Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать психологическую сущность игры дошкольника.
Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
 проведен анализ теоретических подходов к проблемам психологии игры дошкольник,
 определена игра как вида деятельности дошкольник,
 охарактеризовано влияние игры на развитие психических процессов дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. Проблемы игры дошкольника в зарубежной науке 5
1.2. Проблемы игры дошкольника в российской науке 9
2. ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 12
2.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника 12
2.2. Сюжет и содержание игры дошкольника 13
2.3. Реальные взаимоотношения дошкольников в ситуации игры 15
3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА 19
3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника 19
3.2. Примеры игр, способствующих развития
психических процессов и способностей детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ГЛОССАРИЙ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность игры дошкольника СФГА 06.2011.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, ес­ли инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально про­должает руководить игрой.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходи­мости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможно­сти. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Дру­гие спокойно принимают это желание. Однако может найтись и та­кой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребенок, недовольный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И все!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я!».

Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психи­ческие качества и личностные особенности дошкольника, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоя­тельное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. роль игры в развитии психики дошкольника

 

3.1. Влияние игры на общее развитие дошкольника

 

Исследования ученых показали, что игра оказывает влияние на развитие всех психических процессов дошкольника.

Так, оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и за­помнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально органи­зованных занятий [20, с.102].

З.В.Мануйленко, подвергнув специальному эксперименталь­ному исследованию значение игры для развития волевых процес­сов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Г.Трошин указывал... чем ниже уровень интеллектуального раз­вития, тем на более низком уровне находится и их игра. Яскульская подвергла этот вопрос специальному исследованию и убеди­лась в том, что дело не только в низком уровне интеллектуального развития, но и в общем уровне развития личности ребенка.

Эти факты свидетельствуют о том, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены (воображение, мышление), но и для тех, ко­торые связаны с ней косвенно, как, например, память.

Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошколь­ного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее су­щественные стороны развития личности ребенка в целом.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточи­ваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предме­тах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрывае­мых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленно­му сосредоточению и запоминанию [5, с.107].

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю но­вое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе дей­ствий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умст­венном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотноше­ний ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого стро­ить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития вообра­жения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни пред­меты другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возрас­та уже необязательны предметы-заместители, так же как необязатель­ны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять пред­меты и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображе­нии. Игра может протекать во внутреннем плане.

Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, ко­торая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захваты­вая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности дошкольника - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает ви­сящие яблоки и т.д.

Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, кон­струкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат дея­тельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры [7, с.211].

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредствен­но из игры. Ребенок начинает учиться играя - к учению он отно­сится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладева­ет элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь пере­страивает и отношение ребенка к нему. У ребенка появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: инди­видуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре бе­рут на себя функцию отсутствующего предмета, который они заме­щают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающе­го отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет - его знак - его наименование» обогащает смысловую сто­рону слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребен­ка умения свободно обращаться с предметами и использовать их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку) [17, с.86].

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для разви­тия рефлексивного мышления.

Рефлексия - это способность человека анализировать свои собст­венные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловече­скими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами дру­гих людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра способствует развитию рефлексии у дошкольника, поскольку в игре возника­ет реальная возможность контролировать то, как выполняется дейст­вие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо испол­няющий роль. Двойная позиция играющего - исполнитель и контро­лер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

 

3.2. Примеры игр, способствующих развития

психических процессов и способностей детей

 

I. Восприятие оттенков цветов. Спектр

«Цветные фоны» (1,5-3 года)

Цель игры: учить детей различать и называть основные цвета; расширять их кругозор.

Оборудование: игровые поля (листы бумаги основных цветов); цветные изображения различных предметов или их вырезанные однотонные силуэты (зеленый лист, красный помидор, фиолетовая слива, синий колокольчик и т. д., по 4-8 предметов каждого цвета).

Игровая ситуация: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полян. На каждой из них живут предметы (растения, животные), подходящие к поляне по цвету. Игру можно проводить в виде лото или просто раскладывая перемешанные изображения на соответствующие поля. Если используются силуэты, то они словно прячутся на листе того же цвета, что и силуэт.

II. Игры на развитие мелкой моторики

«Лабиринт» (с 4,5 лет)

Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, мелкой моторики.

Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.

Ход игры: на перекрестке линий дети изображают маленького человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и т. д.). Ведущий говорит, куда и на сколько клеток нужно двигаться. Путь изображается под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.

Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру (букву, простой силуэт и т. п.). Детям предлагается назвать получившееся изображение и заштриховать его, раскрасить или покрыть узором.
Вариант: игру можно дополнить, диктуя маршрут по клеточкам так, чтобы путь состоял из повторяющихся элементов. Обнаружив повторение два-три раза, ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно.

«Электронные часы» (с 4 лет) 

Цель игры: развитие мелкой моторики; стимулирование пространственного воображения.

Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.

Ход игры: детям предлагается научиться рисовать цифры такими, как их показывают электронные часы (каждая цифра размером в две клетки). Дети рисуют их по образцу, показанному ведущим. Повторяют изображение несколько раз. На следующем занятии ведущий спрашивает детей, как будет выглядеть цифра, например 2, в зеркале? (Перед этим можно предложить ребенку подумать, в какой руке держит его отражение конфету, если на самом деле она в правой руке). Детям предлагается нарисовать отражение цифры, которое видно в зеркале сначала в вертикальном, а потом в горизонтальном положении. 

Вариант: вместо цифр можно рисовать любые фигуры, занимающие две-три клетки, составленные из вертикалей, горизонталей и диагоналей клетки, Их дети могут как срисовывать, так и придумывать самостоятельно.

III. Игры на развитие внимания и памяти

«Зеркало» (с 2 лет)

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, моторики. 

Оборудование: не требуется. 

Ход игры: ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся движения, предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и любой ребенок.
Вариант: можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Обезьянки» (1,5-7 лет)

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника