Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологическую сущность игры дошкольника.
Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
проведен анализ теоретических подходов к проблемам психологии игры дошкольник,
определена игра как вида деятельности дошкольник,
охарактеризовано влияние игры на развитие психических процессов дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке 5
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке 9
2. ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 12
2.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника 12
2.2. Сюжет и содержание игры дошкольника 13
2.3. Реальные взаимоотношения дошкольников в ситуации игры 15
3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА 19
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника 19
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ГЛОССАРИЙ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Другие спокойно принимают это желание. Однако может найтись и такой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребенок, недовольный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И все!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я!».
Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности дошкольника, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
3. роль игры в развитии психики дошкольника
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника
Исследования ученых показали, что игра оказывает влияние на развитие всех психических процессов дошкольника.
Так, оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий [20, с.102].
З.В.Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.
Г.Трошин указывал... чем ниже уровень интеллектуального развития, тем на более низком уровне находится и их игра. Яскульская подвергла этот вопрос специальному исследованию и убедилась в том, что дело не только в низком уровне интеллектуального развития, но и в общем уровне развития личности ребенка.
Эти факты свидетельствуют о том, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены (воображение, мышление), но и для тех, которые связаны с ней косвенно, как, например, память.
Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [5, с.107].
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности дошкольника - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д.
Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры [7, с.211].
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У ребенка появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет - его знак - его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.
Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка умения свободно обращаться с предметами и использовать их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку) [17, с.86].
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра способствует развитию рефлексии у дошкольника, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей
I. Восприятие оттенков цветов. Спектр
«Цветные фоны» (1,5-3 года)
Цель игры: учить детей различать и называть основные цвета; расширять их кругозор.
Оборудование: игровые поля (листы бумаги основных цветов); цветные изображения различных предметов или их вырезанные однотонные силуэты (зеленый лист, красный помидор, фиолетовая слива, синий колокольчик и т. д., по 4-8 предметов каждого цвета).
Игровая ситуация: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полян. На каждой из них живут предметы (растения, животные), подходящие к поляне по цвету. Игру можно проводить в виде лото или просто раскладывая перемешанные изображения на соответствующие поля. Если используются силуэты, то они словно прячутся на листе того же цвета, что и силуэт.
II. Игры на развитие мелкой моторики
«Лабиринт» (с 4,5 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, мелкой моторики.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: на перекрестке линий дети изображают маленького человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и т. д.). Ведущий говорит, куда и на сколько клеток нужно двигаться. Путь изображается под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.
Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру (букву, простой силуэт и т. п.). Детям предлагается назвать получившееся изображение и заштриховать его, раскрасить или покрыть узором.
Вариант: игру можно дополнить, диктуя маршрут по клеточкам так, чтобы путь состоял из повторяющихся элементов. Обнаружив повторение два-три раза, ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно.
«Электронные часы» (с 4 лет)
Цель игры: развитие мелкой моторики; стимулирование пространственного воображения.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: детям предлагается научиться рисовать цифры такими, как их показывают электронные часы (каждая цифра размером в две клетки). Дети рисуют их по образцу, показанному ведущим. Повторяют изображение несколько раз. На следующем занятии ведущий спрашивает детей, как будет выглядеть цифра, например 2, в зеркале? (Перед этим можно предложить ребенку подумать, в какой руке держит его отражение конфету, если на самом деле она в правой руке). Детям предлагается нарисовать отражение цифры, которое видно в зеркале сначала в вертикальном, а потом в горизонтальном положении.
Вариант: вместо цифр можно рисовать любые фигуры, занимающие две-три клетки, составленные из вертикалей, горизонталей и диагоналей клетки, Их дети могут как срисовывать, так и придумывать самостоятельно.
III. Игры на развитие внимания и памяти
«Зеркало» (с 2 лет)
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, моторики.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся движения, предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и любой ребенок.
Вариант: можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
«Обезьянки» (1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника