Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат
Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.
Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.
Второй этап психологической поддержки (ноябрь) предполагает изучение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению с учётом психологической готовности к школе и по материалам диагностического исследования. В качестве диагностического инструментария используются:
1. Анкета для оценки школьной мотивации и адаптации первоклассников Н.Г.Лускановой (Приложение 5)
2. Анкета для родителей первоклассников М.Р.Битяновой (Приложение 6)
3. Цветовая ассоциативная методика определения психологического комфорта в школе, восьми цветовой тест Люшера.
Результаты
психологической диагностики
Анализ школьной мотивации показывает, по сравнению с 2006-2007 учебным годом показатель снизился на 3,1 % в 2008-2009 году, снижение на 1,4 % можно наблюдать и по ответам родителей на вопросы анкеты, сравнивая 2006-2007 и 2008-2009 год. Возможные причины такого снижения связаны с индивидуальными особенностями первоклассников, с трудностями понимания на сегодняшний день учебной программы. Основная проблема, по мнению, родителей, заключается в преодолении трудностей при выполнении первоклассником учебной работы. Большинство родителей отметили, что их ребёнок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, несмотря на то, что справляется с учебной нагрузкой. По результатам психологической диагностики: анкетирования первоклассников и их родителей можно сделать вывод об успешности адаптации, оценить роль психологической поддержки на данном этапе.
Общий результат полученных данных представлен в таблице 1.
Сводные данные по результатам изучения успешности адаптации.
Учебный год |
Показатель психологической (1 и 2 уровень) |
Показатель школьной мотивации |
Показатель адаптации (анкета) родителями |
ЦТ Люшера (фиолетовый, красный,жёлтый, зелёный) |
2006-2007 |
76% |
93,8% |
89,2% |
84,6% |
2007-2008 |
77% |
92,4% |
95,5% |
81,8% |
2008-2009 |
81,3% |
90,9% |
88,6% |
81,8% |
Как видно из таблицы в 2006-2007 году на начало сентября возможный процент успешной адаптации составлял 76%, после оказания психологической поддержки в виде адаптационных встреч мы видим достаточно высокий процент школьной мотивации – 93,8%, показатель адаптации ребёнка к школе с точки зрения родителей снижен на 4,6%. Схожий показатель и в 2008-2009 учебном году: школьная мотивация первоклассников составляет – 90,9%, а показатель родителей ниже на 2,3 и составляет – 88,6%. Снижение предполагает, что родители вместе с детьми «вживаются» в роль школьника, для них самих меняется социальная ситуация. Другой результат мы видим 2007-2008 учебном году, здесь показатель адаптации первоклассника по мнению родителей превышает на 3,1%.
На протяжении
трёх лет мы видим
Привлечение к активному участию учителя помогло выстроить партнёрские отношения, показать детям возможность существования этих отношений.
Создание специальных
условий психологической
На
всём протяжении оказания психологической
поддержки учитель был
Далеко не все родители в достаточной степени владеют психолого-педагогическими знаниями особенностях адаптационного периода первоклассников. Недостаток таких знаний у родителей могут усложнить и так непростую для ребенка ситуацию адаптации к школе. С этой целью организуется психологическое просвещение родителей по вопросу успешной адаптации ребёнка к школе, планируются индивидуальные встречи, как по результатам психодиагностики, так и по вопросам воспитания и обучения на этапе адаптации.
Тематические встречи: «Психологические особенности адаптации первоклассника к школе», «Психологическая поддержка в период адаптации» позволяют понять родителям сложность процесса адаптации, необходимость проявить терпение, понимание, поддержку своему ребёнку в достаточно сложный для него период.
Однако первоклассники далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Третий этап (ноябрь, декабрь) психологической поддержки направлен именно на общение с детьми, у которых период адаптации затягивается. Школьники с трудом ещё принимают новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Это небольшой процент первоклассников, но они особенно остро нуждаются в психологической поддержке.
Основная часть работы осуществляется по программе «Здравствуй школа!», что позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, успешнее при выполнении упражнений, активнее включаться в процесс беседы и обсуждения школьных ситуаций. На данном этапе общение осуществляется не с целым классом, а в микрогруппах, в парах, в процессе индивидуального общения. Это даёт возможность лучше почувствовать себя, снизить тревожность, неуверенность. Особенно хорошо эти задачи решаются, когда ребёнок является ведущим в игре, стремится к успешному выполнению заданий. Вместе с детьми мы учимся анализировать эмоциональные состояния людей, понимать их проявления. Это важно для первоклассника, испытывающего дискомфорт.
Заключительной шагом психологической поддержки на данном этапе является повторная диагностика, в качестве инструментария используется:
1. Анкета для оценки
школьной мотивации и
2. Цветовая ассоциативная методика определения психологического комфорта в школе, восьми цветовой тест Люшера.
Результаты диагностики представлены в диаграмме 5, 6 (Приложение 8)
Анализ полученных результатов показывает снижение отрицательных проявлений, связанных со сменой ведущего вида деятельности – учебной, а значит улучшение внутреннего благополучия у первоклассников в период адаптации.
Следовательно, анализ полученных результатов свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза - эффективность психологической поддержки личности первоклассника зависит от готовности ребёнка принять психологическую поддержку, адекватности её содержания, методов, приёмов возрастным особенностям первоклассника подтвердилась.
Однако наблюдаются дети, у которых процесс адаптации займёт более длительное время и по необходимости с ними продолжаются коррекционно- развивающие уроки психологической поддержки.
Заключение.
Школа как институт социализации, воспроизводит
основные закономерности и модели социальных
взаимоотношений. С началом обучения ребенка
в школе происходит стандартизация условий
его жизни в виде системы требований и
правил, единых для всех учащихся. Впервые
перед ребенком возникает задача «приспособить»
себя и свое поведение социально-нормативным
требованиям, что на данном этапе развития
приобретает значение адаптации ребенка
к учебной деятельности в целом. Кроме
того, обучение в школе характеризуется
совпадением принципиальной смены социальной
ситуации и психологического кризиса.
Таким образом, начальный период школьного
обучения является адекватной моделью
для исследования механизмов школьной
адаптации, обеспечивающих приведение
в соответствие возможностей ребёнка
и нормативных требований среды.
Одним из механизмов, обеспечивающих оптимальную адаптацию первоклассника к учебной деятельности, становится психологическая поддержка. Современные психологи акцентировали внимание на необходимости психологической поддержки развития личности (М.Р.Битянова, Н.Н.Михайлова, Г.А.Дорофеева, В.С.Мухина), подчёркивали её значимость на начальных этапах обучения для последующего развития личности в образовательной среде (Р.В. Овчарова, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, М.М.Безруких, Н.Г.Лусканова, А.Л.Венгер). Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение может стать в случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе развиваются и совершенствуются. Психологическая поддержка, её содержательность, приёмы, средства помогают решить эту задачу. Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации показала свою эффективность. Она помогает ребёнку поверить в себя и в свои возможности, избежать ошибок, сосредотачиваясь на позитивных сторонах и преимуществах.
1. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: 1998
2. Битянова М., Афанасьева Е Работа психолога в школе. М: 1998.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, М., Просвещение, 2000.
4. Венгер А.Л Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск: Пеленг, 1996.
5. Венгер А.Л Психологическое
консультирование и
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз 1997.
7. Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе. М.: Проект, 2000.
8. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения). М., 1992.
9. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. //Под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа,1997
10. Истратова О.Н Справочник психолога начальной школы – Ростов/Д,2006.
11. Коломинский Я.Л, Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999.
12 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998.
13. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя, М.,1990.
14. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ«Сфера», 2001.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М: Пед общество России,1999.
16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. Битяновой М.Р., СПб, 2002
17. Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.ГЯрошевского.-М.: Политиздат, 1990.
18. Психологическое сопровождение школьников //Под ред.Александровской Э.М, Кокуркиной Н.И. М.: Издательский центр, 2002.
19. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога в образовании: Уч пособие. М.: Просвещение Владос,1996.
20. Семаго Н, Семаго М Психолого - педагогическая оценка готовности ребёнка к школьному обучению /Приложение 1 сентября, 2003.
21.Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
22 Уроки психологии в начальной школе /И.М.Никольская,: СПб. Речь,2004.
23. Эльконин Д.Б Психическое развитие в детском возрасте.М.: Воронеж, 1996
24. Эскакусто Т.В. Практикум по групповой терапии: тренинги, упражнения, игры/. Ростов/Д: Феникс,2007.
Задания психологической
Задание №1 «Продолжи узор». Цель – оценка особенностей тонкой моторики, произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Задание №2 «Сосчитай и сравни» Цель – оценка сформированности навыков пересчёта в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображённых фигур, понимание понятия «больше-меньше».