рисовальных тестов
– “Дом – дерево - человек” и
“Несуществующее животное”
2. В исследуемой
группе большинство детей
Для данной
группы средний показатель
3. Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеет низкий уровень тревожности, несколько детей имеет средний уровень тревожности и два ребенка имеет высокий уровень тревожности. Из детей группы, находящиеся на I и II статусах, большинство детей имеет низкий уровень тревожности и два ребенка имеет средний уровень тревожности.
Педагогические рекомендации
Заключение
В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной тревожности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Литература
Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте