Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат
Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
47. Благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе:
□ нет, работа не менее важна, чем семья;
□ не уверена;
□ 50/50;
□ скорее, да;
□ полностью согласна.
48. В нашей семье уделяется
мало внимания обсуждению
□ согласна;
□ скорее согласна;
□ не уверена;
□ скорее не согласна;
□ не согласна.
Обработка результатов опросника «Сознательное родительство»
1. Начать обработку лучше с подсчета баллов по шкале лжи в соответствии с ключом:
ответы «нет» на вопросы № 19, 28, 37, 40, 44; ответ «да» на вопрос № 10.
При сумме баллов более 5, ответы опросника имеет смысл считать недостоверными.
2. Каждому перечню ответов соответствует прямая шкала перевода вербальных оценок в балльные, т. е. выбор первой позиции среди вариантов ответов присуждается 1 балл, второй — 2, третьей — 3, четвертой — 4, пятой — 5 баллов. Исключение составляют вопросы № 4, 5, 18.
3. Сумма баллов подсчитывается
отдельно по каждой шкале
— Родительские позиции — 2, 11,17, 25, 33, 42;
— Родительские чувства — 3, 12, 18, 26, 34, 43;
— Родительская ответственность — 4, 13, 20, 27, 35, 45;
— Родительские установки и ожидания - 5, 6, 21, 29, 36, 46;
— Семейные ценности — 7, 14, 22, 30, 38, 47;
— Стиль семейного воспитания — 8, 15, 23, 31, 39, 48;
— Родительское отношение - 1, 9, 16, 24, 32, 41.
4. Вопросы № 5, 6 — оценивается совпадение выбранных позиций обоих партнеров, где каждое совпадение оценивается 1 баллом. Соответственно сумма баллов по этим вопросам будет совпадать в семейной паре как у мужчины, так и у женщины.
5. В вопросе № 21 совпадение выбранной позиции с ответом партнера, оценивается 5 баллами, любое другое несовпадение — 1 балл.
Чем больше количество баллов, тем выше уровень осознанности родительства. Следовательно, чем выше оценка по конкретной шкале, тем выше уровень осознанности конкретного компонента родительства.
Методика «Представления об идеальном родителе»*
На основе полученных сочинений, с помощью контентана-лиза мы разработали авторскую методику семантического дифференциала, которую назвали «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по семибальной шкале (3, 2, 1,0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
СТРУКТУРА МЕТОДИКИ
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, которые дополнялись собственными идеями.
1. Все заложенные в
методику качества
2. При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:
• положительное - отрицательное (робкий — смелый, сильный — слабый);
• должное — необязательное (должен быть справедливым — может быть несправедливым, должен все знать — может чего-то не знать);
• теплое — холодное (доверяющий детям — не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
• предлагаемое — отвергаемое (бескорыстный — расчетливый, альтруист — эгоист);
• достижимое — неосуществимое (всегда терпелив — не всегда терпелив,
• всегда понимает — не всегда понимает);
• простое — сложное (решающий за детей — не решающий за детей, компетентный — некомпетентный).
Методика дана в том порядке, в котором она создавалась; в таблице приведены номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например, трудно угадать социально желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.
Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный — первые 18 пар, эмоциональный — вторые 18 пар с 19 по 36, поведенческий — последние 18 пар с 37 по 54), в итоге получаем три показателя:
1. когнитивный показатель
представлений об идеальном
2. эмоциональный показатель
представлений об идеальном
3. поведенческий показатель
представлений об идеальном
Испытуемый может набрать от —54 до +54 по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящие к качествам справа, «положительным», берутся со знаком «плюс», а баллы, относящие к качествам слева «отрицательным», берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен шрифтом):
слабый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
сильный |
неблагоразумный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и —1 (так как «неблагоразумный находится в левой части). Итого: 2 — 1 = 1 и так далее.
Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
1 |
слабый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
сильный | |||||||||||||||||||
2 |
неблагоразумный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
благоразумный | |||||||||||||||||||
3 |
непрактичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
практичный | |||||||||||||||||||
4 |
должен быть справедливым |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может быть не справедливым | |||||||||||||||||||
5 |
должен все знать |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может чего-то не знать | |||||||||||||||||||
6 |
должен ставить детей на первое место |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может не ставить детей на первое место | |||||||||||||||||||
7 |
не доверяющий детям |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
доверяющий детям | |||||||||||||||||||
8 |
соперничающий с детьми |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
сотрудничающий с детьми | |||||||||||||||||||
9 |
злопамятный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
прощающий | |||||||||||||||||||
10 |
расчетливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
бескорыстный | |||||||||||||||||||
11 |
эгоист |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
альтруист | |||||||||||||||||||
12 |
безответственный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
ответственный | |||||||||||||||||||
13 |
всегда терпелив |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда терпелив | |||||||||||||||||||
14 |
всегда понимает |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда понимает | |||||||||||||||||||
15 |
всегда прав |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда прав | |||||||||||||||||||
16 |
решающий за детей |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не решающий за детей | |||||||||||||||||||
17 |
не уважающий детей |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
уважающий детей | |||||||||||||||||||
18 |
требовательный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
снисходительный | |||||||||||||||||||
19 |
несчастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
счастливый | |||||||||||||||||||
20 |
грустный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
радостный | |||||||||||||||||||
21 |
злой |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
добрый | |||||||||||||||||||
22 |
должен интересоваться детьми |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может не интересоваться детьми | |||||||||||||||||||
23 |
должен быть спокойным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может быть разраженным | |||||||||||||||||||
24 |
должен гордиться детьми |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может не гордиться детьми | |||||||||||||||||||
25 |
строгий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
мягкий | |||||||||||||||||||
26 |
жестокий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
ласковый | |||||||||||||||||||
27 |
холодный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
теплый | |||||||||||||||||||
28 |
не одобряющий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
одобряющий ребенка | |||||||||||||||||||
29 |
безжалостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
жалеющий | |||||||||||||||||||
30 |
не любящий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
любящий | |||||||||||||||||||
31 |
всегда довольный детьми |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда довольный детьми | |||||||||||||||||||
32 |
никогда не кричащий на ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
иногда кричащий на ребенка | |||||||||||||||||||
33 |
не обижающийся на детей |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
обижающийся на детей | |||||||||||||||||||
34 |
стыдящийся за ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не стыдящийся за ребенка | |||||||||||||||||||
35 |
не готовый к родитель-ству |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
готовый к родитель-ству | |||||||||||||||||||
36 |
боящийся извиниться перед ребенком |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не боящийся извиниться перед ребенком | |||||||||||||||||||
37 |
не воспитывающий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
воспитывающий | |||||||||||||||||||
38 |
усталый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
отдохнувший | |||||||||||||||||||
39 |
не обучающий ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
обучающий ребенка | |||||||||||||||||||
40 |
должен быть опытным родителем |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может быть неопытным родителем | |||||||||||||||||||
41 |
должен жить для ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может жить для себя | |||||||||||||||||||
42 |
должен проводить с ребенком много времени |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
может проводить с ребенком мало времени | |||||||||||||||||||
43 |
не хвалящий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
хвалящий | |||||||||||||||||||
44 |
не балующий ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
балующий ребенка | |||||||||||||||||||
45 |
не опекающий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
опекающий | |||||||||||||||||||
46 |
не слушающий ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
слушающий ребенка | |||||||||||||||||||
47 |
не помогающий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
помогающий | |||||||||||||||||||
48 |
приказывающий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
просящий | |||||||||||||||||||
49 |
всегда может повлиять на ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда может повлиять на ребенка | |||||||||||||||||||
50 |
никогда не командующий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
иногда командующий | |||||||||||||||||||
51 |
всегда выполняющий капризы ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не всегда выполняющий капризы ребенка | |||||||||||||||||||
52 |
вмешивающийся в жизнь ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не вмешивающийся в жизнь ребенка | |||||||||||||||||||
53 |
ограничивающий свободу ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не ограничивающий свободу ребенка | |||||||||||||||||||
54 |
критикующий ребенка |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
не критикующий ребенка |
Структура методики «Идеальный родитель»
Антиномии |
Когнитивный аспект (№ вопросов) |
Эмоциональный аспект (№ вопросов) |
Поведенческий аспект (№ вопросов) |
Положительное - отрицательное |
1-3 |
19-21 |
37-39 |
Должное -необязательное |
4-6 |
22-24 |
40-42 |
Теплое -холодное |
7-9 |
25-27 |
43-45 |
Предлагаемое - отвергаемое |
10-12 |
28-30 |
46-48 |
Достижимое - неосуществимое |
13-15 |
31-33 |
49-51 |
Простое - сложное |
16-18 |
34-36 |
52-54 |
Б. Комплексное исследование принятия родительской роли с учетом этнопсихологических особенностей
Эта группа методик для семьи (папа—мама—ребенок) входит в диагностический пакет по сельской семье в силу того, что именно в сельском социуме на формирование родительства значительное влияние оказывают этнокультурные традиции, которые в условиях монокультурной и поликультурной среды различны. Психологическое сопровождение этнических сельских семей должно строиться на знании их этнопсихологических особенностей, которые обусловливают характер принятия и исполнения родительской роли.
Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитательной функции. Выполнение этой роли определяется как основными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека (в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли).
Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Можно выделить ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:
1) освоение роли родителя происходит с первых лет жизни человека;
2) решающее влияние
на ее усвоение оказывает
3) характеризуется необычайной устойчивостью (при принятии этой роли от нее трудно и даже невозможно отказаться);
4) она высокостереотипна как в плане рождения, так и воспитания детей;
5) переход к исполнению
роли происходит достаточно
Структура существующих в семье ролей является социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности. Данная анкета позволяет не только определить степень адекватности исполнения родительской роли другим социальным ролям, выполняемым индивидом в семье, но и выявить характер внутри-личностной согласованности национально-этнической идентичности личности и родительства как интегрального образования личности.
Анкета состоит из 31 вопроса, на которые родители и ребенок должны отвечать индивидуально.
Анкета «Принятие и исполнение родительской роли»* ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Инструкция: «Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в исследовании социально-психологических и национальных особенностей связанных с исполнением родительской роли, и поделиться своими мыслями, чувствами и опытом, накопленным в воспитании собственных детей.
Наше с Вами сотрудничество будет тем плодотворнее, чем более искренними Вы будете в своих ответах — очень важно, чтобы ни один из вопросов анкеты не был пропущен!». Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:
№ п/п |
Вопрос |
да |
нет |
1 |
Как Вы считаете, является ли материнство обязательным условием полноценно прожитой жизни? |
||
2 |
Как Вы считаете, является ли отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни? |
||
3 |
Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в настоящей семье? |
||
4 |
Было ли рождение Вашего ребенка (детей) строго запланированным? |
||
5 |
Согласны ли Вы с тем, что подготовку к родительству молодых людей нужно осуществлять в рамках специальных учебно-воспитательных программ? |
||
6 |
Как Вы считаете, до какого возраста ребенка родители несут за него полную ответственность? |
ДО лет | |
7 |
Каков, по Вашему мнению, оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому? |
||
8 |
Какое количество детей в семье Ваших родителей вместе с Вами (включая всех родных братьев и сестер)? |
||
9 |
Знает ли Ваш ребенок (дети) свой фамильный род? |
||
10 |
Знаете ли Вы происхождение своих предков и их род занятий? |