Психодиагностика родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат

Описание работы

Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика родительства.docx

— 141.78 Кб (Скачать файл)

11. Я часто прощаю моего  ребенка, признавая за ним право  на ошибку, слабость и несовершенство.

12.  Мой ребенок самый  лучший из всех известных мне  детей.

13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего  ребенка.

14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.

15.  Между мной и ребенком  существует эмоциональная близость.

16. Я принимаю активное  участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.

17. Я стремлюсь больше  отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.

18.  Мне нравится быть  с моим ребенком потому, что  мне хорошо с ним.

19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимостью друг от друга.

20. От ребенка я жду  любви столько же, сколько даю  ему я.

ОБРАБОТКА

Складываем полученные баллы:

шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19.

шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно cy-j дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре-1 обладает любовь или симпатия.

Часть II

Цель: определить компонентный состав и типологию родительской любви.

Инструкция: «Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ

1. Когда в моей семье  появился ребенок, у меня возникло  ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.

2. Я испытываю удовольствие  от общения с моим ребенком.

3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается  родительская любовь.

4. Я принимаю активное  участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.

5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.

6. Я переживаю о душевном  покое моего ребенка.

7. Я считаю, что достаточно  хорошо и отчетливо представляют  образ «любящего отца» и «любящей  матери».

8. Я проявляю нежность  и ласку по отношению к моему  peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.

Допишите свое...

9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.

10. Я доволен(а) своей ролью родителя.

11. Я достаточно хорошо  знаю личностные особенности  моего ребенка.

12. Я считаю, что создаю  благоприятную семейную атмосферу  для ребенка: он знает, что я  всегда рядом, чувствует психологическую поддержку и защищенность с моей стороны.

13. Мне было приятно  чувствовать:

а) для матери:   как шевелится плод во время моей беременности .

б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.

14.  Я испытываю чувство  радости, когда нахожусь рядом  с моим ребенком.

15.  Я могу предвидеть  реакции и поступки моего ребенка.

16. Считаю, что мои взаимоотношения  с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.

17. Считаю, что между мной  и ребенком с момента рождения  существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу  объяснить словами.

18. Я испытываю потребность  быть рядом с моим ребенком.

19. Я думаю, что знаю  интересы моего ребенка.

20. Я принимаю моего  ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.

21. Во время беременности:

а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.

б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.

22. Мне грустно во время  разлуки с моим ребенком.

23. Думаю, что я знаю  потребности и желания моего  ребенка.

24. Я «жертвую собой»  ради моего ребенка, стараясь  отдавать ему все физические  и душевные силы.

25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была  желанной и запланированной.

26. Я испытываю гордость  за моего ребенка.

27. Я думаю, что знаю, каким  образом я могу контролировать  проявление своей родительской  любви.

28. Я часто прощаю моего  ребенка, признавая за ним право  на ошибку, слабость и несовершенство.

ОБРАБОТКА

Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).

1. Биологическая составляющая.

/. Биологический (инстинктивный) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности любить своего ребенка.

2. Психологическая составляющая.

//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-

ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком

///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.

3. Социальная составляющая.

IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.

Методика «Родительская любовь»

Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).

Инструкция: «Перед Вами список утверждений, характеризующий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши представления об идеальной родительской любви, а затем на идентичном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».

 

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ответственная

3

2

1

0

1

2

3

Безответственная

Доверяющая

3

2

1

0

1

2

3

Подозревающая

Внимательная

3

2

1

0

1

2

3

Невнимательная

Симбиотическая

3

2

1

0

1

2

3

Самодостаточная

Принимающая

3

2

1

0

1

2

3

Отвергающая

Бессознательная

3

2

1

0

1

2

3

Сознательная

Уважающая

3

2

1

0

1

2

3

Неуважающая

Искренняя

3

2

1

0

1

2

3

Демонстративная

Понимающая

3

2

1

0

1

2

3

Непонимающая

Глупая

3

2

1

0

1

2

3

Умная

Альтруистическая

3

2

1

0

1

2

3

Эгоистическая

Рефлексивная

3

2

1

0

1

2

3

Рациональная

Бескорыстная

3

2

1

0

1

2

3

Корыстная

Инстинктивная

3

2

1

0

1

2

3

Сознательно-формирующая

Хорошая

3

2

1

0

1

2

3

Плохая

Созерцательная

3

2

1

0

1

2

3

Деятельная

Необходимая

3

2

1

0

1

2

3

Бесполезная

Преходящая

3

2

1

0

1

2

3

Вечная

Снисходительная

3

2

1

0

1

2

3

Сверхтребовательная

Просящая

3

2

1

0

1

2

3

Приказывающая

Покладистая

3

2

1

0

1

2

3

Жестокая

Чадолюбивая

3

2

1

0

1

2

3

Человеколюбивая

Гибкая

3

2

1

0

1

2

3

Консервативная

Контролирующая

3

2

1

0

1

2

3

Предоставляющая свободу

Возвышающая

3

2

1

0

1

2

3

Унижающая

Стимулирующая

3

2

1

0

1

2

3

Подавляющая

Эмоциональная

3

2

1

0

1

2

3

Рациональная

Обусловлено-нежная

3

2

1

0

1

2

3

Абсолютно-нежная

Потворствующая

3

2

1

0

1

2

3

Игнорирующая

Труд

3

2

1

0

1

2

3

Отдых

Терпеливая

3

2

1

0

1

2

3

Несдержанная

Поощрение

3

2

1

0

1

2

3

наказание

Теплая

3

2

1

0

1

2

3

Сдержанно-холодная

Пассивная

3

2

1

0

1

2

3

Активная

Заботливая

3

2

1

0

1

2

3

Безразличная

Эпизодическая

3

2

1

0

1

2

3

Постоянная


398

Воодушевляющая

3

2

1

0

1

2

3

Устрашающая

Добрая

3

2

1

0

1

2

3

Злая

Мягкая

3

2

1

0

1

2

3

Черствая

Приземленная

3

2

1

0

1

2

3

Возвышенная

Жертвенная

3

2

1

0

1

2

3

Жадная

Тревожная

3

2

1

0

1

2

3

Безмятежная

Веселая

3

2

1

0

1

2

3

Грустная

Восторженная

3

2

1

0

1

2

3

Унылая

Нежная

3

2

1

0

1

2

3

Грубая

Раздражительная

3

2

1

0

1

2

3

Невозмутимая

Удовлетворяющая

3

2

1

0

1

2

3

Лишающая

Собственническая

3

2

1

0

1

2

3

Безусловная

Оптимистическая

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистическая

Всепрощающая

3

2

1

0

1

2

3

Злопамятная

Счастливая

3

2

1

0

1

2

3

Несчастная

Слабая

3

2

1

0

1

2

3

Сильная

Приятная

3

2

1

0

1

2

3

Неприятная

Взволнованная

3

2

1

0

1

2

3

Спокойная

Информация о работе Психодиагностика родительства