Психологическая готовность к рождению ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Беременность радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том как появление ребенка повлияет на отношения в барке, как изменится внешность, как пройдут роды, переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из-за недостаточного понимания и заботы, переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями.

Файлы: 1 файл

--210.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Беременность радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том как появление ребенка повлияет на отношения в барке, как изменится внешность, как пройдут роды, переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из-за недостаточного понимания и заботы, переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями. Как показывает практика, эти сложности часто не заканчиваются с рождением ребенка, а могут приводить к нарушениям во взаимоотношениях с ребенком, со своим партнером, к послеродовой депрессии. В семьях, где сложились гармоничные отношения до рождения детей, возникает гораздо меньше сложностей и конфликтов и после появления ребенка. Но, к сожалению, часто отношения между супругами выглядят так, что они могут не иметь возможности поделиться своими страхами и переживаниями в доверительной и открытой беседе.  

Зачастую истинными причинами невозможности завести детей служат внутренние в большинстве случаев неосознаваемые психологические конфликты, такие как отсутствие близких доверительных отношений между партнерами; подсознательный страх ответственности, связанной с появлением ребенка; страх перед сопутствующими беременности обстоятельствами (например, боязнь некрасиво выглядеть, поправиться); страх оказаться недостаточно хорошими родителями и др. В большинстве случаев возможности осознать и разобраться с этими конфликтами, обсудить их с партнером бывает достаточно, для того, чтобы супруги наконец-то стали родителями.


Не многие семейные пары достигают гармонии в отношениях до того, как узнают о своей новой роли родителей. Иногда случается и так, что будущие родители ещё не являются супругами, или женщина понимает, что ей предстоит одной воспитывать ребёнка. Жизненные ситуации могут сложиться и таким образом, что будет необходимость в прерывании беременности. Всё это ведёт к переживаниям, стрессам и даже депрессии.

Как известно, у женщины во время беременности сильно меняется гормональный фон, и ей сложно, а порой бывает невозможно, совладать с эмоциями, успокоится и увидеть свою ситуацию как бы со стороны.

Предмет исследования – эмоциональная связь мать – дитя в перинатальном периоде.

Объект исследования – готовности молодых семей к рождению ребёнка

Цель – охарактеризовать процесс формирования психологической готовности молодых семей к рождению ребёнка.

Задачи исследования:

  • определить аспекты психологического консультирования готовности молодых семей к рождению ребёнка.
  • найти оптимальный и безопасный метод работы психолога с молодыми семьями.
  • провести исследование по выявлению особенностей изменений психического состояния женщин в период беременности и становления диадических отношений между матерью и ребенком после родов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты практики  работы психолога c молодыми семьями

1.1 Понятие  психологической помощи

Практика работы психолога  с беременными женщинами доказывает её востребованность со стороны пациенток: беременных женщин, рожениц и родильниц.

Под психологической помощью понимается область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем [1, с.23].

Психологическая помощь женщине, ожидающей рождения ребёнка, ориентирована на психологическую подготовку женщины к материнству, предполагает помощь в принятии новой социальной и семейной роли.

Виды оказания психологической помощи пациенткам в родильном доме – это психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование и коррекция, а также психотерапия.

В психологической помощи нуждаются женщины, ожидающие ребёнка, как с нормально протекающей беременностью, так и находящиеся на отделении патологии беременности.

В первую очередь, речь идёт о просвещении и психопрофилактической работе с беременными женщинами.

Сайты полезных советов для женщин, «школы материнства» в женских консультациях и при некоторых родильных домах хорошо справляются с задачами информирования о физиологии беременности и родов, правильном поведении в родах, а также особенностях развития и потребностях новорожденного.

Проведение занятий в групповой форме, с использованием наглядных пособий способствует психологической готовности женщины к родам.

В результате психопрофилактической подготовки женщина становится сознательной и активной участницей родов.

Это помогает и врачу, и самой роженице, женщина чувствует себя более уверенно и, используя определённые приёмы, добивается устранения боли и способствует физиологическому процессу родоразрешения [6, с.23].

Пациентки, наблюдающиеся на отделении патологии беременности, также нуждаются в психологическом консультировании и поддержке. Беременность является фактором, который может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние женской психики.

В первом случае имеется в виду улучшение состояния больных, в частности, неврозами (также истерией и алкоголизмом), смягчение протекания эндогенной депрессии [5, с.34].

Во втором, врачи зачастую сталкиваются с соматическими реакциями женщин не готовых психологически к новой роли, имеющих высокий уровень тревоги и страхов. Беременность также может оказаться фактором, способствующим манифестации уже имеющихся психических расстройств.

Возможно, и первичное появление психических нарушений в период беременности, являющихся предвестниками эндогенных психозов, когда у больных возникают необоснованная тревога, беспокойство, боязнь нарушений сна. Возможны депрессивные состояния с суицидальными тенденциями, когда имеют место выраженные психопатические черты характера [5,с.23].

Индивидуальная помощь оказывается женщинам по запросу самих беременных или по запросу лечащего врача.

Запросом женщин часто является тяжелое переживание угрозы прерывания беременности, иногда отягощенное неудачными предыдущими попытками ЭКО. Со стороны врачей запрос поступает на «неадекватное поведение» женщин: инфантильное, депрессивное, агрессивное и т.д.

Оказания психологической помощи пациенткам имеет свои специфические особенности.

Приёмы психодиагностики и способы коррекционной помощи должны учитывать ограниченность времени пребывания женщины в стационаре. Наиболее эффективными являются экспресс-методы диагностики и приемы краткосрочной терапии.

Эффективными в применении являются методы телесно-ориентированной, в первую очередь, методы релаксации, и когнитивно-поведенческой терапии.

Примером успешного применения когнитивно-поведенческой психотерапии является работа с депрессивными переживаниями у беременных.

Многие авторы указывают на связь невротической депрессивной симптоматики у беременных женщин с их личностными особенностями и отношением к значимым сферам жизни: супругу, матери и др..

Задача психолога заключается в исследовании системы представлений о себе у беременной, выявление причин негативного отношения к себе и окружающему миру, а затем, посредством когнитивной переоценки, психолог предлагает альтернативные объяснения негативного опыта женщины, демонстрируя существование других способов интерпретаций событий. Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих проблем давно признаётся во всех психотерапевтических подходах.

В настоящее время, многие женщины обращаются за психологической помощью во время родов.

Потребности роженицы в период родов, такие как безопасность, защищённость могут быть удовлетворены и акушеркой, в случае, если она имеет специальную психологическую подготовку.

 Иногда, в роли психологов выступают не совсем подготовленные родственники.

 Эффективную  поддержку роженице в виде  специального массажа, техник дыхания, физических поддержек могут оказать  появляющиеся в роддомах специалисты - перинатальные психологи.

Особое место среди направлений оказания психологической помощи женщинам, занимает поддержка в случае перинатальных потерь.

Сегодня, с этой функцией частично справляются лечащие врачи, иногда эта работа ложится на плечи врача ультразвуковой диагностики, иногда юриста, помогающего в оформлении юридической документации в случае смерти ребёнка [1, с.23].

Очевидно, что отсутствие специальных навыков психологической помощи, может привести самого специалиста к «эмоциональному сгоранию».

Профессиональное психологическое сопровождение женщин на разных этапах переживания утраты, предполагает оценку психического состояния женщины, принятие эмоционального состояния (самой женщины и её родственников), а также оказание поддержки в жизненных ситуациях «здесь и сейчас».

Частые вопросы, на которые женщина ищет ответы, это «Кто виноват?», «Как поступить с мертвым плодом?», «Что говорить родственникам?», «Когда планировать следующую беременность?». Сами вопросы являются для специалиста маркером этапов переживания горя, и требуют индивидуального подхода к каждой женщине (и семье).

Нарушение процесса расставания с внутренним образом ребёнка может привести к возникновению фантомных ощущений шевеления плода, к тяжелым и длительным эмоциональным переживаниям утраты.

В последующем, может привести к развитию длительной и тяжелой депрессии[4 ,с.34].

В послеродовом периоде в психологической помощи нуждаются женщины, перенесшие экстренную операцию кесарева сечения, также, родильницы в ситуации помещения детей в реанимационное отделение или с детьми, имеющими патологии развития, а также первородящие женщины с симптомами «послеродового блюза» (синдром грусти рожениц).

«Послеродовые блюзы» наблюдаются в раннем послеродовом периоде, длятся от нескольких часов до нескольких дней.

Частота послеродовой депрессии и синдрома грусти рожениц колеблются от 2 до 5% всех родов, а по некоторым данным до 10% [3 ,с.34].

У женщин наблюдаются изменения настроения, сопровождающиеся кратковременными эпизодами раздражительности, беспричинными слезами, эмоциональной лабильностью.

На причины послеродовых психических расстройств указывал К.Шнайдер.

Он считал, что заболевание развивается вследствие переплетения внешних и внутренних факторов: «сомато-сексуального недоразвития, неблагоприятной семейной обстановки, эндокринно-вегетативной и иэмоционально-инстинктивной дисциркуляции»

Таким образом, послеродовые психические расстройства имеют эндореактивный генез. Причём роль реактивной составляющей, учитывая «размывание» института брака, функционирование учреждений по выхаживанию нездоровых и недоношенных детей, возрастает [6, с.34].

1.2 Задачи  и направления психологической помощи для беременных женщин

Родильница нуждается в психологической поддержке, которую ей не всегда могут оказать муж и другие родственники, также как и медицинские работники, ориентированные на оказание медицинской помощи женщине и новорожденному.

Задача психолога – оказание помощи в психологической адаптации женщине в новой роли «Я-мать», требующей от неё ориентации на потребности младенца.

В случае экстренной операции кесарева сечения, многие родильницы переживают чувство вины (перед собственным ребёнком, иногда перед супругом). Женщины, ориентированные на естественные роды, отличающиеся перфекционизмом, воспринимают такой способ родоразрешения как психологическую травму, как «предательство собственного тела», поэтому испытывают разочарование и опустошение.

К психологическим последствиям кесарева сечения относятся переживания в связи с вынужденным расставанием с ребёнком, а также по поводу послеоперационного рубца. Надо отметить, что большинство из этих проблем женщины способны преодолеть самостоятельно, в редких случаях необходима психологическая поддержка.

В настоящий момент проблемы, связанные с беременностью, родами и ранним развитием ребенка, в подавляющем большинстве случаев локализуются и разрешаются на территории медицинских учреждений. Для многих женщин это традиционное место, куда они обращаются за помощью, откуда они ее ждут и готовы принять. Однако существует целый ряд проблем, с которыми сталкивается женщина в этот период, в разрешении которых требуется и психологическая помощь [7, с.112].

В последнее время в мире и в России в частности, большое внимание уделяется ранним родам. Ранней беременностью считается беременность у девочек в возрасте 13 — 17 лет. В связи с этим возникает вопрос «Что делать дальше?». В этой статье мы разберем психологические аспекты, влияющие на причину ранней беременности.

Принято считать, что ранняя беременность присуща девочкам из не благополучных семей. Причиной ранней беременности может быть не только этот фактор. Основными причинами могут быть: социально — психологический фактор; психологический климат в семье; недостаточное участие родителей в воспитании; избыток денежных средств, который приводит к ощущению вседозволенности и безнаказанности. Давайте разберем каждый из них.

Информация о работе Психологическая готовность к рождению ребенка