Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи работы:
1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые для диагностики психологической готовности дошкольников к школе.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты изучения дифференциации психического развития детей в определении готовности к обучению в школе…………………………...5
1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………...5
1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе……...8
2. Особенности психологии детей 6-7 лет……………………………………….21
2.1. Общая характеристика детей, поступающих в школу……………………..21
2.2 Анализ методов диагностики психологической готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………….28
3. Экспериментальная работа по диагностике психологической готовности ребёнка к школе…………………………………………………………………...32
3.1. Организация и проведение исследования…………………………………..32
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………………….42
Приложение
Оценка методики:
- отличный уровень – 0 ошибок;
- хороший уровень – 1 ошибка;
- средний уровень – 2-3 ошибки;
- низкий уровень – 4-5 ошибок.
Методика "Узор"
Цель: проверить умение действовать по правилу.
Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор.
Три правила:
1. два треугольника, два
квадрата или квадрат с
2. линия нашего узора должна идти только вперед;
3. каждое новое соединение
надо начинать с той фигурки,
на которой остановилась линия,
Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант.
Содержание диктанта:
"Соедините треугольник
с квадратом, квадрат с
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:
1) за лишние соединения,
не предусмотренные диктантом
(кроме находящихся в конце
и в начале узора, то есть
предваряющих диктант и
2) за "разрывы" - пропуски "зон" соединения – между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.
Интерпретация полученных результатов.
- отличный уровень – 60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе;
- хороший уровень – 48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило;
- средний уровень – 36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться;
- низкий уровень – менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.
Методика "Графический диктант"
Цель: определить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Содержание: проводить линию карандашом согласно инструкции: «поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно
10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - хороший;
3-5 баллов - средний;
0-2 балла - низкий.
3.2. Анализ полученных результатов
В ходе проведения исследования получены следующие результаты:
Методика «Бусы».
Таблица 1 – Результаты проведения методики «Бусы»
Уровни |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
3 |
14 |
Хороший |
12 |
58 |
Средний |
3 |
14 |
Низкий |
3 |
14 |
Прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении.
Методика «Домик».
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Домик»
Уровни |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
2 |
10 |
Хороший |
9 |
43 |
Средний |
5 |
23,5 |
Низкий |
5 |
23,5 |
Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 53 процентов детей. 47 процентам дошкольников требуется коррекция и развитие данных умений.
Методика «Узор».
Таблица 3 – Результаты проведения методики «Узор»
Уровни |
Кол-во детей |
% |
Отличный |
6 |
29 |
Хороший |
10 |
48 |
Средний |
3 |
14 |
Низкий |
2 |
9 |
6 человек (29%) показали
достаточно высокий уровень
Методика «Графический диктант».
Таблица 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»
Уровни |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
5 |
24 |
Хороший |
11 |
52 |
Средний |
3 |
14 |
Низкий |
2 |
10 |
Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 5 человек (24%) обладают высоким уровнем развития, 11 человек (52%) – хорошим, 3 человека (14%) – средним, 2 человека (10%) – низким.
Таблица 5 - Результаты трех диктантов методики «Узор»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Диктант |
Уровень | |||
1 |
2 |
3 |
∑ | |||
Абдрахманов К. |
12 |
18 |
17 |
47 |
Средний | |
Базанов Н. |
20 |
18 |
21 |
59 |
Хороший | |
Бастемиева А. |
10 |
14 |
12 |
36 |
Средний | |
Брюханова Д. |
21 |
20 |
20 |
61 |
Отличный | |
Гилязова Р. |
15 |
20 |
18 |
53 |
Хороший | |
Жарков Р. |
14 |
19 |
12 |
45 |
Средний | |
Зеленский Г. |
24 |
24 |
24 |
72 |
Отличный | |
Калинин С. |
18 |
19 |
18 |
55 |
Хороший | |
Куприянова А. |
20 |
18 |
22 |
60 |
Отличный | |
Мамонтов Л. |
20 |
15 |
21 |
56 |
Хороший | |
Мамыров Д. |
10 |
9 |
12 |
31 |
Низкий | |
Оспанова А. |
12 |
17 |
19 |
48 |
Хороший | |
Осташкина Л. |
20 |
18 |
18 |
56 |
Хороший | |
Папрыкин В. |
5 |
7 |
9 |
21 |
Низкий | |
Полунина О. |
24 |
22 |
22 |
68 |
Отличный | |
Рахметов И. |
20 |
18 |
19 |
57 |
Хороший | |
Светленький Д. |
18 |
19 |
22 |
59 |
Хороший | |
Солнцева Ж. |
24 |
22 |
23 |
69 |
Отличный | |
Султанова К. |
18 |
19 |
22 |
59 |
Хороший | |
Фендрик Т. |
16 |
16 |
20 |
52 |
Хороший | |
Чистякова А. |
20 |
18 |
22 |
60 |
Отличный |
Таблица 6 - Результаты воспроизведения трех узоров в методике «Графический диктант»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Диктант |
Уровень | |||
1 |
2 |
3 |
∑ | |||
Абдрахманов К. |
2 |
1 |
2 |
5 |
Средний | |
Базанов Н. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Хороший | |
Бастемиева А. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Средний | |
Брюханова Д. |
3 |
3 |
4 |
10 |
Отличный | |
Гилязова Р. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Хороший | |
Жарков Р. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Средний | |
Зеленский Г. |
3 |
4 |
4 |
11 |
Отличный | |
Калинин С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Хороший | |
Куприянова А. |
4 |
3 |
4 |
11 |
Отличный | |
Мамонтов Л. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Хороший | |
Мамыров Д. |
0 |
0 |
1 |
1 |
Низкий | |
Оспанова А. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Хороший | |
Осташкина Л. |
2 |
3 |
4 |
9 |
Хороший | |
Папрыкин В. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Низкий | |
Полунина О. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Хороший | |
Рахметов И. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Хороший | |
Светленький Д. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Хороший | |
Солнцева Ж. |
3 |
3 |
4 |
10 |
Отличный | |
Султанова К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Хороший | |
Фендрик Т. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Хороший | |
Чистякова А. |
3 |
4 |
3 |
10 |
Отличный |