Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологическую сущность игры дошкольника.
Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
проведен анализ теоретических подходов к проблемам психологии игры дошкольник,
определена игра как вида деятельности дошкольник,
охарактеризовано влияние игры на развитие психических процессов дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке 5
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке 9
2. ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 12
2.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника 12
2.2. Сюжет и содержание игры дошкольника 13
2.3. Реальные взаимоотношения дошкольников в ситуации игры 15
3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА 19
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника 19
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ГЛОССАРИЙ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теории и проблемы исследования игр дошкольника 5
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке 5
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке 9
2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 12
2.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника 12
2.2. Сюжет и содержание игры дошкольника 13
2.3. Реальные взаимоотношения дошкольников в ситуации игры 15
3. роль игры в развитии психики дошкольника 19
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника 19
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей 23
Заключение 28
Список литературы 30
глоссарий 32
Приложение 33
Введение
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка и именно его социальной природе, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми [16, с.49].
Нередко мы противопоставляем игру серьезным занятиям, и не без основания: ведь учеба, труд не всегда приятны. Цель «серьезных» занятий - не в них самих. Они - лишь средство для достижения наших целей: получить образование, занять определенное место в обществе, заработать на жизнь. Конечно, хорошо, когда работа - радость, когда она - наслаждение. Но даже любимый труд - это труд: он приносит не одни радости. В отличие от труда игра тоже требует напряжения, усилия, воли, но она не создает «полезного продукта», она - цель сама по себе. Работаем, учимся мы ради чего-то, а играем «просто так», ради самой игры. То же и у детей, но только они учатся в игре. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре дошкольник проявляет больше произвольности, больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого, «учебного» задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний дошкольника о мире.
Проблемами психологической сущности игры дошкольника занимались многие зарубежные и отечественные педагоги-психологи. В настоящее время накоплен большой запас теоретических знаний и результатов экспериментальных исследований, посвященных проблемам игры дошкольника. Все это позволило сделать вывод, что игра в дошкольном возрасте - это основной вид деятельности. В процессе игры происходит интенсивное развитие психических процессов ребенка.
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологическую сущность игры дошкольника.
Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
проведен анализ теоретических подходов к проблемам психологии игры дошкольник,
определена игра как вида деятельности дошкольник,
охарактеризовано влияние игры на развитие психических процессов дошкольников.
Предмет исследования – игровая деятельность дошкольников.
Объект исследования – психологическая сущность игры дошкольника.
1. Теории и проблемы исследования игр дошкольника
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке
За исключением бихевиоризма, представители почти всех направлений в зарубежной психологии так или иначе пытались объяснить игру дошкольника, реализуя при этом свои общие теоретические концепции (психоанализ З.Фрейда, структурная теория К.Коффки, динамическая теория личности К.Левина, теория эгоцентризма Ж.Пиаже). Если и не все представители этих различных направлений делали попытки создать целостную теорию детской игры, то все они так или иначе пытались интерпретировать ее основные симптомы.
Уже в конце XIX века, еще до появления работ К.Грооса, при описании детской игры психологи обращали основное внимание на работу детского воображения или фантазии.
У Дж.Селли уже выделены две основные особенности той формы игры, которая называется ролевой и занимает господствующее положение в дошкольном возрасте. Это, во-первых, преобразование ребенком себя и окружающих предметов и переход в воображаемый мир и, во-вторых, глубокая поглощенность созданием этого вымысла и жизнью в нем.
Эти два феномена детской игры - деятельность фантазии и поглощенность вымыслом - подчеркивались и выделялись многими психологами, и вокруг их объяснения сосредоточивалось внимание теоретиков игры. Так, В.Штерн писал: «Ведь та возрастная эпоха, с которой мы имеем дело, называется именно «возрастом игры», и фантастическое представление уже достигает здесь такого развития, которое далеко опережает развитие остальных функций представления и мышления» [11, с.142].
Некоторые авторы, например К.Бюлер, возражали против приписывания игре чрезмерной иллюзорности.
Представление о том, что игра есть проявление живости и беззаботности фантазии, достигающей в раннем возрасте довольно высокого уровня развития, типично для функциональной психологии, или психологии способностей.
На понимание природы игры дошкольника большое влияние оказала психоаналитическая теория З.Фрейда.
Сам З.Фрейд нигде не излагает своей теории игры, и создание такой теории не входит в его задачу. Он касается вопросов игры лишь попутно, в связи со своей попыткой проникнуть «по ту сторону принципа удовольствия».
Подчеркнем два момента в общей теории З.Фрейда, важные для понимания его концепции игры. Теория З.Фрейда является одной из наиболее законченных концепций изначальности, а следовательно, биологической предопределенности главных влечений, лежащих в основе существования всего живого. Общество накладывает запреты на эти требующие непосредственного выходы изначальные влечения. Возникают всевозможные «обходные пути» в форме разнообразных замещений, которые дают возможность выхода исходным влечениям. Примитивная детская игра и высшее проявление человеческого духа - культура, искусство, наука - есть лишь формы обхода «барьеров», которые ставит человеческое общество изначальным влечениям, ищущим себе выхода [20, с.86].
