Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологическую сущность игры дошкольника.
Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
проведен анализ теоретических подходов к проблемам психологии игры дошкольник,
определена игра как вида деятельности дошкольник,
охарактеризовано влияние игры на развитие психических процессов дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке 5
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке 9
2. ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 12
2.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника 12
2.2. Сюжет и содержание игры дошкольника 13
2.3. Реальные взаимоотношения дошкольников в ситуации игры 15
3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА 19
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника 19
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ГЛОССАРИЙ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
«Муха» (с 2 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, стимулирование умения различать основные цвета.
Оборудование: игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета; центральная клетка занята изображением мухи; фишка — вырезанная из картонки муха.
Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (три-четыре раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приползла муха (или между какими цветами оказалась).
Вариант: старшим детям, с 4,5 лет, можно предложить играть, не передвигая фишку-муху на индивидуальных полях, а отслеживая глазами путь мухи по демонстрационному полю.
Вариант: дети 5-6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).
Вариант: передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям (особенно младшего возраста) представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то вещь, еду и т. д. Когда после посещения десяти-двенадцати «магазинов» муха возвращается, все вместе вспоминают, что же лежит у нее в корзинке с покупками.
IV. Развитие репродуктивного и творческого воображения
«Дорисуй фигурку» (с 3 лет)
Цель игры: развитие фантазии, упражнение мелкой моторики.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, образцы с отдельными элементами рисунков (геометрическими фигурами, разными линиями и т.д.).
Игровая ситуация: клоун Вася, собираясь к нам сегодня, в последний момент решил нарисовать картинку, но не успел ее закончить, а пока шел, забыл, что собирался нарисовать. Помогите ему, дорисуйте эту фигурку.
Вариант: «Волшебное море», «Волшебный лес». На картинке-образце заготовлен целый набор элементов, позволяющий создать тематический рисунок.
V. Развитие речи
«Поезд» (с 4,5 лет)
Цель игры: формирование умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов; развитие речи.
Оборудование: набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных живых и неживых объектов.
Ход игры: детям предлагается построить поезд из отдельных «вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики» не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их с друг с другом, найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба... (живые; могут расти; зеленые; и т.д.)». Играющие делают ходы по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку. «Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы. Так, развивается звукосимволическая функция сознания как возможность замещения одним предметом другого, использование одного предмета как знака другого, замещение зависит от свойств замещаемого и заместителя [19, с.32].
Игра имеет моделирующий характер, ведь дети разыгрывая тот или иной сюжет воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека к вычленению его отношений с другими людьми. Центральным элементом игры является роль, которую берет на себя ребенок.
В роли всегда есть правило. Постепенно оно начинает выделяться ребенком как центральный элемент роли. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от слитности правил с ролью - к полному осознанию правила и его выполнению, а затем и к самостоятельному формулированию правила до начала игры.
Таким образом, игра - это «школа морального поведения», поскольку в ней всегда есть норма морали - правило, которому надо подчиниться, например, «надо делиться с другими», подавив свои импульсивные желания.
Изменяются в игре и действия с предметами: они свертываются, сокращаются, обобщаются.
Таким образом, в процессе игры происходит развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Бабаева Т.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 172 с.
2. Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольни
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Пособие для работы с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2008. – 196 с.
4. Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 150 с.
5. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 2006. - 336 с.
6. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М.: Дрофа, 2009. – 245 с.
7. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 429 с.
8. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – М.: МарТ, 2010. – 381 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 456 с.
10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2006. – 446 с.
11. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.- 408 с.
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 641 с.
13. Реан А.А. Психология детства. – М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 394 с.
14. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 326 с.
15. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М.: Речь, 2010. – 144 с.
16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 291 с.
17. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2009. – 349 с.
18. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб.: Питер, 2005. – 337 с.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 360 с.
20. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник: Психология и педагогика возраста. – М.: Академия, 2009. – 327 с.
глоссарий
Понятие | Определение |
Взаимоотношения | Субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. |
Воспитание ребенка | Участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. |
Детская психология | Отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа - являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов |
Деятельность детская | Основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В ходе детской деятельности происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. |
Дошкольный возраст | Этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. |
Игра | Вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. |
Психика | Системное свойство высокоорган |
Педагог | Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области |
Психология | Наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека |
Ролевая игра | Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. |
Приложение
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)
Показатель игры | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
Основное содержание игры | Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. | Выполненре роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. | Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. |
Характер игровой роли | Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. | Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. | Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения. | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. | Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. | Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. | Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Продолжение приложения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отношение к правилам | Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют. | Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание. | Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. | Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. |
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника