Психодиагностика родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат

Описание работы

Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика родительства.docx

— 141.78 Кб (Скачать файл)

Психодиагностика родительства

      Представленный  ниже набор психодиагностических  методик отражает  подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие. Характер, модальность и содержание этих компонентов, их соотношение и взаимодействие образуют систему субъективно-психологических факторов формирования и реализации родительства. Родительство является динамическим личностным образованием, включающим основные этапы формирования: становление на субъективно—личностном уровне (материнство и отцовство) и на надындивидуальном уровне (родительство).

Социально-экономические и другие внешние факторы формирования родительства найдут свое отражение во всех проявлениях родительства, его компонентах (ценностях, отношениях, позициях и т. п.), причем, как указывал С. Л. Рубинштейн, «внешние условия всегда преломляются через внутренние обстоятельства», поэтому психолог не диагностирует внешние обстоятельства, он лишь констатирует, как они отражаются в психической реальности человека. Для психолога-исследователя и практика важны именно эти «внутренние обстоятельства», поскольку диагностика для него является не самоцелью, а — основой для дальнейшей профессиональной работы — психологического сопровождения, психокоррекции, психотерапии родителей.

Предлагаемая психодиагностика проводится с отцами и матерями отдельно. В некоторых случаях к исследованию привлекаются дети. Пакет содержит следующие методики:

  1.    опросник «Сознательное родительство» для изучения осознанности всех компонентов родительства как интегрального образования личности (родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение);
  2. методика «Представления об идеальном родителе» для изучения представления об идеальном родителе и соотнесения с реальным родителем, включающим эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительства;

3.    стандартизированая анкета «Принятие родительской роли» для изучения    характера принятия родительской роли (стереотипность, присвоение примера родителей, внезапность перехода к родительской роли, раннее усвоение принятие ответственности) в соотнесении с фактором этнической идентичности родителей (культурная, социальная, личностная);

5. опросник родительской любви и симпатии для выявления уровня родительских чувств к ребенку, их биологической (родительский инстинкт) и психологической составляющих;

6.   методика «Родительская любовь» для изучения характера родительских чувств и определения компонентного состава (когнитивный, эмоциональный, поведенческий);

7.    общая схема диагностического процесса в работе с семьей.

А. Исследование представлений вредительстве как интегральном образовании личности

Опросник «Сознательное родительство» *

Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:

1) диагностическую,

2) рефлексивную,

3) стимулирующую.

Данный опросник можно использовать при индивидуальной диагностике родителя, для констатации осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой для оценки согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Благодаря сравнительному анализу ответов супругов, можно обнаружить конфликтные позиции, а также позиции супружеского несоответствия в компонентах родительства. Опросник имеет две формы — для отцов и матерей.

Вариант для мужчин

Инструкция: отвечая на вопросы поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который Вам подходит более всего.

1. Стремитесь ли Вы  к согласованию своих планов  с планами других членов семьи:

□ крайне редко;

□ редко; - иногда;

□ не всегда; - часто.

2. Думаю, что в дальнейшем  наш ребенок не будет причинять  значительного беспокойства:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ скорее согласен;

□ согласен.

3. Я смогу все простить  своему ребенку:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

4. Понимаете ли Вы свою  роль в укреплении семьи:

□ не задумывался;

□ не уверен, что могу что-то изменить;

□ от меня зависит не больше, чем от моей жены; D понимаю;

□ очень многое в моих силах.

5.  Какую Вам роль лучше удается реализовать в семье (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.

6. Как Вы считаете, какую роль лучше удается реализовать Вашей супруге (подчеркните 5 позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.

7.  Сможете ли Вы  поступиться своими будущими  планами ради интересов семьи:

□ мне это сложно;

□ скорее не смогу;

□ в определенных ситуациях это возможно;

□ скорее смогу;

□ смогу, для меня семья важнее всего.

8. Нужно обсуждать возникающие  противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем:

□ не согласен,

□ скорее не согласен,

□ не уверен,

□ почти согласен,

□ согласен,

9. Дети были бы более  счастливы и лучше бы себя  вели, если бы родители проявляли  интерес к их делам:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

10. Считаете ли Вы, что  на Ваше слово можно всегда  положиться:

□ да;

□ нет.

11. Принимая какое-либо  решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своего ребенка:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

12. Всегда ли контакты  с женой и ребенком/детьми оставляют  у Вас приятные переживания:

□ редко;

□ чаще нет;

□ иногда;

□ чаще да;

□ почти всегда.

13. Я уверен в себе  как родитель, в своих силах  и возможностях:

□ нет, это неверно для меня;

□ скорее не согласен;

□ 50/50;

□ почти согласен;

□ да, это верно.

14. Вы проводите свой  досуг вместе со своей семьей:

□ крайне редко;

□ нечасто;

□ иногда;

□ часто;

□ практически всегда;

15. Дети, с которыми у  родителей установлены неформальные  отношения, чаще всего бывают  счастливы:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен; D согласен;

16. Я чересчур снисходителен  к домашним:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

17. В определенных пределах  родители должны обращаться с  ребенком как с равным:

□ нет, это неверно;

□ скорее не согласен;

□ не уверен; D скорее да;

□ да, это так.

18. Умеете ли Вы понимать  чувства членов своей семьи:

□ мне это очень сложно; О далеко не всегда;

□ иногда;

□ довольно часто;

□ умею.

19. Вы опаздывали когда-нибудь  на занятия или свидание:

□ да;

□ нет.

20.  Несправедливо, если  женщина вынуждена нести одна  все бремя воспитания ребенка:

□ почему бы и нет: мать лучше чувствует своего ребенка;

□ скорее, это справедливо;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен: воспитывать ребенка должны оба родителя.

21. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и более детей (подчеркните)

22. Я готов отдать свое  счастье ради счастья своего  ребенка:

□ готов;

□ скорее да;

□ не уверен;

□ скорее нет;

□ не готов.

23. Иногда необходимо, чтобы  родители сломили волю ребенка:

□ согласен;

□ скорее согласен;

□ не уверен;

□ скорее не согласен;

□ не согласен.

24. Я искренен с супругой  и ребенком/детьми:

□ редко;

□ иногда;

□ не всегда;

□ довольно часто;

□ часто.

25. Я общаюсь со своей  семьей чаще с позиции сотрудничества:

□ нет;

□ скорее нет;

□ не знаю;

□ скорее да;

□ да.

26. Может ли ребенок  вызывать у родителей негативные  чувства:

□ нет;

□ скорее нет;

□ не уверен;

□ скорее да;

□ может.

27. Считаю себя отзывчивым  к призывам о помощи в своей  семье:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

28. У Вас возникает иногда  желание побыть в одиночестве:

□ да;

□ нет.

29. Вам нравится проводить  время в кругу семьи:

□ очень редко;

□ чаще нет;

□ иногда;

□ чаще да;

□  нравится.

30. Ребенок имеет право  на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено  ее высказывать:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

31. Считаю себя компетентным  родителем:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

32. Я способен признать  свою неправоту в отношениях  в семье:

□ несогласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

33. Я как родитель умею  настоять на своем:

□ почти всегда;

□ часто;

□ иногда;

□ редко;

□ нет, это мне не свойственно.

34. Я терпим к недостаткам  членов моей семьи:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

35. Всей семье будет  лучше, если всю ответственность  и заботу о ней возьмет на себя мать:

□ согласен;

□ скорее согласен;

□ не уверен;

□ скорее не согласен;

□ не согласен.

36. Согласны ли Вы, что  даже если муж и жена любят  друг друга, то все равно они  могут раздражать друг друга  и ссориться:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

□ согласен.

37. Любите ли Вы иногда  прихвастнуть:

□ да;

□ нет.

38. В семейной жизни  для меня важно опираться лишь  на собственные взгляды, даже  если они противоречат общественному мнению:

□ не согласен;

□ скорее не согласен;

□ не уверен;

□ почти согласен;

Информация о работе Психодиагностика родительства