Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи работы:
1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты изучения дифференциации психического развития детей в определении готовности к обучению в школе…………………………...5
1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………...5
1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе……...8
2. Особенности психологии детей 6-7 лет……………………………………….21
2.1. Общая характеристика детей, поступающих в школу……………………..21
2.2 Анализ методов диагностики психологической готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………….28
3. Экспериментальная работа по диагностике психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...32
3.1. Организация и проведение исследования…………………………………..32
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………………….42
Приложение
Диагностика сформированности
предпосылок учебной
Для коррекционных и развивающих занятий необходимо поставить следующие задачи:
Заключение
Особая актуальность
изучения проблемы психологической
готовности ребенка к школьному
обучению связана с тем, что на
сегодняшний день именно несформированность
у ребенка психологической гото
Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.
Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе.
Как результат освоения дошкольной образовательной программы качества ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как ребенок уходит из детского сада в школу. Но на протяжении всего дошкольного возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных в проекте качеств. При этом должны определяться параметры развития ребенка. Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития – обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие – в результате чего развития не получается). Предложенное разбиение качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условное, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).
Ядро диагностической
системы составляют тесты, позволяющие
проанализировать особенности интеллекта
ребенка (как общий уровень, так
и операциональную структуру) и
оценить степень
Важную роль в повышении
эффективности учебно-
Список использованной литературы
1. Агафонова И.Н. Экспресс-
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2007.
3. Астапов В.М. Тест тревожности. М., 1999.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
5. Битянова М.Р., Азарова Т., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2005.
6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1998.
7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-
9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 2001.
10. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2, М., 2000.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005.
15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1999, С. 78–86.
16. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007.
17. ГриндерДж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1999.
18. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Марта о. М., 2002. - С. 109–118.
19. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 160–163.
20. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
21. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб, 2004.
22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 2007.
23. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1999.
24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 2000.
25. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003.
26. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158.
27. Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М., 1996.
28. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб – Рига, 1998.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
30. О'Коннер Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб, 1996.
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2003.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2008.
Приложение
Карта проведения диагностики
Образец:
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |