Проявление тревожности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69

Файлы: 1 файл

proyavlenie_trevozhnosti_v_doshkolnom_vozraste.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Наташа Б. назвала  свое животное "кобра". Такое название говорит о некоторых признаках  агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо,  прикрывала рукой рисунок, чтобы другие дети не могли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим на карандаш, несколько раз стирала рисунок – эти признаки говорят о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе.

 Настя Т.  изобразила свой рисунок в левом нижнем углу листа, рисунок очень маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного девочка изобразила человека- инопланетянина, так как была не совсем внимательна к инструкции. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования.

 Настя С.  назвала свой рисунок - "человек - конь". Рисунок изображен немного ниже средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день, так как девочка до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Сильно затушевала туловище животного и неуверенная линия рисунка, что также говорит о повышенной тревожности. Можно сказать и о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов; глаза – пустые глазницы.

Андрей К. назвал свое нарисованное животное "динозавр". На рисунках заметны признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны и признаки повышенной тревожности: рисунок мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое  положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Высокое расположение рисунка может быть связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал.

Сопоставляя полученные результаты двух тестов – “Дом –  дерево - человек” и “Несуществующее  животное”, мы можем сделать вывод, о проявлении повышенной тревожности у одних и тех же детей. Многие рисунки детей отражают признаки агрессии, что может говорить о характерном для детей этого возраста эгоцентризме (старшая подготовительная группа, 6-7 лет).

2. Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

При изучении межличностных  отношений детей нами была использована методика Я.Л. Коломинского "У кого больше".

        Было предварительно приготовлено  по три картинки на каждого  ребенка группы. На обратной стороне каждой картинки поставили номер, присвоенный каждому ребенку в данном эксперименте (списочный номер). Детей выводят, за исключением одного,  в другое помещение. Дети по одному входят в группу, а после эксперимента выходят в третье помещение. Мы следили, чтобы дети, участвовавшие в эксперименте, не встречались с теми, кто еще не участвовал. Затем ребенку предлагаем три картинки и объясняем: «Можешь положить по одной картинке любым трем детям из нашей группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.

Обработка результатов  социометрического изучения детской  группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных, каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем  и  записываем.

Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

Следующий этап работы – определение диагностических  показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений.

 Статус ребенка  определяется числом полученных  им выборов. Дети могут быть  отнесены в зависимости от  этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые»  - 0 выборов.

1 и 2 статусная  группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем  знать насколько благоприятен  статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство  детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) коэффициент  взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе.

 Он может  быть показателем действительной  сплоченности, привязанности, дружбы  детей, но может свидетельствовать  о фактической разобщенности  группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ  можно отнести группу к одному  из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) коэффициент  удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

 На основании  данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше.

КУ каждого  отдельного ребенка показывает, насколько  удовлетворен своими отношениями каждый ребенок группы, для этого можно  отнести ребенка в одну из 4-ех групп: 1 - высшая входят дети, КУ которых  равен 45 - 100%, 2 -  50-75%, 3 -  25-50%, 4-  0-25%;

 д) индекс изолированности (ИИ).

 Группу можно  считать благополучной, если в  ней нет изолированных, или  их число достигает 5-6%, менее  благополучной, если ИИ = 15-25%;

е) мотивация  социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений  каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

  ж) половая  дифференциация взаимоотношений.

Аутосоциометрический  эксперимент

Ход исследования

После проведения выше описанного социометрического эксперимента ребенку задаем вопрос: «А как ты думаешь (называем имя ребенка), кто тебе уже положил или положит открытку.» Предполагаемые выборы фиксируем, затем сопоставляем с результатами социометрического эксперимента.

Фиксируем в  таблице число ожидаемых выборов, число оправдавшихся выборов.

В результате проведенного  социометрического исследования в  группе детей старшего дошкольного  возраста с целью изучения межличностных  отношений мы определили следующие  диагностические показатели:

В группе выявлены статусные категории:  «звезды» - 2 человека; «предпочитаемые» - 2 человека; «принятые» - 5 человек и «не принятые» - 1 человек.

      Уровень благополучия взаимоотношений  (УБВ) - 61% . Мы получили низкий уровень  благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус. Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

        Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,  выражает различный характер отношений , существующих в группе. КВ - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст).  

    Из  условного распределения детей  на группы мы видим, что дети, которых  выбрали все или  почти все сверстники из числа  тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых, может быть, и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.

    Мы  выяснили, каким образом дети  мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с Юлей С. (« 1 » статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты  в первую очередь решил(-а) подарить картинку Юле», - ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка…, с ней интересно играть...», мальчики отвечают: « Она хорошая, нравится…, она красивая...»

Тогда детям  задавали вопрос: «Если бы у тебя было много картинок, но одному ребенку  из группы не хватило, кому бы ты не дал  картинку и почему...» Дети отвечают, например: «Он(-а) всегда дерется...», «Толкается...», «Жадная...» и т.д. У девочек, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.  Мальчики выбирают девочек, на основе эмоционально положительного отношения, выделяют их внешние качества, проявляют симпатию к ним.

 При исследовании  половой дифференциации межличностных  отношений дошкольников данной  группы  мы заметили тенденцию  более благоприятного положения  в группе девочек, чем мальчиков.  Выявляется такой характер связи как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в « 1 » статусной категории, «звезды»). Также наблюдаются и явления  «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек). 

Сравнение ожидаемых  и оправдавшихся  выборов позволяет вычислить коэффициент осознаннонасти отношений.  Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27%.

       Таким образом, у детей общее  число ожидаемых выборов значительно  больше, чем оправдавшихся и этот  факт свидетельствует о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

3.Статусное положение детей с различными уровнями тревожности

 

Таблица 3: Статусное положение детей с  различным уровнем тревожности

 

Количество детей, имеющих статус

I

II

III

IV

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

-

-

-

-

1

10%

1

10%

Средний

1

10%

1

10%

2

20%

-

-

Низкий

1

10%

1

10%

2

20%

-

-


 

Сопоставляя статусное  положение каждого ребенка группы с  присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты:  из общего количества детей I статуса («звезды») 1 ребёнок имеет низкий уровень тревожности и 1 - средний уровень тревожности; из всех детей группы, находящихся во II  статусе («предпочитаемые») 1 ребенок имеет низкий уровень тревожности и 1 имеет средний уровень тревожности; из всех детей III статуса («принятые») 1 имеет высокий уровень тревожности, 2 детей имеют средний уровень тревожности и 2 детей имеют низкий уровень тревожности; 1 ребенок, находящийся в IV статусе («не принятые»), имеет высокий уровень тревожности (см. приложение 4)

Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте