Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат

Описание работы

Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

     Проблема психологической поддержки развития личности в образовании, структурирование её содержательных и инструментальных аспектов, адекватных требованиям современной  ситуации исследована фрагментарно. Однако построение моделей психологической поддержки  в отечественной науке заложены в трудах Л.С.Выготского,  А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейн.  Значимость и актуальность её на этапе адаптации первоклассников к школьному обучению возрастает  не только в связи с  возрастным периодом - кризиса 7 лет, но и со сменой ведущего вида деятельности (В.С.Мухина, И.М.Никольская, Р.В.Овчарова). /6,13, 15/

   Первый класс – один из наиболее тяжёлых периодов в жизни детей. Первоклассники далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия.

   Ребёнка, пришедшего  впервые  в  школу, встретит  новый коллектив детей  и  взрослых. Ему нужно установить контакты со  сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает  школьное обучение. Нарушения процесса адаптации у первоклассников  выражаются по-разному: в виде активного протеста – нарушения дисциплины на уроке, на перемене, ссоры с одноклассниками, в эмоциональной сфере наблюдаются вспышки гнева, раздражения; в виде пассивного протеста, когда ребёнок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делать), предпочитает находиться один, у него преобладает подавленное настроение, страхи; тревожность и неуверенность в себе, когда при ответах наблюдается напряжённость, скованность, на перемене ребёнок не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом со сверстниками, но не вступает с ними в общение, плачет, теряется при малейшем замечании учителя.

   Для многих, а особенно шестилеток, трудна адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. 
   Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя,   как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, громко говорят. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. 
    Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к уроку, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается.

    Как уже отмечалось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

         Таким образом, одним из главных механизмов, обеспечивающих оптимальную адаптацию первоклассника к учебной деятельности, становиться психологическая поддержка всех специалистов, работающих в  системе образования и родителей. Р.В.Овчарова отмечала: «Психологическая поддержка  помогает  ребёнку поверить в  себя и в свои возможности, избежать ошибок, сосредотачиваясь  на позитивных  сторонах  и преимуществах с целью укрепления его самооценки» /14/

          Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способствующих улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Исследования, выполненные в контексте данной проблемы, показывают, что первоклассники нуждаются  в психологической поддержке со стороны родителей, учителей и сверстников. И здесь немаловажное значение имеет общение, по мнению Е.О.Смирновой «в общении со  взрослыми ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать, усваивать новые знания; в общении со сверстниками – выражать себя, вступать в разнообразные отношения» /2,4/

 

 

 

 

 

Глава 2.  Психологическая поддержка личности первоклассника

              на этапе адаптации к школьному  обучению.

        2.1 Содержание деятельности психологической  поддержки

            первоклассников к школе.

           

         Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные  требования к психике ребёнка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является  адаптированность  к  школьным условия. Не у всех детей она происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребёнка, психологической готовностью к обучению.

      Значимость  и актуальность психологической поддержки сегодня возрастает потому, что современная ситуация развития младшего школьника изобилует факторами дезадаптирующего характера: нестабильность семейных отношений, педагогическая запущенность, проблемы  физиологического и психологического  развития детей.

   В связи с этим необходима  разработка психологической поддержки развития личности  в образовании, структурирование  её содержательных аспектов, адекватных  требованиям современной ситуации. Важным является повышение психологической компетентности субъектов образования в вопросах осуществления психологической поддержки. Названные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования: содержание, методы, средства психологической поддержки личности первоклассника на этапе адаптации  к школе.

  Исходя из актуальности  проблемы, была определена цель исследования – изучить особенности психологической поддержки личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению.

  Гипотеза – эффективность психологической поддержки личности первоклассника зависит от готовности  ребёнка принять психологическую поддержку, адекватности её содержания, методов, приёмов возрастным особенностям первоклассника.

    Объект исследования – личность первоклассника в период адаптации к школьному обучению.

    Предмет исследования – специфическое содержание эффективных методов, приёмов,  условий психологической поддержки первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.

    В соответствии с целью  определены задачи деятельности:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Провести практическое  изучение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению. 

3. Создать условия психологической поддержки для успешной адаптации  первоклассников на этапе  школьного обучения.

      Психологическая поддержка личности первоклассника в период адаптации к новой школьной жизни осуществляется  на основе основных направлений психологической поддержки:

Психологическая диагностика – позволяет выявить особенности личности первоклассника, выявить возможные причины нарушений в обучении, развитии, адаптации;

Психологическое консультирование – позволяет проанализировать проблему, оказать помощь в её решении  обучающимся, их родителям, педагогическим работникам в вопросах воспитания, развития, адаптации.

Психологическое развитие и коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности, на создание условий развития учащихся.

   В рамках психологической поддержки   используются различные формы работы с  первоклассниками: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

Структура психологической поддержки личности первоклассников включает три этапа:

   Основной целью первого этапа поддержки (сентябрь – октябрь) является:

1.Изучение психологической готовности первоклассника  к  началу школьного обучения, как основу успешной адаптации.

2. Проведение адаптационных встреч для первоклассников, с целью помочь ребёнку вжиться в позицию школьника, почувствовать себя принятым, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым.

3.Консультирование родителей первоклассников и учителя с результатами деятельности и выработки рекомендаций психологической поддержки.

    С целью  изучения психологической готовности используется экспресс-диагностика М.Семаго, Н.Семаго, состоящая из 5 заданий. (Приложение 1).

  Анализ результатов выполнения заданий оценивается по пятибалльной шкале, в дальнейшем проводится уровневая оценка (суммирование баллов).

  Чрезвычайно важным  являются  поведенческие  особенности  ребёнка в процессе выполнения  работы, которые отражаются в  листе наблюдений и определяются корректировочным коэффециентом  (Приложение 2)

      Выполнение всех заданий оценивается по четырём уровням – в зависимости от общего набранного ребёнком балла, с учетом корректировочных коэффециентов оценки поведения ребёнка в процессе работы.

1-й уровень (от 17 – 25 баллов) – Готовность к началу  школьного обучения.

2-й уровень (14 -17 баллов) – Условная готовность к началу обучения.

3-й уровень (11-14 баллов) – Условная неготовность к началу обучения.

4-й уровень (суммарная оценка ниже 10 баллов) – Неготовность к обучению.

     Результат  исследования психологической готовности первоклассников  представлен в диаграмме 1 (Приложение 3)

          Психологическая готовность, как предпосылка успешной адаптации позволяет предположить: 10,5% условно не готовых и 13,5% неподготовленных первоклассников  на начало 2006 учебного  года; 17% и 6% на начало 2007 года; 3,2% и 15,5% на начало 2008 года могут испытывать трудности  при адаптации к школе. Основные причины сложившейся предпосылки являются трудности удержания предлагаемой инструкции, выполнение заданий по инструкции, недостаточный уровень звуко-буквенного анализа, недостаточная концентрация внимания, ряд поведенческих особенностей (медлительность, переспрашивание инструкции, расторможенность,  отвлекаемость,  преобладание игры).

     Адаптационные встречи, целью которых является оказание психологической поддержки  в период адаптации к условиям обучения в начальной школе, проводятся один раз в неделю, со всем классом. Основные задачи  на данном этапе помочь первокласснику  вжиться в позицию школьника, осознать и принять правила школьной жизни, повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию, общению между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества, адаптация учебной программы, нагрузки к индивидуальным  возможностям первоклассников.

   Психологическая  поддержка осуществлялась по  программе «Здравствуй школа!», содержащая подробную разработку занятий с первоклассниками, способствующих повышению адаптации детей к школе, а также материалы к родительскому собранию «Как помочь ребенку адаптироваться к школе». Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников с самых первых дней знакомства со школой, доброжелательная атмосфера в классе является важной отправной точкой в процессе взаимодействия.  (Приложение 4).

 На данном этапе основой психологической поддержки являются игры, упражнения психологического характера, элементы сказкотерапии, рисунок, дискуссии о школе, разыгрывание различных ситуаций, позволяющие понять  школьные правила, режим школьной жизни, какие трудности встречаются и как их преодолеть. Психологическое содержание занятий изложено языком, понятным для детей, что делает возможным эффективное привлечение в практику психологических знаний: эффективно общаться, справляться с волнением, принимать решения, уважать себя, опираться на свои возможности, противостоять, критически мыслить.

В процессе игрового урока мы поддерживали желание детей принимать участие в обсуждении  тем: «Правила школьной жизни», «Школьник и дошкольник», «Первые оценки», «Мои друзья», их попытки отвечать на вопросы. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса,  мы поддерживаем его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». Важно дать понять, что нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс. В создании особой атмосферы помогали  мягкие  игрушки,  герои сказок,  музыкальное сопровождение всё это способствует налаживанию контакта с первоклассниками,  организовывает их внимание,  способствует формированию произвольности.

      Каждое занятие начинается с приветствия: улыбок, с позитивного настроя на диалог, а заканчивалось упражнением  «Цвет моего настроения». Не обходятся такие уроки без  участия учителя. Он  облегчает взаимодействие с детьми,  плотнее становятся взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса.    Игровые упражнения «Доброе утро», «Живые деревья», «Любимое время года», «Море волнуется», «Что растёт после дождя» и другие позволили первокласснику сделать прикосновение к своему внутреннему миру осторожным и деликатным.

      При психологической поддержке важным имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием ребят, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...». Для развития у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности нами использовалось игровое упражнение «Зато» (занятие 6).

Информация о работе Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению