Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:49, реферат
Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает подход к пониманию сущности родительства. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.
13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.
14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.
15. Между мной и ребенком
существует эмоциональная
16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.
17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.
18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним.
19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимостью друг от друга.
20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.
ОБРАБОТКА
Складываем полученные баллы:
шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19.
шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно cy-j дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре-1 обладает любовь или симпатия.
Часть II
Цель: определить компонентный состав и типологию родительской любви.
Инструкция: «Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ
1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.
2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.
3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается родительская любовь.
4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.
5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.
6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.
7. Я считаю, что достаточно
хорошо и отчетливо
8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.
Допишите свое...
9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.
10. Я доволен(а) своей ролью родителя.
11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.
12. Я считаю, что создаю
благоприятную семейную
13. Мне было приятно чувствовать:
а) для матери: как шевелится плод во время моей беременности .
б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.
14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
15. Я могу предвидеть
реакции и поступки моего
16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.
17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяснить словами.
18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.
19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.
20. Я принимаю моего
ребенка таким, каков он есть,
признаю и уважаю его
21. Во время беременности:
а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.
б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.
22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.
23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.
24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.
25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была желанной и запланированной.
26. Я испытываю гордость за моего ребенка.
27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.
28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
ОБРАБОТКА
Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.
Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).
1. Биологическая составляющая.
/. Биологический (инстинктивный) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности любить своего ребенка.
2. Психологическая составляющая.
//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-
ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком
///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.
3. Социальная составляющая.
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.
Методика «Родительская любовь»
Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).
Инструкция: «Перед Вами список утверждений, характеризующий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши представления об идеальной родительской любви, а затем на идентичном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ответственная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Безответственная |
Доверяющая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подозревающая |
Внимательная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Невнимательная |
Симбиотическая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самодостаточная |
Принимающая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отвергающая |
Бессознательная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сознательная |
Уважающая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неуважающая |
Искренняя |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Демонстративная |
Понимающая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Непонимающая |
Глупая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Умная |
Альтруистическая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Эгоистическая |
Рефлексивная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Рациональная |
Бескорыстная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Корыстная |
Инстинктивная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сознательно-формирующая |
Хорошая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Плохая |
Созерцательная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Деятельная |
Необходимая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Бесполезная |
Преходящая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Вечная |
Снисходительная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сверхтребовательная |
Просящая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Приказывающая |
Покладистая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Жестокая |
Чадолюбивая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Человеколюбивая |
Гибкая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Консервативная |
Контролирующая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Предоставляющая свободу |
Возвышающая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унижающая |
Стимулирующая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подавляющая |
Эмоциональная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Рациональная |
Обусловлено-нежная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Абсолютно-нежная |
Потворствующая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Игнорирующая |
Труд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отдых |
Терпеливая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несдержанная |
Поощрение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
наказание |
Теплая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сдержанно-холодная |
Пассивная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Активная |
Заботливая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Безразличная |
Эпизодическая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Постоянная |
398
Воодушевляющая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Устрашающая |
Добрая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Злая |
Мягкая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Черствая |
Приземленная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Возвышенная |
Жертвенная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Жадная |
Тревожная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Безмятежная |
Веселая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грустная |
Восторженная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унылая |
Нежная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грубая |
Раздражительная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Невозмутимая |
Удовлетворяющая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Лишающая |
Собственническая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Безусловная |
Оптимистическая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пессимистическая |
Всепрощающая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Злопамятная |
Счастливая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несчастная |
Слабая |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильная |
Приятная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неприятная |
Взволнованная |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Спокойная |