Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат
Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») со следующими утверждениями:
№ п/п |
Утверждения |
да |
нет |
11 |
Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей |
||
12 |
В детстве мне приходили мысли о том, как я буду относиться к своим детям |
||
13 |
Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня |
||
14 |
Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре |
||
15 |
Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей) |
||
16 |
Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют |
||
17 |
Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею |
В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:
18 |
Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический инстинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления - просто так случается; |
|
19 |
На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании собственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои родители; 2) в основном на принятые в обществе нормы и требования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситуации. |
380
20 |
Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал. |
|
21 |
К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне. |
|
22 |
Как Вы считаете, до какого времени родители должны материально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимости; 4) до момента вступления в брак. |
|
23 |
Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след. |
УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
24 |
Вашу национальность по документам |
|
25 |
Кем Вы сами себя считаете по национальности? |
|
26 |
На каком языке Вы разговариваете в своей семье? |
|
27 |
На каком языке Вы разговариваете со своими соседями? |
|
28 |
На каком языке Вы думаете? |
|
29 |
Сколько Вам было лет, когда Вы стали родителем? |
Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:
№ п/п |
Вопрос |
да |
нет |
30 |
Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи? |
||
31 |
Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)? |
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ проводится в следующем порядке.
1. Перекодировать логические значения ответов в соответствии с ключом.
№ вопрос |
ответ |
Логическое выражение | |||
да |
нет |
Условие, которое должно быть выполнено |
Условие соблюдено |
Условие не соблюдено | |
1 |
1 |
0 |
|||
2 |
1 |
0 |
|||
3 |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 8 |
1 |
0 | ||
4 |
0 |
1 |
|||
5 |
1 |
0 |
|||
6 |
Указанное значение должно быть больше 0 |
1 |
0 | ||
7 |
Указанное значение должно быть больше 18 |
1 |
0 | ||
8 |
|||||
9 |
1 |
0 |
|||
10 |
1 |
0 |
|||
11 |
0 |
1 |
|||
12 |
1 |
0 |
|||
13 |
1 |
0 |
|||
14 |
1 |
0 |
|||
15 |
1 |
0 |
|||
16 |
1 |
0 |
|||
17 |
1 |
0 |
|||
18 |
Выбор одного из варианта ответов |
||||
1 |
1 |
0 | |||
2 |
1 |
0 | |||
3 1 0 |
385
19 |
Выбор одного из варианта ответов |
||||||
1 |
1 |
0 |
|||||
2 |
1 |
0 |
|||||
3 1 0 |
|||||||
20 |
Выбор одного из варианта ответов |
||||||
1 |
1 |
0 |
|||||
2 |
1 |
0 |
|||||
3 |
1 |
0 |
|||||
21 |
Выбор варианта ответа № 6) 1 0 |
||||||
22 |
Выбор одного из варианта ответов |
||||||
1 |
1 |
0 |
|||||
2 |
1 |
0 |
|||||
3 |
1 |
0 |
|||||
4 1 0 |
|||||||
23 |
Выбор одного из варианта ответов |
||||||
1 |
1 |
0 |
|||||
2 |
1 |
0 |
|||||
3 |
1 |
0 |
|||||
4 |
1 |
0 |
|||||
24 |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 25 |
1 |
0 |
||||
25 |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 28 |
1 |
0 |
||||
26 |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 27 |
1 |
0 |
||||
27 |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 28 |
1 |
0 |
||||
28 |
|||||||
29 |
Совпадение значения с ответом № 7 |
1 |
0 |
||||
30 |
1 |
0 |
|||||
31 |
1 |
0 |
|||||
2. Подсчитать сумму баллов по каждой из характеристик родительской роли и аспектов этнической идентичности в соответствии с таблицами:
ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ
Таблица 45
Исследуемый параметр |
Сумма баллов в ответах | |
стереотипность |
Ст |
1 2 18 - вариант ответа 2 |
устойчивость |
Уст |
11 15 30 31 |
присвоение примера родителей |
Ппр |
3 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 1 20 - вариант ответа 1 30 |
внезапность перехода к родительской роли |
Вн |
4 5 18 - вариант ответа 3 |
раннее усвоение |
РУ |
12 13 |
принятие ответственности |
Отв |
6 - соблюдение условия 7 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 3 22 - вариант ответа 3 29 - соблюдение условия |
Интерпретация результатов
Высокие показатели по шкале социально—ролевой адекватности исполнения родительской роли говорят об отсутствии противоречий в структурно-ролевых позициях членов семьи, находящейся в условиях иноэтнической ситуации, при этом адекватность исполнения родительской роли отца тем выше, чем более развит ее культурно—этнический компонент. Низкие показатели поданной шкале говорят о затрудненной адаптации родителей в инокультур-ной среде и рассогласовании в структуре социальных ролей, выполняемых в семье.
Однако следует отметить, что в условиях иноэтнической ситуации высокоадекватное выполнение родительской роли надындивидуально связано со склонностью родителей к построению социально желаемого образа ребенка. Родители требуют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представления и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если же их надежды не оправдываются, то высокие требования в безоговорочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка собственных нежела-емых качеств со стороны отца. Родители склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».
Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по данной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирующего этноса для общения в своей семье, идентификация с доминирующей нацией, следование принятым в обществе нормам и требованиям в воспитании детей, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окружении стереотипами («семья без детей — не семья», «быть матерью — долг каждой женщины» и т. п.).
Позиция родителей по отношению к детям в семье тесно связана с тем, какой из национально-этнических компонентов преобладает в структуре родительской роли.
Порядок обработки данных анкеты
На стереотипность выполнения родительской роли указывают утвердительные ответы на 1 и 2 вопросы, а в 18 вопросе — вариант ответа № 2.
Об устойчивости родительской роли при ее принятии свидетельствуют утвердительные ответы на 15, 38 , 39 вопросы и отрицательный ответ на 11.
На присвоение примера родителей в выполнении данной роли указывает совпадение ответов на 3 и 8 вопросы, выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 1 и утвердительный ответ на 38 вопрос.
О внезапности перехода к родительской роли можно судить при отрицательном ответе на 4 вопрос, утвердительном — на 5 и при выборе варианта ответа №3 в 18.
О раннем усвоении родительской роли — при утвердительных ответах на 12 и 13 вопрос.
0 мере принятия ответственности за родительскую роль — ответы на 7, 33 вопросы, утвердительный ответ на 16 и выбор в 19 и 22 вопросах варианта ответа № 3.
В. Методики для исследования родительских чувств Опросник родительской любви и симпатии*
Часть I
Цель: выявить преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь).
Инструкция: «Ниже даны двадцать утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по Вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с Вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует». Варианты ответа:
4 — да, это так;
3— вероятно это так;
2— вряд ли это так;
1 — нет, это совсем не так.
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИИ
1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.
2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.
3. Я считаю, что знаю
достоинства и недостатки
4. Мой ребенок очень умный.
5. Ради моего ребенка я готов(а) на любые жертвы.
6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.
7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.
9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно со мной.
10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.