Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат
Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.
Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.
Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для нас самих. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября наш ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Порой, искренне желая ребенку добра, мы говорим: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал».
Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе и школьника, и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник, Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребенка. От нас же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».
Нам необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени.
Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребенка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.
Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.
Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для ребенка, как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от отношения к ним нас самих. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие оценки, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. А вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» - дают ребенку понять, что главное в школе - учение и общение.
Начало обучения в школе для ребенка — это, прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольный лицей или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка - скорее всего, признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить для него дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. По возможности лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время — не более полутора часов).
Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
- мне в школе нравится (весёлый человечек)
- мне в школе не очень нравится (серьёзный человечек)
- мне в школе не нравиться (грустный человечек)
2. С каким настроением ты идёшь утром в школу?
- с хорошим настроением (весёлый человечек)
- бывает по- разному (серьёзный человечек)
- чаще хочется остаться дома. (грустный человечек)
3. Если бы тебе сказали,
что завтра в школу не
- пошёл бы в школу (весёлый человечек)
- не знаю, я бы подумал (серьёзный человечек)
- остался бы дома (грустный человечек)
4. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
- часто (весёлый человечек)
- редко (серьёзный человечек)
- вообще не рассказываю (грустный человечек)
5. Как ты относишься к своему классному руководителю?
- мне нравится наш классный руководитель (весёлый человечек)
- не очень нравится (серьёзный человечек)
- я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель (грустный человечек)
6. Есть ли у тебя друзья в классе?
- много друзей (весёлый человечек)
- мало друзей (серьёзный человечек)
- у меня нет друзей в классе.
7. Как ты относишься к своим одноклассникам?
- мне нравятся мои одноклассники (весёлый человечек)
- не очень нравятся (серьёзный человечек)
- не нравятся
8. Трудно ли тебе бывает в школе?
- нет не трудно (весёлый человечек)
- иногда бывает трудно (серьёзный человечек)
- да, трудно (грустный человечек)
Преобладание
положительных ответов
Анкета для родителей первоклассника.
1.Охотно ли идёт ребёнок в школу?
- неохотно (ДА)
- бывает по разному (ВШД)
- охотно, с радостью (А)
2. Приспособился ли
ваш ребёнок к школьному
- пока нет (ДА)
- не совсем (ВДА)
- в основном, да (А)
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА)
- не вполне (ВДА)
- в основном, да (А)
4. Часто ли ребёнок
делится с вами школьными
- нет не делится (ДА)
- иногда (ВДА)
- довольно часто (А)
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА)
- положительных и отрицательных поровну (ВДА)
- в основном положительные впечатления (А)
6. Нуждается ли ребёнок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА)
- иногда (ВДА)
- не нуждается в помощи (А)
7. Как ребёнок преодолевает трудности?
- перед трудностями сразу пасует (ДА)
- обращается за помощью (ВДА)
- старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
-проявляет настойчивость (А)
8. Часто ли ребёнок
жалуется на товарищей по
- довольно часто (ДА)
-бывает, редко (ВДА)
- такого практически не бывает (А)
9. Справляется ли ребёнок
с учебной нагрузкой без
- нет (ДА)
-скорее нет, чем да (ВДА)
-скорее да, чем нет (А)
По мнению родителей, преобладание положительных ответов свидетельствует об успешной адаптации, нейтральные выражают временную дезадаптацию и наличие отрицательных ответов, свидетельствует о дезадаптации первоклассника.