Фрейдистское истолкование игры стимулировало распространение психоаналитической практики на детей. Практическое использование игры шло в двух направлениях - как прожективной диагностической методики и как терапевтического средства.
Фрейдистская теория игры оказала большое влияние на понимание некоторыми психологами процессов психического развития дошкольника. Так, влияние Фрейда сказалось в ранних исследованиях Ж.Пиаже в связи с разработкой общих вопросов психического развития дошкольник и на понимании Ж.Пиаже природы детской игры. Эта теоретическая концепция вошла в детскую психологию под названием теории двух миров.
Игра, с точки зрения Ж.Пиаже, принадлежит к миру аутистических грез, миру неудовлетворяемых в реальном мире желаний, миру неисчерпаемых возможностей.
Некоторое различие между этой концепцией Пиаже и концепцией психоаналитиков заключается в том, что для последних игра есть проявление вытесненных желаний и тенденции к повторению, а для Пиаже - остаточных, то есть еще не вытесненных, но, так же как и для психоаналитиков, не могущих быть удовлетворенными желаниями.
Несмотря на это различие, у Пиаже, как и у психоаналитиков, мир взрослых и мир ребенка изначально противостоят друг другу как враждебные силы. Первый вытесняет второй; второй, по возможности, сопротивляется первому.
Аналогичную позицию занимает и К.Коффка. Хотя он и делает ряд частных критических замечаний к теории эгоцентризма, но в целом принимает концепцию двух миров, которым соответствуют две принципиально по-разному построенные структуры поведения.
Общую оценку концепции двух миров дал Л.С.Выготский. «Трудно представить себе, писал Л.С.Выготский, - большее насилие над фактами, чем подобного рода теория детской игры. Ведь самим существом детской игры является создание мнимой ситуации, то есть известного смыслового поля, которое видоизменяет все поведение ребенка, заставляя его определяться в своих действиях и поступках только мнимой, только мыслимой, а не видимой ситуацией» [11, с.97].
Ошибочность концепции двух миров заключается в том, что ее сторонники «особый» детский мир представляют себе как мир изначально существующих желаний, которые к тому же не удовлетворяются.
Несколько иную позицию в этом вопросе занимают К.Левин и его ученица С.Слиозберг, проведшая специальное экспериментальное исследование, посвященное выяснению различий между серьезной и игровой ситуацией. Основная проблема исследования - отношение между реальностью (в «жизненном пространстве» ребенка) и удовлетворением потребностей.
Экспериментальные факты, полученные в исследовании Слиозберг, и ее выводы представляют значительный интерес, прежде всего, потому, что в них ясно поставлены два вопроса: во-первых, вопрос о неправомерности отождествления игры с ирреальным (с миром сновидений и грез), вопрос об отношении между удовлетворением потребностей и игрой.
К.Левин не ставил себе задачу выяснения природы игры. Игра интересовала его лишь постольку, поскольку в ней рельефно и наглядно представлена динамика замещения, которую он экспериментально исследовал. Он прямо указывает, что огромная область игры имеет самое близкое отношение к динамике замещения - безразлично, предмета или действия.
Взгляды Левина - Слиозберг представляют интерес в нескольких отношениях. В них причудливо переплетаются фрейдистские и антифрейдистские толкования. У Фрейда заимствованы два важных момента: во-первых, положение о том, что переход в ирреальные слои происходит в результате неудовлетворения потребности в реальном слое и связанного с этим слишком большого напряжения; во-вторых, понятие о замещении одних предметов или действий, связанных с удовлетворением потребностей, другими. Вместе с тем принципиально отличным является понимание слоев различной степени реальности [1, с.19].
Таковы основные теории игры, разработанные зарубежными психологами. Каждый из исследователей внес свой вклад в решение проблем психологии игрыдошкольника. Однако следует отметить, что многие гипотезы приводили в тупик.
Иной путь в изучении проблем психологии игры избрала русская наука. Кратко рассмотрим взгляды российских ученых на проблемы игры.
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке
В дореволюционной русской психологии наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д.Ушинскому и А.И.Сикорскому. К.Д.Ушинский, по традиции того времени, рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочными взгляды на детское воображение как на сильное, богатое и могучее. А.И.Сикорский рассматривал игру главным образом со стороны умственного развития.
Появление работ К.Грооса оказало влияние и на русских психологов. В период, непосредственно предшествовавший Октябрьской революции, эта теория была господствовавшей, иногда перемежаясь с популярной в то время теорией рекапитуляции. Так, В.П.Вахтеров писал: «...мы ближе всего подходим к теории Грооса, который смотрит на игру как на средство естественного самовоспитания детей, но в то же время не согласны с ним в некоторых положениях, и прежде всего в том, будто игры имеют целью подготовить детей к предстоящей им практической деятельности» [11, с.75].
В советской психологии впервые с совершенно новых позиций поставил проблему психологии игры М.Я.Басов. Характеризуя в самом общем виде свою постановку вопроса, М.Я.Басов пишет: «...своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которых он возникает» [11, с.88].
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника