Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи работы:
1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты изучения дифференциации психического развития детей в определении готовности к обучению в школе…………………………...5
1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………...5
1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе……...8
2. Особенности психологии детей 6-7 лет……………………………………….21
2.1. Общая характеристика детей, поступающих в школу……………………..21
2.2 Анализ методов диагностики психологической готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………….28
3. Экспериментальная работа по диагностике психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...32
3.1. Организация и проведение исследования…………………………………..32
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………………….42
Приложение
Б) Интеллектуальная готовность
Современные концепции
реформирования начальной школы
свидетельствуют о смене
Мышление – высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципам природосообразности, культуросообразности и дополнительности.
Анализируя природу мышления дошкольника традиционно к контексте основных видов деятельности выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.
Наглядно-действенное
мышление характеризуется как
Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, теоретики основывались на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления; учитывали не только все перечисленные принципы мышления, но и идею Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Его когнитивная модель сферы включает два полюса: на одном – устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом – гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению.[9]
В) Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Психологи А.Н. Леонтьев и А.В. Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям.
Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С. Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.[10]
Подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
- обладает интенсивностью проявления эмоций,
- непосредственности в проявлении эмоций,
- быстрой переключаемостью, сменой настроений,
- поверхностью эмоций.
Г) Готовность в сфере общения
По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Готовность детей к
школе в сфере общения
- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Развитие социально-
Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие. [18]
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
- умение согласовывать действия с другими;
- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:
Неуравновешенное, импульсивное
поведение, характерное для
Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.
Наличие у детей многочисленных
страхов. Чем сильнее эмоциональное
неблагополучие ребенка, тем больше
возможность возникновения
Главные задачи педагога
состоят в оказании помощи в становлении
субъективного отношения к
В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;
- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». [6]
Этому новообразованию
Л. И. Божович придавала очень
большое значение, считая, что внутренняя
позиция школьника может
- ясли, детский сад — дошкольное детство; к детям относятся как к малышам;
- школа — с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе;
- высшая школа или работа — взрослые люди.
Таким образом, школа
является связующим звеном между
детством и взрослостью, причем если
посещение дошкольного
Л. И. Божович подчеркивала,
что мотивы учения носят конкретно-исторический
характер, это положение было обосновано
специальным сравнительным
Для сравнительного анализа были взяты несколько ярких случаев из литературных произведений, причем случаи подбирались так, чтобы в поле зрения попали представители различных социальных слоев, в каждом из которых отношение к учебе обусловливалось общественным положением, занимаемым людьми данного круга. Так были выбраны Николенька Иртеньев — представитель дворянства, из трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; Петя Бачей — сын учителя, из повести В. П. Катаева «Белеет парус одинокий» и Шимеле — ребенок из низших слоев общества, герой автобиографической повести А. И. Свирского «История моей жизни». В дореволюционной России обучение в школе не было обязательным для всех детей, кроме того, существовали различные типы учебных заведений (лицеи, гимназии, частные пансионы, реальные училища, церковно-приходские школы и др.), поступление в которые было привилегией или участью детей определенного класса. [7]
В связи с этим поступление в гимназию означало приобщение к определенному социальному слою со всеми вытекающими отсюда последствиями, а потому социальные мотивы учения не были связаны с учением как социально значимой деятельностью: здесь играли роль внешние атрибуты, отличавшие гимназиста от «простых смертных», или те блага, которые становились доступны человеку после окончания данного привилегированного учебного заведения.