Психологическая готовность к рождению ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Беременность радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том как появление ребенка повлияет на отношения в барке, как изменится внешность, как пройдут роды, переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из-за недостаточного понимания и заботы, переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями.

Файлы: 1 файл

--210.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

А если муж все же уходит, например, в гости один, то отрицательные эмоции, обиды зачастую возникают у женщины.

Подобные проблемы чаще встречаются в молодых семьях, где, зачастую, рождение ребенка происходит незапланированно.

Когда этот шаг осознан обоими партнерами, подобных ситуаций, как правило, не возникает.

Эмоциональность и без того впечатлительных женщин при беременности усиливается из-за гормональных изменений, мужчина к подобным переменам часто не готов, поэтому воспринимает и переживает такие «всплески чувств» и резкие перемены настроения жены довольно тяжело.

По сути, в процессе беременности обостряются проблемы, которые у пары существовали и раньше, но были не так очевидны.

Интересно отметить, что в ходе психологических сеансов у многих людей происходит переоценка ценностей и, как правило, взаимопонимание, взаимоотношения улучшаются [4,с.1674].

Часто обращаются беременные женщины с повышенным тонусом матки, не снимающимся даже медикаментозной терапией.

Такое состояние, естественно, не терпит отлагательства, так как причиняет вред малышу. В этих случаях необходимо обучить женщину навыкам саморелаксации, дыхательным упражнениям, адекватному поведению в стрессовых ситуациях.

Умение купировать такое состояние с помощью различных психологических методик приводит к длительному сохранению эффекта.

На консультации к специалисту нередко обращаются мамы, которые ждут второго ребенка.

Их чаще всего беспокоит проблема ревности старшего малыша к своему еще не появившемуся братишке или сестренке.

Психолог в этом случае работает над тем, чтобы включить ребенка в процесс ожидания.

Если родители активно сотрудничают с психологом, а не просто наблюдают за процессом с лозунгом "доктор, вы полечите, а я посмотрю", то ожидание пополнения в семье становится общей радостью [9,с.178].

Одной, наверное, из самых распространенных проблем у беременных женщин становится страх перед предстоящими родами. Если есть ожидание того, что будет больно - то больно будет обязательно.

Боль имеет свойство многократно усиливаться, если человек ее боится и постоянно ожидает. Попробуйте ущипнуть себя сначала за расслабленную, а затем за напряженную руку, и вы почувствуете на себе действие этого «механизма».

Работа со страхом перед родами очень обширна.

В ходе специализированных консультаций женщина получает общую информацию о физиологии родов, о причинах боли и, конечно, о возможных вариантах ее купирования.

А это опять же, дыхательная гимнастика, упражнения по саморелаксации, а так же методики точечного массажа (путем нажатия на определенные точки тела, удается существенно снизить болевые ощущения). Очень сильно пугает «коктейль» из неопределенности и неизбежности. Многочисленные рассказы – «страшилки» искушенных подруг и родственниц «готовят» беременную женщину к тому, что ей предстоит большое испытание, невообразимые пытки...

А на приеме у специалиста она получает большой объем информации с ответами на все волнующие ее вопросы.

Когда женщина четко представляет, что ее ожидает и как действовать в сложных ситуациях, она меньше переживает, чувствует себя более уверенно и поэтому, как правило, беременность и роды протекают более легко.

Беременность, рождение ребенка - один из самых важных и сложных процессов в жизни любой женщины.

Поэтому поддержка психолога в такой ситуации бывает просто неоценима и не менее необходима, чем наблюдение акушера-гинеколога, хотя конечно, такие консультации ни в коем случае не взаимозаменяемы, они, как показывает практика, прекрасно дополняют друг друга, помогая женщине хорошо перенести беременность и родить не в боли, а в радости.

Выводы по 2 главе:

  1. Комплексная медико-психологическая помощь может быть реализована достаточно эффективно в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения.

Приоритетными направлениями деятельности психолога являются следующие направления:

  • психологическое просвещение;
  • психопрофилактика и психологическое консультирование женщин в период ожидания ребенка и его раннего детства;
  • осуществление эмоциональной поддержки беременных женщин, формирование у них готовности к материнству;
  • оказание психологической помощи по проблемам нарушения репродуктивного здоровья в форме индивидуальных консультаций, групповой работы и индивидуальных психотерапевтических встреч.
  1. Приоритетной задачей каждой психологической консультацииявляется оказание эмоциональной поддержки женщине, т.к. основным поводом обращения была эмоциональная нестабильность.

Острота переживания и степень ее влияния на соматические ощущения в каждом случае была индивидуальна.

Местом проведения консультаций может быть и  палата, коридор, столовая, или кабинет поликлинического отделения, т.е. условия, к сожалению, не приспособленные для подобного рода работы.

Психологическая работа проводится в жанре психологического консультирования, базирующегося на экзистенциально-гуманистическом подходе.

Как правило, в подавляющем большинстве случаев, предоставление женщине возможности эмоционального выплеска и отреагирования приводило к субъективному ощущению некоторого облегчения.

  1. Начальная психологическая подготовка будущих мам обычно включает в себя разнообразные тренинги, обучающие умению реагировать на различные стрессовые ситуации спокойно.

Это умение приходит тогда, когда женщина принимает ответственность за здоровье будущего малыша на себя.

Кроме того, очень хорошо, когда на такие занятия приходят и будущие папы. Пара может приходить, как по отдельности, так и вместе.

Такие занятия зачастую очень сильно меняют их прежние отношения, они становятся существенно глубже и ближе.

  1. Ведь в ходе подобных занятий ответственность начинает принимать на себя не только женщина, но и мужчина, что способствует более теплому, эмоциональному фону взаимоотношений.

 

 

 

 

Заключение

Практика работы психолога  с семьями, ожидающими ребенка доказывает её востребованность со стороны пациенток: беременных женщин, рожениц и родильниц.

  1. Под психологической помощью понимается область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.

Поводом обращения к психологу служит как направление лечащего врача, так и, в подавляющем большинстве случаев, запрос самой женщины, сформулированный ею самостоятельно при регулярном обходе психологом палат с информацией о возможности получения психологической помощи.

  1. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем [1, с.23].

Психологическая помощь женщине, ожидающей рождения ребёнка, ориентирована на психологическую подготовку женщины к материнству, предполагает помощь в принятии новой социальной и семейной роли.

  1. Задача психолога заключается в исследовании системы представлений о себе у беременной, выявление причин негативного отношения к себе и окружающему миру, а затем, посредством когнитивной переоценки, психолог предлагает альтернативные объяснения негативного опыта женщины, демонстрируя существование других способов интерпретаций событий. Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих проблем давно признаётся во всех психотерапевтических подходах.
  2. В настоящее время, многие женщины обращаются за психологической помощью во время родов.

Родильница нуждается в психологической поддержке, которую ей не всегда могут оказать муж и другие родственники, также как и медицинские работники, ориентированные на оказание медицинской помощи женщине и новорожденному.

Задача психолога – оказание помощи в психологической адаптации женщине в новой роли «Я-мать», требующей от неё ориентации на потребности младенца.

В случае экстренной операции кесарева сечения, многие родильницы переживают чувство вины (перед собственным ребёнком, иногда перед супругом). Женщины, ориентированные на естественные роды, отличающиеся перфекционизмом, воспринимают такой способ родоразрешения как психологическую травму, как «предательство собственного тела», поэтому испытывают разочарование и опустошение.

Комплексная медико-психологическая помощь может быть реализована достаточно эффективно в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения.

Приоритетными направлениями деятельности психолога являются следующие направления:

  • психологическое просвещение;
  • психопрофилактика и психологическое консультирование женщин в период ожидания ребенка и его раннего детства;
  • осуществление эмоциональной поддержки беременных женщин, формирование у них готовности к материнству;
  • оказание психологической помощи по проблемам нарушения репродуктивного здоровья в форме индивидуальных консультаций, групповой работы и индивидуальных психотерапевтических встреч.

Приоритетной задачей каждой психологической консультацииявляется оказание эмоциональной поддержки женщине, т.к. основным поводом обращения была эмоциональная нестабильность.

Острота переживания и степень ее влияния на соматические ощущения в каждом случае была индивидуальна.

Местом проведения консультаций может быть и  палата, коридор, столовая, или кабинет поликлинического отделения, т.е. условия, к сожалению, не приспособленные для подобного рода работы.

Психологическая работа проводится в жанре психологического консультирования, базирующегося на экзистенциально-гуманистическом подходе.

Как правило, в подавляющем большинстве случаев, предоставление женщине возможности эмоционального выплеска и отреагирования приводило к субъективному ощущению некоторого облегчения.

Начальная психологическая подготовка будущих мам обычно включает в себя разнообразные тренинги, обучающие умению реагировать на различные стрессовые ситуации спокойно.

Это умение приходит тогда, когда женщина принимает ответственность за здоровье будущего малыша на себя.

Кроме того, очень хорошо, когда на такие занятия приходят и будущие папы. Пара может приходить, как по отдельности, так и вместе.

Такие занятия зачастую очень сильно меняют их прежние отношения, они становятся существенно глубже и ближе.

Ведь в ходе подобных занятий ответственность начинает принимать на себя не только женщина, но и мужчина, что способствует более теплому, эмоциональному фону взаимоотношений [4,с.34].

Современный ритм жизни диктует женщинам определенные условия, которые они обязаны выполнять для того, чтобы чувствовать себя успешными и идти в ногу со временем.

Материальное и душевное благополучие многих из нас зависят от того, насколько мы социально активны, хорошо ли умеем преодолевать препятствия, анализировать ситуацию и эффективно реагировать. Необходимость принятия решений, активная жизненная позиция, независимый стиль жизни, - вот те исконно мужские черты, которые сегодня присущи большинству женщин, вкупе с ношением брюк и других мужских деталей туалета. Мы стремимся к самостоятельности и независимости, и нам важно осознавать себя личностью - образованной, свободной и целеустремленной. Карьера, личностный рост, профессиональная реализация – для современной женщины это отнюдь не пустой звук, а действительно важные жизненные ценности.

Именно поэтому зачастую бывает так, что беременность и предстоящее материнство подсознательно воспринимаются женщиной не как необходимые ступени развития, а как явления, тормозящие его.

Все эти страхи вызваны тем, что активная жизненная позиция становится вдруг пассивной, ведь мы больше не можем контролировать то, что с нами происходит. Отчасти это поддерживается и создавшимися в обществе стереотипами по отношению к беременной женщине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.:Сотис, 2001. – 213 с.
  2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2007. - 204 с.
  3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. – 2004. - № 4. - С. 35–42.
  4. Бек А., Раш А., Иго Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПБ.: Лама, 2003. – 304 с.
  5. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы): учебно-методическое пособие. - М.: Знание, 1994. – 215 с.
  6. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - C. 79–99.
  7. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Норма, 2008. – 412 с.
  8. Гиндикин В.Я. Справочник:соматогенные и соматоформные психические расстройства. - М.: Триада-Х, 2000. – 256 с.
  9. Добряков И.В., Колесников И.А. Психологические и психотерапевтические аспекты перинатальных и неонатальных потерь. - СПБ: ИПТП, 2006. – 114 с.
  10. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания, справочник 
    Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3–4 мес. и 7–8 мес.). — Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. - 54–60 с.
  11. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. - М.: СЕДпресс-информ, 2005. – 414 с.
  12. Ланцбург М.Е. Журнал практического психолога. – М.: Норма, 2003. - 22-37 с.
  13. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике. – 1999. - №3. – С. 123-157.  Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Института Психотерапии, 2002. – 244 с.
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Инфра-М, 2001. - 68-75 с.

Информация о работе Психологическая готовность к рождению ребенка