Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат
Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.
Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.
Задание №3 «Слова». Цель – оценка сформированности звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция собственной деятельности.
Задание №4 «Шифровка». Цель – выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма), возможностей переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности.
Задание №5 «Рисунок человека» Цель – общая оценка графической деятельности, оценка метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Лист наблюдений за поведением детей в процессе группового обследования
(пример регистрации учащихся 1»А» класса 2008-2009 учебного года)
Ф.и ученика |
Возраст |
Нуждается в дополнительной помощи |
Работает медленно |
Расторможен, мешает другим |
Другое |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 |
При наличии одного знака поведенческих трудностей общая бальная оценка, полученная ребёнком за выполнение всех заданий, умножается на 0,85; при наличии двух знаков поведенческих трудностей балльная оценка умножается на 0,72; наличие трёх знаков балльная оценка умножается 0,6; при четырёх знаках балльная оценка умножается на 0,45.
Готовы Условно Условно Не готовы
Программа адаптационных встреч «Здравствуй школа».
Задачи адаптационных встреч:
1. Создание условий
для обеспечения
2.Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
3.Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
навыков учебного сотрудничества.
Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство друг с другом |
1 |
2 - 3 |
Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников с правилами. |
2 |
4 |
Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника |
1 |
5 |
Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника. |
1 |
6 |
Оценка. Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки. |
1 |
7 - 8 |
Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. |
2 |
9 - 10 |
Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе. |
2 |
ФОРМЫ РАБОТЫ:
На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.
В качестве приложения к разработанным адаптационным занятиям предлагаются материалы, для родительского собрания с тем, чтобы помочь родителям понять, насколько непросто их детям, помочь найти способы поддержки детей и избежать явных ошибок в поведении со своими детьми-первоклассниками.
Тема: Знакомство
ЦЕЛЬ: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставление детям
2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе - «класс».
3. Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».
4. Знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Табличка с надписью «НАШ КЛАСС».
2. Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них печатными буквами написано имя учителя и имена всех учеников. Можно сделать все цветы разных цветов, например, сделать цветы с именами девочек одного цвета, а с именами мальчиков - другого.
3. Запись спокойной, светлой музыки без слов.
4.Листы плотной белой бумаги для «солнышек», размер 15 см х 15 см (по количеству детей в классе).
5.Скотч.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Психолог приветствует детей, здоровается с ними.
Психолог: «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.
Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие слова, послушайте:
Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить»
Психолог еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их следующими движениями:
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) - слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши Зраза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх). ■
Психолог: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня».
ЗНАКОМСТВО
«Я ваш психолог .Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя).
Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Учитель громко командует, дети выкрикивают свои имена.) Ой-ой-ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.
Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.) Опять что-то не то... Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет
Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Учитель идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ребенка.) Спасибо! Теперь все имена были слышны. Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить».
Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву...» (Называет по очереди несколько букв).
«Давайте вырастим на нашей
доске большую цветочную
Психолог достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над цветами). Вот он какой - наш класс».
Психолог обращает внимание детей на помещение, в котором они находятся. «Ребята, наш класс - это все мы, а еще наш класс это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматривается - будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его? Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». Психолог раздает детям листы плотной белой бумаги, ученики начинают рисовать. Во время выполнения этого задания желательно использование тихой веселой музыки без слов. Дети рисуют.
Психолог: «Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое солнышко в нашем классе, а так как нас много, то всем нам будет тепло и уютно». Учитель подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепить его в выбранном ребенком месте (например, с помощью скотча).
«Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подходит к концу. Если кто-то еще не успел выбрать место для солнышка, подойдите ко мне на переменке, и мы устроим его поуютнее. Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.)
Ребята, всем спасибо за работу. До следующего занятия.».
Родительское собрание «Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Ориентировочный план
1.Психологические особенности адаптации первоклассников к школе.
2.Как дошкольник становится школьником.
3.Как взрослые могут поддержать первоклассника.
4.Что помогает первокласснику
справиться со школьными нагруз