Проявление тревожности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69

Файлы: 1 файл

proyavlenie_trevozhnosti_v_doshkolnom_vozraste.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Теперь рассмотрим процентное соотношение детей с  разным статусом для каждого уровня тревожности (процент берется от общего числа детей для данного  уровня тревожности).

 

Количество детей, имеющих статус

I – II

III – IV

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

-

-

2

20%

Средний

2

20%

2

20%

Низкий

2

20%

2

20%


 

Из полученных соотношений видно, что чем выше уровень тревожности, тем больший  процент детей имеет неблагоприятный  статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети.

 

5.Процесс  совершенствования детско-родительских  отношений с целью преодоления  тревожности у детей.

Программа коррекционной работы.

Этапы

Формы и содержание работы

 

 

 

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

Совместные  детско-родительские занятия.

1. Знакомство  с родителями и детьми в  круге: 

Все участники  встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать  себя и рассказать о себе то, что  считает важным, что бы знали о  нем другие (кем работает, чем любит заниматься).

2. Психологические  игры и упражнения, направленные  на релаксацию («Комплименты», «Волшебный  клубок»).

2.Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия).

1.Изучение психолого-педагогической  литературы: (Мухина «Шестилетний  ребенок»)

2.Просмотр видеофильма:(«Шестилетка,  каков ты?»)

3. Родительское  собрание на тему: «Мы и наши  родители».

1.Проведение  этических бесед на темы: «Семейные праздники», «Как быть вежливыми».

2. Рисунки детей,  отражающие семью и каждого  родителя в отдельности.

3. Составление  рассказов о семье.

 

1.Дискуссии: 

«Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать породить у детей?», «Как наши страхи становятся страхами наших детей».

2. Создание и  разрешение педагогических ситуаций.

3. Составление  характеристик на своего ребёнка. 

Упражнение  «Расскажи свой страх».

   

 

 

Ход коррекционной работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал своё имя и рассказал о себе и предложил сделать тоже самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованы. Мама Андрея К. вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.

На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик,  многие родители посмотрели на детей другими глазами.

Проведённое родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих  детей так же, как воспитывали  когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

Дети также  принимали активное участие в  беседах. Все с удовольствием  рассказывали о праздниках, которые  они отмечают с семьёй. Большинство  детей любят «Новый год» и «День  рождения». Павел П. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой  красим очень красивые яйца».

На третьем  этапе все родители принимали  активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству  родителей не составило труда  охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления  детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто с детьми провели упражнение «Расскажи свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Андрей К. сказал: «Я не знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

         На совместном детско-родительском  занятии было изготовлено много  интересных поделок. Было видно,  что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Настя С. Со своим папой. После изготовления поделок была организована выставка.

В играх так  же участвовали все с удовольствием. Только маме Саши Ч. показалось, что  упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребёнка.

       В основном занятия на этом  этапе проходили в теплой и  дружеской остановке. 

       На четвертом этапе родители  делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по- другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребёнка как на личность.

       Папа Димы Д. сказал: «Мне так  понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чем мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу  семью можно назвать счастливой».

        Дети с большой любовью делали  подарки в виде рисунков для  своих родителей. В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

       Все закончилось чаепитием. Родители  и дети делились своими положительными  эмоциями. Мама Насти С. сказала:  « Мы все стали одной большой дружной семьёй». 

       Таким образом, коррекционные  занятия позволили установить  более теплый эмоциональный контакт   между родителями и детьми, способствовали  закреплению доброжелательности  и понимания в их взаимоотношениях.

       На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому-то со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми - они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

 

 

 

 

 

 Выводы:

1.   В данной  группе детей старшего возраста  большинство детей имеют низкий  уровень тревожности, несколько  детей имеют средний уровень тревожности и  два ребенка имеет высокий уровень тревожности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.

Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных тестов – “Дом – дерево - человек” и  “Несуществующее животное” можно  сделать вывод, что в рисунках обоих тестов мы видим проявление  повышенной тревожности в рисунках  одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки агрессии.

2. В исследуемой  группе большинство детей имеет  неблагоприятный статус. Низкий  уровень благополучия взаимоотношений  означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст). Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями 46%. Определив КУ каждого  ребенка группы, мы можно сделать вывод, что  дети, которых  выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности 4%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола  находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию. В данной группе  положение девочек более благоприятно, чем мальчиков. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия,  наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).

 Для данной  группы средний показатель коэффициента  осознанности отношений равен  27% -  у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

3. Сопоставляя  статусное положение каждого  ребенка группы с  присущим  ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеет низкий уровень тревожности, несколько детей имеет средний уровень тревожности и два ребенка имеет высокий уровень тревожности. Из  детей группы, находящиеся на I и II  статусах, большинство детей имеет низкий уровень тревожности и два ребенка имеет средний уровень тревожности.

 

 

Педагогические   рекомендации

  1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем,  не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
  2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
  3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
  5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной  тревожности на статусное положение  детей в группе можно сказать, что моя гипотеза  подтвердилась, так как по полученным результатам  мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.

Тревожные дети  могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за  неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не  могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время,  в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

 

 

 

Литература

 

  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е издание –СПб.:
  2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.  Психологический журнал. 1992. №5 с.111-117
  3. Борздина Л.В. Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. Вопросы психологии, 1993, №1 с.104-113
  4. Детская психология: Учебное пособие. Я. Л.Коломенский, 1997 с.45
  5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979 с.288.
  7. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997 С.224
  8. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус №5
  9. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990 с.176.
  10. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с.
  11. Журнал «Семья и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»
  12. Журнал «Семья и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова «Снимем маску с тревоги».
  13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997 с.224.
  14. Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Издательство «Союз», СПб., 2000;
  15. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошколбном возрасте. Психологичекие исследования. 1986 с.49-57
  16. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г
  17. Коломинский Я. Л., Панько Е. А.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.
  18. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
  19. Лазарус Р.А. Теория стреса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стрес.Л.;1970. с.43-47.
  20. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1997 с.50.
  21. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: Эволюция методов. Психолог в детском саду. 1998 №1 с. 38-47.
  22. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964 с.380.
  23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981 с. 584.
  24. Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: психологические проблемы нормального детства. Тематическое приложение к "Журналу практического психолога" за первое полугодие 1998 года. М.; 1998 с.120.
  25. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.
  26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапи: искусство
  27. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии; Учебное пособие . Ростов-на-Дону, Феникс., 2000 с. 244-258.
  28. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. Психологическая наука и образование. 1998, №2 с. 39-47.
  29. Маслов И.А. Влияние изоляции  на психическое состояние. Проблемы сенсорной изоляции. М., 1970 с.112.
  30. Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Издательство «Речь», 2000. 
  31. Морган У.П., Эликон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. Вопросы психологии. 1990 №3, с.155.
  32. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
  33. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
  34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1996 с.360.
  35. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина , А.Л. Венгера. М., 1988 с. 132. 
  36. Петровский А.В. О психологии Личности. М.,  1971с.311
  37. Прихожан А.М. Причины. Профилактика и преодаление тревожности. Психологическая наука  и образование. 1998 №2с.11-17
  38. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности.  Вопросы психологии. 1996 №4 .32-44.
  39. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой - М.: Новая школа, 1996г.-144с.
  40. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996г. -529с.
  41. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.
  42. Савина Е., Шанина Н., Тревожные дети. Дошкольное воспитание. 1996, №4 с.11-14
  43. Эльконин Д.Б. Психолгия игры. М.. 1999 с. 360
  44. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации  поведения человека. М.. 1989 с.317

Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте