Психодиагностика родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат

Описание работы

Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика родительства.docx

— 141.78 Кб (Скачать файл)

Г. Методика диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

Практикум «Родительские победы и поражения»

Цель выяснить:

— какие имеются достижения в семейном воспитании;

— в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения

1.   Сообщение целевой  установки.

2.   Деление родителей-участников  на микрогруппы.

3.   Консультации по  заполнению диагностических анкет.

4.   Заполнение анкет  каждым играющим, работа аналитиков  групп.

5.   Ознакомление групп  с итогами диагностирования.

Послеигровая деятельность

Составление общей диагностики системы.

Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.

Проведение педагогических консилиумов на основании диагностики.

399

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ

Ф. И. О. ученика

класс

Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлетворенность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителями?

Подчеркните соответствующее:

A.  1 — хорошие способности  к учению;

2 — хорошая работоспособность  на уроке;

3 — хорошая память, внимание;

Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе;

5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;

6 - умение всегда быть  в хорошем настроении;

7 — доброта, чуткость, внимание  к людям;

8 - умение находить общий  язык с учителями, родителями, сверстниками;

B.  9 — умение вести  себя в обществе;

10 - отсутствие мстительности, злопамятности;

11 - умение трудиться, трудолюбие;

12 - скромность, застенчивость.

Что в характере Вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?

A.  1 — слабые способности  к учению;

2 — низкая работоспособность  на уроке;

3 — плохая память, внимание;

Б. 4 - недисциплинированность, грубость, непослушание;

5 — слабая воля, неуверенность  в себе;

6 - неумение держать хорошее  настроение;

7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;

8 - неумение находить общий  язык с учителями, родителями, сверстниками;

B.  9 — неумение вести  себя в обществе;

10 — злопамятность, мстительность;

11 - неумение трудиться;

12 - излишняя скромность, застенчивость.

400

Диагностическая карта родителей

№ п/п

Ф.И.О.

Номер проблемы Блок «А»       Блок «Б»         Блок «В» 12 3        4 5 6 7 8       9 10 11   12

Ключевые проблемы (расшифровка)

       
       
       
       

Приведенные в таблице общие данные по классу представляют следующие данные: в чем затрудняется большинство родителей, и какие проблемы испытывают их дети. На основе опросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуальную работу с семьей. Есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.

Г. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нарушений.

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1989):

• первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно

401

протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

• второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

В ходе первичной диагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: Может ли он сам оказать помощь семье? Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? Кто в семье нуждается в его помощи? Каков характер этой помощи?

Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.

Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Психодиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.

 

 

Список литературы

 

1. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. /А. Я. Варга. СПб., 2001. 144с.

3.  Головина А. Г. //Семейная психология и семейная терапия. 2001. №1. С. 80-95.

4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Отв. ред. И. В. Дубровина. М., 1987. 235 с.

5.  Ковалев С. В. Психология современной семьи /С. В. Ковалев. М., 1988. 208 с.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000. 208 с.

 

 


Информация о работе Психодиагностика родительства