Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат
Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.
Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.
РЕФЕРАТ
Психологическая поддержка
личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению.
Выполнила: педагог – психолог МБОУ СОШ
Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека.
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению.
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному
обучению.
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному
обучению.
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период
адаптации к школе.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение.
Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании. Сегодня школа предъявляет особые требования к развитию адаптивных способностей развивающейся личности, умению использовать собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими для достижения успеха в будущей жизнедеятельности.
Актуальность проблемы школьной адаптации
первоклассников, по мнению М.Р. Битяновой,
И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной, Р.В.Овчаровой
и многих других авторов, является одной
из главных проблем современной практической
психологии, так как успех в школе во
многом зависит от того, как ребёнок адаптировался
к новым социальным условиям, что особенно
важно в связи с началом обучения их с
6,5-7-летнего возраста.
Необходимость адаптации возникает
в связи с кардинальной сменой деятельности
человека и его социального окружения.
/18/
У первоклассников
изменилось социальное
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется, и просто не хочет идти в школу.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Таким образом, одним из главных механизмов, обеспечивающих оптимальную адаптацию первоклассника к учебной деятельности, становится психологическая поддержка. Современные психологи акцентировали внимание на необходимости психологической поддержки развития личности (М.Р.Битянова, Н.Н.Михайлова, Г.А.Дорофеева, В.С.Мухина), подчёркивали её значимость на начальных этапах обучения для последующего развития личности в образовательной среде (Р.В. Овчарова, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, М.М.Безруких, Н.Г.Лусканова, А.Л.Венгер)
Значимость и
актуальность психологической
В связи с этим необходима разработка психологической поддержки развития личности в образовании, структурирование её содержательных аспектов, адекватных требованиям современной ситуации. Всё это позволяет сформулировать проблему исследования: содержание, методы, средства психологической поддержки личности первоклассника на этапе адаптации к школе.
Глава 1 Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека.
1.1.Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Основными особенностями
систематического школьного обу
Поступление в школу и
Отечественные психологи (А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, Р.В.Овчарова) отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Во-первых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности: от игровой к учебной. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая является свободной, а учебная построена на основе произвольных усилий первоклассника. Во-вторых, изменяется социальный статус – появляется новая социальная роль «ученик», появляются новые и сложные обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным, выполнять уроки. Впервые в своей жизни ребёнок становится членом общества со своими обязанностями и общественным долгом. Изменение внешней позиции влечёт за собой изменения самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учёбе, становится более ценным. В-третьих, важным фактором адаптации к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребёнку, от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников зависит успешность адаптации. С поступлением в школу у ребёнка начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками, которых является произвольность, продуктивность и устойчивость./4,7,13/
Адаптация современных первоклассников к новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с поступлением в школу, подчинена, с одной стороны, общим закономерностям адаптационных процессов, а с другой – имеет ряд индивидуальных, специфических особенностей. Одним из важных показателей этих особенностей является психологическая готовность к школьному обучению. Именно психологическая готовность определяет успешность процесса адаптации, как сложится индивидуальная история школьной жизни ребёнка.
Психологическая готовность отечественными представителями психологии (Д.Б.Эльконин, Я.Л.Коломинский, В.С. Мухина, Е.А.Панько, В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, А.Л.Венгер, Л.И.Божович), рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности. /11,13,23/
Основными компонентами психологической готовности к школьному обучению являются:
Интеллектуальная готовность (Л.И.Божович, Л.А.Венгер) включает: запас знаний и представлений об окружающем, достаточный уровень познавательных интересов, определённый уровень развития психических процессов – памяти, внимания, восприятия, сформированность мыслительных навыков, умение ориентироваться и осмыслять полученные сведения из окружающего мира.
Эмоционально-волевая готовность предполагает произвольность поведения. У ребёнка должны быть сформированы волевые качества: самоконтроль, настойчивость, самостоятельность, организованность. Почти все авторы (Л.С.Выготский, Л.Л.Люблинская, М.В.Матюхина и др) уделяют произвольности особое внимание. Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив: умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение слушать говорящего. (6)
Не менее важным является сформированность элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, план действий, выполнение его, проявление усилия в случае препятствия, оценка результата. Так же первоклассник должен получать эмоциональное удовлетворение от выполненной работы, положительное отношение к учению, самому себе.
Личностная готовность (Л.И.Божович, В.Д.Шадриков, Н.И.Гуткина и др) включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной роли школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Особое место занимает соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга). Л.И.Божович в формировании мотивации уделяла развитию познавательной потребности. Существенный момент мотивационной готовности – произвольность поведения и деятельности (А.Н.Леонтьев), т.е возникновение у ребёнка потребностей и мотивов, «при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям». /10/
Немаловажное значение имеет социально-психологическая готовность (М.И.Лисина, Л.И.Божович) – общение первоклассника со взрослыми, которое формирует умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли «учителя» и занимать по отношению к нему позицию «ученика». В результате дети понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на уроках; общение с детьми – первоклассники должны успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия, устанавливать и поддерживать взаимоотношения с одноклассниками.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило преодолеваются, ребёнок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с требованиями, и режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети с трудом принимают новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как привило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа – дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом осваивают учебные программы.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению приобретает особо важное значение, для успешной адаптации первоклассников к условиям школы.
1.2 Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению.
Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, направленных на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуации взаимодействия./17/