Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, наметить пути возможной коррекции тревожности.
Гипотеза: начиная исследование, мы предполагали, что дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе сверстников.
Задачи:
Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;
Изучить пути возможной психокоррекции, путем совершенствования детско-родительских отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Глава I Эмоциональная тревожность. Влияние тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников, На статусноеположение в группе.
1.Страх и тревожность; сходство и отличие…………………………………………………………………………..................................3
2. Тревожность, как проявление особенностей эмоциональной сферы……………………………………………………………………………………..................12
3.Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….............................13
4. Особенности развития самооценки
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и его статус
в группе ………………………………………………………………………….............................28
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе сверстников.
1.Характеристика эмоциональной сферы детей……………………………...........................32
2.Характеристика межличностных отношений
в группе детей старшего дошкольного возраста …………………….....................................51
3.Статусное положение детей с различными уровнями
тревожности………………………………………………………………………….......................56
4.Процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью
преодоления тревожности. .………………………………………………………………………….57
Выводы……………………………………………………………….................................................................61
Педагогические рекомендации…………………………….........................................................63
Заключение…………………………………………………………………………......................................64
Литература…………………………………………………………………………........................................65
Приложения………………………………………………………………………………………..…….…..69
В некоторых рисунках дети изображают военную тематику: человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что может указывать на наличие у некоторых детей агрессивных тенденций ( например рисунок Саши Ч., Димы Д.)
В рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно у девочек Леры Т., Ярославы Я.. Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры может свидетельствовать о преобладающих демонстративных тенденций у детей.
Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях как в семье, так и в группе сверстников.
Несмотря на демонстративность, в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. По результатам социометрии они имеют благоприятную статусную категорию, и с ними охотно общаются многие дети.
Анализируя рисунок Юли К., мы обнаружили высокий уровень тревожности. У девочек возникают трудности в общении с детьми, Юля К. находится в статусной категории "не - принятых" и не имеет ни одного выбора.
При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, но другого типа, т.е. можно предположить, что у Юли К. демонстративность проявляется по типу «бегства в воображение».
Ребенок
с таким видом менее
Компенсируя испытываемый
им недостаток внимания, такой ребенок
иногда лжет, что вызывает к нему
отрицательное отношение со стороны
детей (особенно, если такая черта
отрицательно оценивается воспитателем).
Рисуя человека, ребенок с таким видом демонстративности компенсирует свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однако на рисунке Юли К. элементы декорированности носят более сдержанный характер, чем декорированность фигур на рисунках Леры Т, Ярославы Я. На рисунке есть некоторые показатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Одна из отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер - прорисовка ног.
В первом
случае девочки рисовали
В процессе рисования Юля К. часто обращалась за поддержкой, переспрашивала или правильно она рисует и все ли она правильно делает. При рисовании сильно наживала на карандаш. О повышенной степени тревожности свидетельствует «тревожная линия». На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделать вывод, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу). Редуцированные кисти рук свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Возможно, что у девочки наоборот, потребность в общении может быть очень высокая, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений эта потребность подавлена, загнана внутрь. Волосы девочка изобразила сильной штриховкой, что также может говорить о тревоге, связанной с мышлением или воображением.
Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление тревожности. Например, рассмотрим рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил туловище: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворенных, остро осознаваемых ребенком потребностей; туловище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Одновременно фигура человека изображена как бы на ветру, что говорит о потребности этого ребенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном доме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня тревожности. При зарисовке дерева изобразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.
Дима Д. по данным
социометрического исследования имеет
благоприятную статусную
Для рисунка
дерева характерна размашистая
штриховка, особенно выделены
ветки деревьев, которые направлены
вверх – проявление
Возможно Дима Д. – агрессивный лидер, при изучении его рисунка обнаруживается стремление к власти. Мальчик популярен, получил много выборов детей, но он предпочитает общаться только с двумя из них (это взаимные выборы). Эти дети имеют одинаковую с ним статусную категорию «звезды». У ребят образовался как бы свой круг общения, в который они не хотят принимать других детей.
Павел П. Расположил все три рисунка в самом низу листа бумаги, рисунки очень маленькие, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности в себе, чувство неполноценности. На всех трех рисунках ребенок интенсивно выделял некоторые детали – это показывает высокую тревожность ребенка. В рисунке человека ноги широко расставлены это, возможно, пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) ребенка. Ступни непропорционально длинные – потребность ребенка в безопасности, а может потребность демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, что показывает поиск контактов с окружающим, чувствительность к окружающему.
Домик маленький,
расположен с самого края
Настя Т. на рисунке изобразила линию земли – это показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. По данным социометрического исследования мы знаем, что Настя имеет мало выборов, (может быть причина в том, что девочка совсем недавно появилась в группе и возможно еще не установлен контакт с детьми).
На рисунке девочка штриховкой выделила волосы, платье человека, листву дерева – это также говорит о признаках тревожности. Руки изображены короткими, кисти не выделены, что говорит о сниженной практике общения. Потребность в общении есть, но не удовлетворена. Штриховка рук также свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у Насти связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Во время рисования Настя вела себя спокойно, прикрывала рукой рисунок от других детей.
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом – настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.
На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Положение в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Правая и
левая полуплоскость листа
Необходимо
осторожно подходить к
К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.
Б) Графологические аспекты интерпретации.
К первому аспекту относится анализ линии.
Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.
Во втором аспекте
анализируется направление
«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.
«Поднимающиеся
линии», преобладание движения снизу
вверх направо – хорошее
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, клювы, зубы.
Для изучения эмоциональной сферы детей мы провели также методику “Рисунок несуществующего животного”. В результате проведенного эксперимента мы имеем следующие показатели, например:
Анализируя рисунок Ярослава Ч. мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Можно говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр - острозуб. В рисунке видны признаки тревожности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рукой рисунок. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунок получился очень крупный, и как бы “запачканный”, что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.
Анализируя рисунок Юли К. также можно сказать о существующих элементах агрессии, так как на рисунке животного Юля изобразила длинный пальцы с острыми когтями. Несколько раз стирала рисунок, не знала как расположить. При рисовании девочка немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. У девочки, возможно, есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется (Юля имеет неблагоприятную статусную категорию).
Информация о работе Проявление тревожности в дошкольном возрасте