Психологическая готовность к рождению ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Беременность радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том как появление ребенка повлияет на отношения в барке, как изменится внешность, как пройдут роды, переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из-за недостаточного понимания и заботы, переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями.

Файлы: 1 файл

--210.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов.

Рис. 1 Распределение типов переживания беременности у беременных в первом триместре (рисуночный тест «Я и мой ребенок»), в (%)

 

При исследовании типа переживания беременности у женщин, имеющих опыт невынашивания беременности и женщин, беременных впервые на первом триместре были выявлены достоверные различия с уровнем значимости р<0,05. В контрольной группе в основном преобладает адекватный тип переживания 68%, тревожный тип – 24%, 8% –  игнорирующий тип переживания беременности. В экспериментальной группе данные показатели следующие: адекватный тип – 23%, тревожный – 72% и игнорирующий 5% (рис.1).

Данные интервью, рисуночного теста использовались как взаимодополняющие, их анализ проводился в два этапа.

На первом этапе были проанализированы результаты обследования женщин вскоре после родов и выявлены ценность ребенка для матери и особенности психологического состояния и отношения матери к ребенку, на основе которых были выделены группы женщин со сформированной готовностью к материнству и группа с признаками несформированной готовности к материнству.

На втором этапе были проанализированы материалы психологического обследования этих групп женщин, полученных во время беременности, с целью определить особенности динамики ценности вынашиваемого ребенка и психического состояния женщин на разных этапах репродуктивного цикла в каждой из групп; выделить возможные психологические предикторы несформированной готовности к материнству.

На первом этапе были проанализированы данные интервью и рисуночного теста и установлены несколько вариантов ценности ребенка и материнского отношения: адекватная ценность ребенка с оптимальным балансом ценностей из других потребностно-мотивационных сфер; повышенная ценность ребенка, подавляющая все остальные ценности; пониженная ценность ребенка, когда преобладающими являются ценности из других потребностно-мотивационных сфер; недостаточная ценность ребенка (частичная или полная замена ценности ребенка ценностями из других сфер); адекватное отношение (материнское отношение к ребенку как субъекту, с ориентацией на себя и одновременно на состояние ребенка при контроле состояний ребенка; в этом случае женщинам была присуща высокая, рано появившаяся материнская компетентность, удовлетворенность материнством и отношением к себе и к ребенку других); тревожное, амбивалентное (характеризовалось амбивалентным, неустойчивым отношением к ребенку, с резким противопоставлением ценности ребенка «внедряющимся» ценностям, с противоположными или непоследовательными тенденциями эмоционального сопровождения отрицательных и положительных состояний ребенка; для таких женщин характерна неравномерная компетентность в отношении разных поведенческих проявлений ребенка; конфликт ориентаций в контроле состояний ребенка между собственными состояниями и необходимостью подчиняться мнению других; характерны также недостаточная субъективизация ребенка, постоянная тревога по поводу ребенка и адекватности своих действий, неудовлетворенность собой, отношением к ребенку других, осуждение себя наряду с оправданием, резкие перемены настроения); эмоционально отстраненное, регулирующее материнское отношение (характеризовалось эмоционально отстраненным, регулирующим типом отношения к ребенку; для таких женщин характерно отношение к ребенку как объекту с ориентацией на жесткое приучение к режиму, несмотря на реакции самого ребенка.

Для группы женщин с адекватным материнским отношением (группа 1, 48%) характерны адекватная ценность ребенка и сформированная готовность к материнству.

Для группы женщин с отклоняющимся от адекватного материнским отношением (группа II, 52 %) была характерна неадекватная ценность ребенка и несформированная готовность к материнству.

Данная группа включала две подгруппы.

Подгруппа с тревожным, амбивалентным типом материнского отношения (18 %). Для входивших в нее женщин были характерны повышенная и пониженная ценность ребенка. Для подгруппы с эмоционально отстраненным, регулирующим типом материнского отношения (34 %) была характерна недостаточная ценность ребенка.

Анализ соотношения типа материнского отношения с параметром «ценность ребенка» с применением метода корреляционного анализа установил закономерности, отраженные в табл. 1. Как видно из табл. 1, типы материнского отношения и ценности ребенка в высокой степени коррелируют в соответствующих группах.

На втором этапе были проанализированы данные интервью, генограммы и рисуночного теста по триместрам беременности в группах женщин, выделенных по параметру готовности к материнству. На основании полученных данных описаны характерные для каждой группы испытуемых типы переживания беременности.

Группа 1. Для входящих в нее женщин характерна адекватная ценность вынашиваемого ребенка и адекватный тип переживания беременности: постепенная конкретизация образа ребенка и восприятие его с положительными эмоциями; выраженность динамики психосоматического состояния, соответствующего физиологической беременности, по триместрам: физическое недомогание, усталость и снижение активности в первом триместре; хорошее самочувствие, бодрое состояние, ориентация интересов на ребенка во втором триместре; повышение активности, направленной на ребенка, в начале третьего триместра; общее расслабление и ожидание встречи с ребенком к концу беременности; достаточно четкие представления о послеродовом периоде и своей материнской роли; удовлетворенность собой и изменениями в своем состоянии; эмоциональная близость со своей матерью; положительное эмоциональное, дифференцированное переживание шевеления ребенка.

Группа II. В ней выявляются две подгруппы, одну образуют женщины с тревожным, амбивалентным типом материнского отношения. Для женщин этой подгруппы характерен тревожный или амбивалентный тип переживания беременности.

В первом триместре женщинам с подобным типом переживания беременности свойственны тревоги, страхи, беспокойство. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние повышенно тревожное или депрессивное.

Во втором триместре не наблюдается стабилизации, в целом тревога усиливается, эпизодически повторяются депрессивные или тревожные состояния.

В третьем триместре эта тенденция усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов. Особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления ребенка, возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; имеют место ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному протеканию беременности.

Эта подгруппа характеризовалась пониженной или повышенной ценностью вынашиваемого ребенка. Другую подгруппу составили женщины с игнорирующим типом материнского отношения.

Для них характерен игнорирующий тип переживания беременности.

Во втором триместре первое шевеление отмечается очень поздно, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка, последующие шевеления окрашены неприятными физиологическими ощущениями, сопровождаются неудобством, брезгливостью.

В третьем триместре, к концу беременности, возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Нередко к концу беременности появляются осложнения. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса, к концу беременности состояние характеризуется как доставляющее физическое неудобство.

Активность в третьем триместре повышается и направлена на обстоятельства, не связанные с ребенком. Ценность вынашиваемого ребенка в этой подгруппе недостаточная.

Анализ соотношения типа переживания беременности с параметром «ценность ребенка» установил закономерности, отраженные в табл. 2. Обследованная выборка недостаточно велика для того, чтобы можно было точно оценить соотношение типов переживания беременности и типов материнского отношения, однако различия между группами со сформированной и несформированной готовностью к материнству проявились в виде тенденции.

Адекватный тип переживания беременности соответствует готовности к материнству, отклоняющиеся от него - неготовности к материнству.

 

 

 

 

Таблица 1

Соотношение типов материнского отношения и ценности ребенка

Тип материнского отношения

Ценность ребенка

Коэффициент Гилфорда

Доверительный интервал

Адекватный

адекватная

0, 99

0, 005

Тревожный

повышенная

0, 66

0, 08

Амбивалентный

пониженная

0, 54

0, 08

Эмоционально-отстраненный

недостаточная

0, 99

0, 05


 

Таблица 2

Соотношение типа переживания беременности и ценности ребенка

Тип переживания беременности

Ценность ребенка

Коэффициент Гилфорда

Доверительный интервал

Адекватный

адекватная

0, 90

0, 07

Тревожный

повышенная

0, 64

0, 10

Игнорирующий

недостаточная

0, 90

0, 08


 

Очень редко беременные задумываются о своем психологическом состоянии, безотчетно переживая его хорошие и плохие проявления.

А ведь здоровое психологическое состояние беременной женщины является чуть ли не самым главным фактором, влияющим на нормальное развитие малыша.

Современный ритм жизни диктует женщинам определенные условия, которые они обязаны выполнять для того, чтобы чувствовать себя успешными и идти в ногу со временем.

Материальное и душевное благополучие многих из нас зависят от того, насколько мы социально активны, хорошо ли умеем преодолевать препятствия, анализировать ситуацию и эффективно реагировать. Необходимость принятия решений, активная жизненная позиция, независимый стиль жизни, - вот те исконно мужские черты, которые сегодня присущи большинству женщин, вкупе с ношением брюк и других мужских деталей туалета. Мы стремимся к самостоятельности и независимости, и нам важно осознавать себя личностью - образованной, свободной и целеустремленной. Карьера, личностный рост, профессиональная реализация – для современной женщины это отнюдь не пустой звук, а действительно важные жизненные ценности.

Именно поэтому зачастую бывает так, что беременность и предстоящее материнство подсознательно воспринимаются женщиной не как необходимые ступени развития, а как явления, тормозящие его.

Все эти страхи вызваны тем, что активная жизненная позиция становится вдруг пассивной, ведь мы больше не можем контролировать то, что с нами происходит. Отчасти это поддерживается и создавшимися в обществе стереотипами по отношению к беременной женщине.

С одной стороны это состояние чересчур идеализируется, а с другой воспринимается как опасная болезнь, что в любом случае дает беременной женщине возможность почувствовать, что с ней что-то не так.

Множество негативных переживаний и стрессовых ситуаций поджидают беременную женщину на пути к долгожданному материнству. Повышенный гормональный фон способствует тому, что всякий пустяк кажется ей неразрешимой проблемой, любая нечуткость – равнодушием, грубость – агрессией. И даже понимание того, что такое состояние естественно и вполне физиологично, не облегчает женщине этот сложный период. Что же нужно делать, чтобы стабилизировать свое психологическое состояние? Как уберечь психику будущего малыша от негативных переживаний?

Любой женщине, собирающейся стать мамой, с первых дней беременности нужно уделять внимание не только своему физическому, но и эмоциональному состоянию. Нужно постараться как можно больше узнать о беременности, обо всех процессах, которые происходят и будут происходить в организме мамы и малыша. Нужно научиться не пассивно принимать, а активно переживать свою беременность.

Активное переживание беременности – это сознательная смена установок и стереотипов, связанных с предназначением женщины беременеть, рожать и быть матерью. Это формирование сознательного отношения к происходящему и безусловного приятия всех предстоящих физических и психических изменений. Это удовлетворенность собой и восприятие беременности, как некоей возможности творческого самовыражения. Это уверенность в себе и своих силах, и осознание того, что они поддерживаются матерью-природой. Активное переживание своего состояния приводит к пониманию важности своей роли в процессе создания новой жизни, и ведет к тому, что беременность и материнство начинают восприниматься женщиной, как важная и желанная часть ее жизненного опыта.

Отношение общества к истинному женскому предназначению деторождения оставляет желать лучшего, возможно, в этом есть и наша вина. Именно поэтому каждой из нас приходится самой хорошенько потрудиться для того, чтобы в полное мере насладиться этим периодом своей жизни, потрудиться для того, чтобы материнство заняло подобающее место в нашей собственной системе ценностей.

Именно от качества приложенных в этом направлении усилий и зависит стабильное психологическое состояние женщины в период беременности.

2.3 Организация комплексной методической помощи беременным

Комплексная медико-психологическая помощь может быть реализована достаточно эффективно в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения.

Приоритетными направлениями деятельности психолога являются следующие направления:

  • психологическое просвещение;
  • психопрофилактика и психологическое консультирование женщин в период ожидания ребенка и его раннего детства;
  • осуществление эмоциональной поддержки беременных женщин, формирование у них готовности к материнству;
  • оказание психологической помощи по проблемам нарушения репродуктивного здоровья в форме индивидуальных консультаций, групповой работы и индивидуальных психотерапевтических встреч.

Поводом обращения к психологу служит как направление лечащего врача, так и, в подавляющем большинстве случаев, запрос самой женщины, сформулированный ею самостоятельно при регулярном обходе психологом палат с информацией о возможности получения психологической помощи. ( Порядок обращения в центры психологической помощи представлен в приложении 1).

Информация о работе Психологическая готовность к рождению ребенка