Психодиагностика родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат

Описание работы

Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика родительства.docx

— 141.78 Кб (Скачать файл)

Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») со следующими утверждениями:

 

№ п/п

Утверждения

да

нет

11

Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей

   

12

В детстве мне приходили мысли о том, как я буду относиться к своим детям

   

13

Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня

   

14

Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре

   

15

Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей)

   

16

Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют

   

17

Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею

   

В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:

18

Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический инстинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления - просто так случается;

 

19

На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании собственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои родители; 2) в основном на принятые в обществе нормы и требования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситуации.

 

380

20

Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал.

 

21

К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне.

 

22

Как Вы считаете, до какого времени родители должны материально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимости; 4) до момента вступления в брак.

 

23

Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след.

 

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

24

Вашу национальность по документам

 

25

Кем Вы сами себя считаете по национальности?

 

26

На каком языке Вы разговариваете в своей семье?

 

27

На каком языке Вы разговариваете со своими соседями?

 

28

На каком языке Вы думаете?

 

29

Сколько Вам было лет, когда Вы стали родителем?

 

Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:

№ п/п

Вопрос

да

нет

30

Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи?

 

31

Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)?

 

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ проводится в следующем порядке.

1. Перекодировать логические значения ответов в соответствии с ключом.

№ вопрос

ответ

Логическое выражение

 

да

нет

Условие, которое должно быть выполнено

Условие соблюдено

Условие не соблюдено

1

1

0

     

2

1

0

     

3

   

Совпадение значения с ответом на вопрос № 8

1

0

4

0

1

     

5

1

0

     

6

   

Указанное значение должно быть больше 0

1

0

7

   

Указанное значение должно быть больше 18

1

0

8

         

9

1

0

     

10

1

0

     

11

0

1

     

12

1

0

     

13

1

0

     

14

1

0

     

15

1

0

     

16

1

0

     

17

1

0

 

18

   

Выбор одного из варианта ответов

   
     

1

1

0

     

2

1

0

     

3 1 0


385

 

19

   

Выбор одного из варианта ответов

     
       

1

1

0

 
       

2

1

0

 
       

3 1 0

 
 

20

   

Выбор одного из варианта ответов

     
       

1

1

0

 
       

2

1

0

 
       

3

1

0

 
 

21

   

Выбор варианта ответа № 6) 1 0

 
 

22

   

Выбор одного из варианта ответов

     
       

1

1

0

 
       

2

1

0

 
       

3

1

0

 
       

4 1 0

 
 

23

   

Выбор одного из варианта ответов

     
       

1

1

0

 
       

2

1

0

 
       

3

1

0

 
       

4

1

0

 
 

24

   

Совпадение значения с ответом на вопрос № 25

1

0

 
 

25

   

Совпадение значения с ответом на вопрос № 28

1

0

 
 

26

   

Совпадение значения с ответом на вопрос № 27

1

0

 
 

27

   

Совпадение значения с ответом на вопрос № 28

1

0

 
 

28

           
 

29

   

Совпадение значения с ответом № 7

1

0

 
 

30

1

0

       
 

31

1

0

       
 

2. Подсчитать сумму баллов  по каждой из характеристик  родительской роли и аспектов этнической идентичности в соответствии с таблицами:

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ

Таблица 45

Исследуемый параметр

Сумма баллов в ответах

стереотипность

Ст

1 2 18 - вариант ответа 2

устойчивость

Уст

11 15 30 31

присвоение примера родителей

Ппр

3 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 1 20 - вариант ответа 1 30

внезапность перехода к родительской роли

Вн

4 5 18 - вариант ответа 3

раннее усвоение

РУ

12 13

принятие ответственности

Отв

6 - соблюдение условия 7 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 3 22 - вариант ответа 3 29 - соблюдение условия


Интерпретация результатов

Высокие показатели по шкале социально—ролевой адекватности исполнения родительской роли говорят об отсутствии противоречий в структурно-ролевых позициях членов семьи, находящейся в условиях иноэтнической ситуации, при этом адекватность исполнения родительской роли отца тем выше, чем более развит ее культурно—этнический компонент. Низкие показатели поданной шкале говорят о затрудненной адаптации родителей в инокультур-ной среде и рассогласовании в структуре социальных ролей, выполняемых в семье.

Однако следует отметить, что в условиях иноэтнической ситуации высокоадекватное выполнение родительской роли надындивидуально связано со склонностью родителей к построению социально желаемого образа ребенка. Родители требуют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представления и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если же их надежды не оправдываются, то высокие требования в безоговорочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка собственных нежела-емых качеств со стороны отца. Родители склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».

Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по данной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирующего этноса для общения в своей семье, идентификация с доминирующей нацией, следование принятым в обществе нормам и требованиям в воспитании детей, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окружении стереотипами («семья без детей — не семья», «быть матерью — долг каждой женщины» и т. п.).

Позиция родителей по отношению к детям в семье тесно связана с тем, какой из национально-этнических компонентов преобладает в структуре родительской роли.

Порядок обработки данных анкеты

На стереотипность выполнения родительской роли указывают утвердительные ответы на 1 и 2 вопросы, а в 18 вопросе — вариант ответа № 2.

Об устойчивости родительской роли при ее принятии свидетельствуют утвердительные ответы на 15, 38 , 39 вопросы и отрицательный ответ на 11.

На присвоение примера родителей в выполнении данной роли указывает совпадение ответов на 3 и 8 вопросы, выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 1 и утвердительный ответ на 38 вопрос.

О внезапности перехода к родительской роли можно судить при отрицательном ответе на 4 вопрос, утвердительном — на 5 и при выборе варианта ответа №3 в 18.

О раннем усвоении родительской роли — при утвердительных ответах на 12 и 13 вопрос.

0 мере принятия ответственности за родительскую роль — ответы на 7, 33 вопросы, утвердительный ответ на 16 и выбор в 19 и 22 вопросах варианта ответа № 3.

В. Методики для исследования родительских чувств Опросник родительской любви и симпатии*

Часть I

Цель: выявить преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь).

Инструкция: «Ниже даны двадцать утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по Вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с Вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует». Варианты ответа:

4 — да, это так;

3— вероятно это так;

2— вряд ли это так;

1 — нет, это совсем  не так.

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИИ

1. Я считаю, что я и  мой ребенок можем абсолютно  доверять друг другу.

2. Когда мы вместе, у  нас схожее настроение.

3. Я считаю, что знаю  достоинства и недостатки моего  ребенка и принимаю его таким, каков он есть.

4. Мой ребенок очень  умный.

5.  Ради моего ребенка  я готов(а) на любые жертвы.

6.  В большинстве случаев  мой ребенок нравится людям  сразу же после знакомства.

7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим  ребенком.

8. Я думаю, что мы с  ребенком во многом похожи.

9. Я чувствую ответственность  за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно со мной.

10. Мне хотелось бы, чтобы  мой ребенок был похож на  меня.

Информация о работе Психодиагностика родительства