Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:18, реферат

Описание работы

Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст — сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Переход к школьному обучению – этапное событие
в жизни человека. 5
1.1. Особенности адаптации первоклассников к систематическому
школьному обучению. 7
1.2. Важность психологической поддержки в период адаптации
первоклассников к школьному обучению. 10
Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника
на этапе адаптации к школьному обучению. 16
2.1. Содержание деятельности психологической поддержки
первоклассников в период адаптации к школе. 17
Заключение. 20
Библиография.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

      Второй этап психологической поддержки (ноябрь) предполагает изучение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению с учётом психологической готовности к школе и  по материалам диагностического исследования. В качестве диагностического инструментария используются:

1. Анкета для оценки школьной мотивации и адаптации  первоклассников Н.Г.Лускановой  (Приложение 5)

2. Анкета для родителей первоклассников М.Р.Битяновой (Приложение 6)

3. Цветовая ассоциативная методика определения психологического комфорта в школе, восьми  цветовой  тест Люшера.

    Результаты  психологической диагностики исследования адаптации  первоклассников к школе представлены в диаграмме 2, 3, 4 (Приложение 7)

    Анализ  школьной мотивации показывает,   по сравнению с 2006-2007 учебным годом показатель снизился на 3,1 % в 2008-2009 году,  снижение  на 1,4 % можно наблюдать и по ответам родителей на вопросы анкеты,  сравнивая 2006-2007 и 2008-2009 год. Возможные причины такого снижения связаны с индивидуальными особенностями первоклассников, с трудностями понимания  на сегодняшний день учебной программы. Основная  проблема, по мнению, родителей, заключается в преодолении трудностей при выполнении  первоклассником учебной работы. Большинство родителей отметили, что их ребёнок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, несмотря на то, что справляется с учебной нагрузкой. По результатам психологической диагностики: анкетирования первоклассников и их родителей можно сделать вывод  об успешности адаптации,  оценить роль психологической поддержки на данном этапе.

     Общий   результат полученных данных  представлен в таблице 1.

 

                                                                                                               Таблица 1.

    Сводные данные по результатам изучения успешности адаптации.

Учебный год

Показатель психологической готовности

(1 и 2 уровень)

Показатель школьной мотивации

Показатель адаптации

(анкета) родителями

ЦТ Люшера

(фиолетовый, красный,жёлтый, зелёный)

2006-2007

          76%

        93,8%

       89,2%

        84,6%

2007-2008

          77%

        92,4%

       95,5%

        81,8%

2008-2009

          81,3%

        90,9%

       88,6%

        81,8%


                                                               

    Как видно  из таблицы в 2006-2007 году на начало сентября возможный процент успешной адаптации составлял 76%, после оказания психологической поддержки в виде  адаптационных встреч  мы видим достаточно высокий процент школьной мотивации – 93,8%, показатель адаптации ребёнка к школе с точки зрения родителей снижен на 4,6%. Схожий показатель и в 2008-2009 учебном году: школьная мотивация первоклассников составляет – 90,9%, а показатель родителей  ниже на 2,3 и составляет – 88,6%. Снижение предполагает, что родители вместе с детьми «вживаются» в роль школьника, для них самих меняется социальная ситуация. Другой результат мы видим 2007-2008 учебном году, здесь показатель адаптации  первоклассника по мнению родителей превышает на 3,1%.   

      На протяжении  трёх лет мы видим положительный  результат психологической  поддержки   в период  адаптации  первоклассников  к школе Из года в год  ребята с хорошим настроением идут в школу, рассказывают  о  своих школьных впечатлениях и несмотря, что  больше половины  испытывают  трудности при изучении  учебных предметов (по результатам анкет)  первоклассники достаточно  хорошо чувствуют себя в ней, выражают желание  успешно выполнять предъявляемые школой требования.  Подтверждение этому является преобладание «жёлтого», «красного», «зелёного»,  «фиолетового»  цветов  при выборе ассоциации своего настроения в школе.

Привлечение к активному  участию учителя  помогло выстроить  партнёрские отношения, показать детям возможность существования этих отношений.

    Создание специальных  условий психологической поддержки,  а именно, введение программы  «Здравствуй школа!» уровень личностного,  интеллектуального,  социально –  психологического развития первоклассников повысился. Это подтверждают особенности поведения детей  во время проведения  заданий на организованность, выполнение правил. Школьники  менее отвлекались,  разговаривали. Игровые  упражнения, задания, дискуссия, беседы по сказкам, обсуждение разнообразных школьных ситуаций,  рисунок, музыкальное сопровождение включённые в занятия позволили повысить интерес первоклассников.  

       На  всём протяжении  оказания психологической  поддержки  учитель был активным  участником процесса.  Привлечение к участию учителя  помогло выстроить партнёрские отношения, показать детям возможность существования этих отношений. 

 Далеко не все родители в достаточной степени владеют психолого-педагогическими знаниями особенностях адаптационного периода первоклассников. Недостаток таких знаний у родителей могут усложнить и так непростую для ребенка ситуацию адаптации к школе. С этой целью  организуется  психологическое  просвещение  родителей  по вопросу успешной адаптации ребёнка к школе, планируются индивидуальные встречи,  как по результатам психодиагностики, так и по вопросам  воспитания и обучения  на этапе адаптации.

Тематические встречи: «Психологические особенности  адаптации первоклассника к школе», «Психологическая поддержка в период адаптации» позволяют понять родителям  сложность процесса  адаптации, необходимость проявить  терпение, понимание, поддержку своему   ребёнку   в достаточно сложный для него период.

   Однако первоклассники далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Третий этап (ноябрь, декабрь) психологической поддержки направлен именно на общение  с детьми, у которых период адаптации затягивается. Школьники с трудом  ещё принимают новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Это небольшой процент первоклассников, но они особенно остро нуждаются в психологической поддержке.

  Основная часть работы осуществляется по программе «Здравствуй школа!», что позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, успешнее при выполнении  упражнений,  активнее включаться в процесс беседы и обсуждения  школьных ситуаций.  На данном этапе общение осуществляется не с целым классом, а в микрогруппах, в парах,  в процессе индивидуального общения. Это даёт возможность  лучше почувствовать себя, снизить тревожность, неуверенность. Особенно хорошо эти задачи решаются, когда ребёнок является ведущим в игре, стремится  к успешному выполнению заданий. Вместе с детьми мы учимся анализировать эмоциональные состояния людей, понимать их проявления. Это важно для первоклассника, испытывающего дискомфорт.

   Заключительной  шагом  психологической поддержки на данном этапе является  повторная диагностика, в качестве инструментария используется:

1. Анкета для оценки  школьной мотивации и адаптации   первоклассников Н.Г.Лускановой  (Приложение 4)

2. Цветовая ассоциативная методика определения психологического комфорта в школе, восьми  цветовой  тест Люшера.

  Результаты  диагностики представлены в диаграмме 5, 6 (Приложение 8)

  Анализ полученных  результатов показывает  снижение  отрицательных проявлений,  связанных со сменой  ведущего вида деятельности – учебной, а значит улучшение  внутреннего благополучия у первоклассников в период адаптации.

   Следовательно, анализ полученных результатов свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза -    эффективность психологической поддержки личности первоклассника зависит от готовности  ребёнка принять психологическую поддержку, адекватности её содержания, методов, приёмов  возрастным особенностям первоклассника подтвердилась.

    Однако наблюдаются  дети, у которых процесс адаптации   займёт более длительное время  и по  необходимости с ними  продолжаются  коррекционно- развивающие  уроки  психологической поддержки.

 

 

 

 

Заключение.

   Школа как институт социализации, воспроизводит основные закономерности и модели социальных взаимоотношений. С началом обучения ребенка в школе происходит стандартизация условий его жизни в виде системы требований и правил, единых для всех учащихся. Впервые перед ребенком возникает задача «приспособить» себя и свое поведение социально-нормативным требованиям, что на данном этапе развития приобретает значение адаптации ребенка к учебной деятельности в целом. Кроме того, обучение в школе характеризуется совпадением принципиальной смены социальной ситуации и психологического кризиса.  
      Таким образом, начальный период школьного обучения является адекватной моделью для исследования механизмов школьной адаптации, обеспечивающих приведение в соответствие возможностей ребёнка и нормативных требований среды.

    Одним из механизмов, обеспечивающих  оптимальную  адаптацию первоклассника  к учебной деятельности, становится  психологическая поддержка. Современные психологи  акцентировали  внимание на необходимости психологической поддержки развития личности (М.Р.Битянова, Н.Н.Михайлова, Г.А.Дорофеева, В.С.Мухина), подчёркивали её значимость на начальных этапах обучения для последующего развития личности в образовательной среде (Р.В. Овчарова, Д.Б.Эльконин,  Л.С.Выготский,  М.М.Безруких,  Н.Г.Лусканова,  А.Л.Венгер). Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение может стать в случае, если первоклассник будет обладать  необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе развиваются  и  совершенствуются. Психологическая поддержка, её  содержательность, приёмы, средства помогают решить эту задачу. Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации показала свою эффективность. Она   помогает  ребёнку поверить в  себя и в свои возможности,  избежать ошибок,  сосредотачиваясь  на позитивных  сторонах  и преимуществах.

                                              Библиография.

1. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: 1998

2. Битянова М., Афанасьева  Е Работа психолога в школе.  М: 1998.

3. Божович Л.И. Личность  и её формирование в детском  возрасте, М., Просвещение, 2000.

4. Венгер А.Л Готовность  детей к школе. Диагностика  психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск: Пеленг, 1996.

5. Венгер А.Л Психологическое  консультирование и диагностика.М:2001.

6. Выготский Л.С. Вопросы  детской психологии. СПб.: Союз 1997.

7. Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе. М.: Проект, 2000.

8. Игровые методы в  обучении и воспитании (психотехнические  упражнения). М., 1992.

9. Игры, обучение, тренинг,  досуг. Педагогические игры. //Под  ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая  школа,1997

10. Истратова О.Н Справочник психолога начальной школы – Ростов/Д,2006.

11. Коломинский Я.Л,  Панько Е.А. Психология детей  шестилетнего возраста. Минск, 1999.

12 Кулагина И.Ю. Возрастная  психология: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998.

13. Мухина В.С. Шестилетний  ребёнок в школе: Книга для  учителя, М.,1990.

14. Овчарова Р.В  Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ«Сфера», 2001.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М: Пед общество России,1999.

16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. Битяновой М.Р., СПб, 2002

17. Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.ГЯрошевского.-М.: Политиздат, 1990.

18. Психологическое сопровождение школьников //Под ред.Александровской Э.М, Кокуркиной Н.И. М.: Издательский центр, 2002.

19. Рогов Е.И  Настольная книга практического психолога в образовании: Уч пособие. М.: Просвещение Владос,1996.

20. Семаго Н, Семаго  М  Психолого -  педагогическая  оценка готовности ребёнка к  школьному обучению /Приложение 1 сентября, 2003.

21.Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

22 Уроки психологии в начальной школе /И.М.Никольская,: СПб. Речь,2004.

23. Эльконин Д.Б Психическое развитие в детском возрасте.М.: Воронеж, 1996

24. Эскакусто Т.В. Практикум по групповой терапии: тренинги, упражнения, игры/. Ростов/Д: Феникс,2007.

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                        Задания  психологической готовности.

                           

 Задание №1 «Продолжи узор». Цель – оценка особенностей тонкой моторики, произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

 

Задание №2 «Сосчитай  и сравни» Цель – оценка сформированности навыков пересчёта в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображённых фигур, понимание понятия  «больше-меньше».

Информация о работе Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению