Психологическая готовность к рождению ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Беременность радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том как появление ребенка повлияет на отношения в барке, как изменится внешность, как пройдут роды, переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из-за недостаточного понимания и заботы, переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями.

Файлы: 1 файл

--210.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Психологический климат в семье является одним из важных факторов, влияющих на раннюю беременность девочки. Конфликты между родителями, постоянная занятость родителей, непонимание потребностей и внутреннего мира ребенка негативно отражаются на самооценке девочки. Такое поведение родителей зачастую заставляет подростка врать, придумывать причину уйти из дома. Появляется ощущение ненужности, брошенности и неуслышанности. Данное поведение родителей усугубляется тем, что некоторые из них «стараются откупиться» от своего ребенка, давая ему наличные деньги на его подростковые нужды. Имея наличные деньги, подросток чувствует большую свободу от контроля взрослых. Возможность тратить деньги бесконтрольно вызывает у подростка ощущение вседозволенности и мнимого благополучия. Ослабляя контроль, родители несознательно подталкивают девочку к самостоятельной жизни. В силу несформированности подростковой психики, девочки уходят в себя, ищут способы избавиться от негативных переживаний. Самый простой способ, уйти в тот мир, который для них более приятен и где они всегда услышаны и поняты, таким миром является круг друзей и знакомых.

Оказываясь в кругу друзей, подросток старается зарекомендовать себя, занять свою нишу, получить уважение и защиту социума, которую он не получает в семье. Один из способов такого утверждения является возможность купить то, что нужно не самому подростку, а друзьям из его компании. Нередко в таких компаниях появляется желание попробовать алкогольные напитки, сигареты или в худшем случае наркотические вещества. Основная цель употребления всего этого — снятие психологической напряженности и получение ощущения легкости. Нередко проявление такого поведения связано с тем, что подросток высказывает свой протест «миру взрослых», заявляет о себе всеми доступными ему способами. В большинстве своем, все это приводит к ранним половым связям и как результат ранней беременности.

Почувствовав ранние признаки беременности, девочка впадает в состояние паники, растерянности и страха, начинает искать человека, который услышит ее и не осудит, даст почувствовать заботу и поддержку. Очень важно, чтобы в этот момент ее жизни рядом был родной человек, которому она доверяет и с кем может поделиться своими переживаниями и страхами. Лучше всего, если это будет мама. В большинстве своем девочка не может принять единственно правильное решение рожать или делать аборт. Очень важно в данный момент не упрекать девочку, не обвинять ее в произошедшем. Основная задача взрослых — поддержать, успокоить, выслушать.

Еще одним фактором негативно влияющем на психологическое состояние беременной девочки, является осознание ее матерью ранней беременности дочери, то что мама станет молодой бабушкой. Зачастую, этот факт для мамы девочки является более травмирующим, чем беременность дочери. Социальное осуждение (не смогла уберечь, куда она смотрела) и непринятие окружающими делают свое дело. Нередки случаи, когда мамы, не осознавая своего поведения, психологически давят на девочку, направляя ее на аборт или заставляют рожать, несмотря не на что, тем самым, наносят психологическую травму своей дочери, а в перспективе появление чувства вины. Порой собственническое поведение мамы продиктовано нежеланием терять маленькую дочку, отпускать ее во взрослую жизнь: «Ты будешь делать то, что я тебе сказала, ты еще моя дочь». В данном случае, маме девочки необходимо самой обратиться к психологу за получением психологической консультации, чтобы избавиться от подобных мотиваций - не осознаваемых и никак не содействующих разумному решению.

Первое что должна сделать мама — это получить консультацию врачей: гинеколога, терапевта, психолога. Своевременно и в полном объеме полученная информация позволить принять единственное правильное решение.

Столкнувшись с ситуацией ранней беременности дочери, взрослые, в том числе и родители отца ребенка, должны отдавать себе отчет в том, что в сложившийся ситуации девочке - подростку намного тяжелей чем взрослым. Разговор с отцом ребенка не будет лишним, а большинстве случаев даже необходим. Для молодой мамы в большей степени значимо отношение отца ребенка к сложившийся ситуации, чем мнение их родителей. Отец ребенка выступает как основная опора и надежда молодой мамы. Родители должны осознавать, что от психологического состояния девочки в период беременности будет зависеть здоровье будущего малыша, молодой мамы и «молодых бабушек».

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: основной причиной необдуманных или поспешных действий и решений подростков, является потеря духовной, внутренней связи между родителями и детьми. Потеря доверия и авторитета родителей порой оборачивается личной трагедией. Слушайте себя и ваших детей, ваш опыт и их доверие к вам — это самое ценное в жизни.

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века.

Фактически, психологическая готовность к столь ответственному шагу имеет очень большое значение, которое сложно переоценить. Такую подготовку, в идеале, лучше начинать еще до наступления беременности. И если есть желание подойти к этому важному вопросу максимально грамотно, то следует проконсультироваться не только у акушеров-гинекологов, но и у психологов.

Во-первых, это важно для семьи в целом. К рождению ребенка необходима основательная психологическая подготовка не только будущей мамы, но и папы. Мужчина и женщина должны быть заранее внутренне готовы к изменению своего прежнего социально статуса. Если они раньше жили вдвоем, то после появления малыша они становятся семьей, в полном смысле этого слова. И хорошо, если супруги подготовлены к совместному "проживанию" такой кризисной ситуации. Не стоит пугаться слова "кризис", оно лишь обозначает момент перехода на качественно новую ступень существования. Немаловажным моментом в подготовке к появлению малыша, в том числе и психологической, является знакомство со специальной литературой, которой на заданную тему великое множество. Даже если вы собираетесь посещать различные консультации, полезные советы из хорошей книги все равно окажут вам существенную помощь.

Посещение грамотного специалиста-психолога, несомненно, даст позитивный эффект.

Это даст возможность узнать обо всех "подводных камнях", которые могут возникнуть в период беременности и о том, как справляться с возникающими трудностями.

Выводы по 1 главе:

  1. Практика работы психолога  с семьями, ожидающими рождение ребенка доказывает её востребованность со стороны пациенток: беременных женщин, рожениц и родильниц.

Под психологической помощью понимается область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.

  1. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем [1, с.23].

Психологическая помощь женщине, ожидающей рождения ребёнка, ориентирована на психологическую подготовку женщины к материнству, предполагает помощь в принятии новой социальной и семейной роли.

  1. Задача психолога заключается в исследовании системы представлений о себе у беременной, выявление причин негативного отношения к себе и окружающему миру, а затем, посредством когнитивной переоценки, психолог предлагает альтернативные объяснения негативного опыта женщины, демонстрируя существование других способов интерпретаций событий. Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих проблем давно признаётся во всех психотерапевтических подходах.
  2. В настоящее время, многие женщины обращаются за психологической помощью во время родов.

Родильница нуждается в психологической поддержке, которую ей не всегда могут оказать муж и другие родственники, также как и медицинские работники, ориентированные на оказание медицинской помощи женщине и новорожденному.

Задача психолога – оказание помощи в психологической адаптации женщине в новой роли «Я-мать», требующей от неё ориентации на потребности младенца.

В случае экстренной операции кесарева сечения, многие родильницы переживают чувство вины (перед собственным ребёнком, иногда перед супругом). Женщины, ориентированные на естественные роды, отличающиеся перфекционизмом, воспринимают такой способ родоразрешения как психологическую травму, как «предательство собственного тела», поэтому испытывают разочарование и опустошение.

 

 

 

2. Эмпирическое исследование роли  психологической подготовки беременных к родам молодых семей, ожидающих ребенка

2.1 Организация и методы исследования  эффективности психологической помощи

Исследование посвящено выявлению особенностей изменений психического состояния женщин в период беременности и становления диадических отношений между матерью и ребенком после родов. Проспективно на протяжении всей беременности и после родов по единой программе была обследована 51 женщина детородного возраста. При обследовании после родов выделены группы женщин:

  • со сформированной готовностью к материнству;
  • с несформированной готовностью к материнству.

При исследовании выявлено три типа переживания беременности, три типа материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение с ценностью ребенка для матери (четыре типа ценности ребенка).

Предлагаются диагностические методики для определения ценности ребенка, типа переживания беременности и типа материнского отношения, тенденций изменения этих показателей во время беременности.

Цель исследования: определить закономерности динамики психологического состояния женщины во время беременности: готовность к материнству и отклонения от нормы.

Задачи исследования:

  1. Выявить типы отношения матери к ребенку после его рождения, соответствующие готовности женщины к успешному материнству, и отклоняющиеся варианты.
  2. Выявить особенности состояния женщины в период беременности, которые являются прогностичными для типа материнского отношения, соответствующего готовности к материнству после родов, и для отклоняющихся вариантов.
  3. Выявить связи типа материнского отношения и динамики психосоматического состояния в период беременности с ценностью ребенка.

Обследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике N _____ г. _______ сплошным методом, на добровольной основе. В исследовании принимали участие женщины детородного возраста (от 21 до 37 лет). Средний возраст составил 26 лет. Всего в исследовании приняла участие 51 беременная женщина.

Беременные обследовались четыре раза: в первом триместре беременности (12-14 недель), во втором триместре беременности (16-28 недель), в третьем триместре беременности (30- 40 недель) и после родов.

98 % женщин  живут в зарегистрированном или  незарегистрированном браке. Все  женщины сохраняли беременность  и рожали впервые ( см.диаграмму 1).

Диаграмма 1

Соотношение беременности и брака

84 % женщин  считали данную беременность  ожидаемой и желанной.

Отразим эти данные на диаграмме 2.

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Соотношение желательной и нежелательной беременности

84 % женщин  считали данную беременность ожидаемой и желанной.

Беременные женщины проходили психологическое обследование в условиях женской консультации, добровольно по единой программе. В исследовании применялись следующие методики: структурированное интервью; проективный рисунок на тему «Я и мой ребенок»;

Применялись качественные и количественные способы обработки полученных результатов.

На основе этих критериев по совокупности показателей в каждом триместре беременности определялся общий тип переживания беременности. Под материнским отношением понимается комплекс поведенческих (что и как делает мать), когнитивных (как представляет себе и на что опирается в выборе целей, средств их достижения и средств контроля) и эмоционально-оценочных (какие эмоции испытывает к себе как субъекту поведения и ребенку как объекту) компонентов, которые в совокупности проявляются как ее отношение к ребенку в каждый момент их взаимодействия.

2.2 Технология проведения исследования  эффективности психологической подготовки семей, ожидающих ребенка

При анализе материнского отношения к ребенку в послеродовом периоде мы опирались на имеющиеся в литературе представления и цели настоящей работы. Были учтены показатели, которые можно было соотнести во время беременности и после родов. Подвергались анализу такие параметры, как:

  1. стиль эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком;
  2. степень субъективизации ребенка;
  3. использование средств контроля при определении состояния ребенка;
  4. уровень развития и скорость возникновения материнской компетентности;
  5. легкость приспособления к новому ритму жизни и освоения новых обязанностей;

Характеристика ценности ребенка после родов и ценности вынашиваемого ребенка во время беременности анализировалась по ответам на блок вопросов, составленных на основе проведенных ранее исследований, в которых было сформулировано понятие внедряющихся ценностей (из других потребностно-мотивационных сфер).

Целью методики рисуночный тест «Я и мой ребенок» является выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка.

В рисуночном тесте «Я и мой ребенок» учитывалось наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ; содержание образа ребенка и его возраст; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности матери и ребенка; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристика общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, проявлявшиеся эмоции, высказывания, паузы и т.д.).

Информация о работе Психологическая готовность к рождению ребенка