Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат

Описание работы

Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

Задание №3 «Слова». Цель – оценка сформированности звукобуквенного  анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция собственной деятельности.

 

Задание №4 «Шифровка». Цель – выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание  алгоритма), возможностей переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности.

 

Задание №5  «Рисунок человека» Цель – общая оценка графической деятельности, оценка метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Лист  наблюдений за поведением детей в процессе группового обследования

      (пример регистрации учащихся  1»А» класса 2008-2009 учебного года)

Ф.и ученика

Возраст

Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим

Другое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

         

    При наличии одного знака поведенческих трудностей общая бальная оценка, полученная ребёнком за выполнение всех заданий, умножается на 0,85; при  наличии двух знаков поведенческих трудностей  балльная оценка умножается на 0,72; наличие трёх знаков балльная оценка умножается 0,6; при четырёх знаках балльная оценка умножается на 0,45.

 

                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

                                                                                                            Диаграмма 1.

                       Готовы              Условно         Условно        Не готовы

                                                готовы          не  готовы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

     Программа адаптационных встреч  «Здравствуй школа».

Задачи адаптационных  встреч:

1. Создание условий  для обеспечения эмоционального  комфорта, чувства защищённости  у первоклассников при вхождении  в школьную жизнь.

 2.Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3.Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

  1. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  2. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования

навыков учебного сотрудничества.

  1. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
  2. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса

 

Адаптационные занятия для первоклассников  рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:

 

№ занятия

                             Тема                       

Кол-во

часов

1

Знакомство друг с другом

1

 

2 - 3

Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников  с правилами.

2

 4

Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника

1

5

Для чего ходят в школу. Осознание  детьми своего нового статуса школьника.

1

6

Оценка. Формирование реалистичного  восприятия

первоклассниками школьной оценки.

1

7 - 8

Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

2

 

9 - 10

Первоклассное путешествие. Закрепление  позитивного эмоционального отношения  к школе.

2


 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

В качестве приложения к  разработанным адаптационным занятиям  предлагаются материалы, для родительского собрания с тем, чтобы помочь родителям понять, насколько непросто их детям, помочь найти способы поддержки детей и избежать явных ошибок в поведении со своими детьми-первоклассниками.

 

                                                     Занятие

Тема: Знакомство

ЦЕЛЬ:     знакомство первоклассников  с учителем и друг с другом.

ЗАДАЧИ:

1. Предоставление детям возможности  назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.

2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе - «класс».

  3. Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».

4. Знакомство с пространством  класса, формирование отношения к нему как к своему классу.

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Табличка с надписью  «НАШ КЛАСС».

2. Цветы, вырезанные  из цветной плотной бумаги. На  них печатными буквами написано имя учителя и имена всех учеников. Можно сделать все цветы разных цветов, например, сделать цветы с именами девочек одного цвета, а с именами мальчиков - другого.

3. Запись спокойной,  светлой музыки без слов.

4.Листы плотной белой бумаги для «солнышек», размер 15 см х 15 см (по количеству детей в классе).

5.Скотч.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Психолог приветствует детей, здоровается с ними.

Психолог: «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.

Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие  слова, послушайте:

    • Раз, два, три - слушай и смотри!
    • Три, два, раз - мы начнем сейчас!

Ребята, для того, чтобы  наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить»

Психолог еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их следующими движениями:

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) - слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши Зраза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).   ■

Психолог: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня».

ЗНАКОМСТВО

«Я ваш  психолог .Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя).

Посмотрите вокруг, как  много ребят в классе. Может  быть, вы еще не все друг друга  знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Учитель громко командует, дети выкрикивают свои имена.) Ой-ой-ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте  скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.) Опять что-то не то... Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет

Наверное, ребята, дело в  том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Учитель идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ребенка.) Спасибо! Теперь все имена были слышны. Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить».

Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву...» (Называет по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей  доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут... (называется имя, одинаковое для нескольких ребят, например, Дима)». Таким образом, к доске выходят небольшие (2-5 человек) группы, с помощью учителя крепят свои цветы к доске и садятся на место.

Психолог достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над цветами). Вот он какой - наш класс».

Психолог обращает внимание детей на помещение, в котором они находятся. «Ребята, наш класс - это все мы, а еще наш класс  это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматривается - будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его? Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». Психолог раздает детям листы плотной белой бумаги, ученики начинают рисовать. Во время выполнения этого задания желательно использование тихой веселой музыки без слов. Дети рисуют.

Психолог: «Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое солнышко в нашем классе, а так как нас много, то всем нам будет тепло и уютно». Учитель подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепить его в выбранном ребенком месте (например, с помощью скотча).

«Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подходит к концу. Если кто-то еще не успел выбрать место для солнышка, подойдите ко мне на переменке, и мы устроим его поуютнее. Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.)

Ребята, всем спасибо за работу. До следующего занятия.».

 

                     

Родительское  собрание «Как помочь ребенку адаптироваться к школе»

 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Ориентировочный план

1.Психологические особенности  адаптации первоклассников к школе.

2.Как дошкольник становится  школьником.

3.Как взрослые могут  поддержать первоклассника.

4.Что помогает первокласснику  справиться со школьными нагрузками и напряжением периода адаптации.

Информация о работе Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению