Психологическая готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи работы:
1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты изучения дифференциации психического развития детей в определении готовности к обучению в школе…………………………...5
1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………...5
1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе……...8
2. Особенности психологии детей 6-7 лет……………………………………….21
2.1. Общая характеристика детей, поступающих в школу……………………..21
2.2 Анализ методов диагностики психологической готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………….28
3. Экспериментальная работа по диагностике психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...32
3.1. Организация и проведение исследования…………………………………..32
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………………….42
Приложение

Файлы: 1 файл

Психологическая готовность к школе курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты  изучения дифференциации психического развития детей в определении готовности к обучению в школе…………………………...5

1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………...5

1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе……...8

2. Особенности психологии детей 6-7 лет……………………………………….21

2.1. Общая характеристика  детей, поступающих в школу……………………..21

2.2 Анализ методов диагностики психологической готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………….28

3. Экспериментальная  работа по диагностике психологической  готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...32

3.1. Организация и проведение  исследования…………………………………..32

3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………..40

Список использованной литературы…………………………………………….42

Приложение…………………………………………………………………….....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход от дошкольного  детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Включение в учебную  деятельность связано с новым  типом отношений ребенка как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада.

Естественно встают вопросы  о том, имеем ли мы право предъявлять  эти требования ребенку шести  лет, готов ли он к выполнению новых  требований, по силам ли они ему? Все эти вопросы обуславливают  актуальность исследуемой нами темы.

Готовность ребенка  вступить в новые отношения с  обществом в конце дошкольного  возраста находит свое выражение  в готовности к школьному обучению. 6-7-летний возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка.  Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Но в наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.

Переход ребенка от дошкольного  к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследуется как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

В зарубежных исследованиях  она отражена в работах, изучающих  школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Здесь традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

Но если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского.  (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.).

Цель работы – изучить особенности диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи  работы:

  1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
  2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Предмет исследования – психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Объект исследования – дошкольники 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты изучения дифференциации  психического развития детей  в определении готовности к  обучению в школе

1.1. Понятие  психологической готовности к  школе

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Под психологической  готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень  психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Кулагина И.Ю. выделяет два аспекта психологической  готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. [8, 132]

Оба аспекта важны  как для того, чтобы учебная  деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрой адаптации  к новым условиям, безболезненного  вхождения в новую систему  отношений.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Ребенок, нормально развивавшийся  в дошкольном детстве, приходит в  школу с определенным уровнем развития этих психических сфер, чего нельзя сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с задержкой психического развития (ЗПР), не говоря уже об умственно отсталых.

Каким же должен быть уровень  развития указанных выше сфер, чтобы  можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? В данном вопросе имеет смысл придерживаться положений, разработанных Л.С. Выготским и его последователями Л.И. Божович и Д.Б. Элькониным.

В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

- мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" [4, 23-24].

Ребенок, готовый к  школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника" [3, 35]. Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. [4, 320]

Фактически это —  параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической  готовности к школе, на которые опирается  обучение в первом классе.

Л.С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. ...По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира"[3, 65].

С нашей точки зрения, при исследовании интеллекта ребенка  на предмет готовности к школьному  обучению на первый план должны выйти  характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый — усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.); второй — перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении  обучаемости, желательно дополнительно  исследовать и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

Об уровне интеллектуального  развития ребенка свидетельствует также и его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н.И.

Соответственно приведенному выше теоретическому пониманию психологической  готовности к школьному обучению Гуткиной Н.И. разработана программа  диагностического обследования, позволяющая выявить детей, не готовых к школе, хорошо готовых к школе и готовых к ней на среднем уровне [6, с.68]

Программа предназначена  для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической  готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

В данном подпункте было рассмотрено понятие психологической  готовности ребенка к школе. Из вышеперечисленных  определений психологической готовности ребенка к школе следует, что это комплексное понятие, которое включает в себя как психологическую, так и умственную и физическую готовность.

 

1.2. Характеристика  компонентов психологической готовности  к школе

Для осознания входящих в понятие «готовность к обучению в школе» компонентов, дадим их подробное описание.

А) Физическая готовность

В современной науке  хорошо изучены особенности развития ребенка до школы и имеются  достаточно полные представления о  том, какой он, будущий первоклассник, каким он должен прийти в школу, чтобы нормально расти и развиваться.

Первоклассники сейчас такие разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и  по паспортному возрасту. Есть первоклассники-шестилетки, а есть семилетки.

Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. На шестом седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2,2–2,5 кг.[6]

В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы.

У детей шести-семи лет  хорошо развиты крупные мышцы  туловища и конечностей, поэтому  они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями как бег, прыжки, катания на лыжах и коньках  и т.п. но в этом возрасте слабо  развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат жалобы «рука устала».

В шесть-семь лет продолжает развиваться и совершенствоваться сердечно-сосудистая система, совершенствуется регуляция кровообращения. Поэтому система становится более уязвимой, т.е. организм более остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные нагрузки. В этот период не завершены процессы развития системы органов дыхания, эндокринной системы, т.е. организм растет, развивается, совершенствуется.[7]

В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности  высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной  системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.

Информация о работе Психологическая готовность к школе