Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:11, реферат
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Введение
1.1. Психологическая теория Фрейда
1.1.1. Структура личности
1.1.2. Защитные механизмы личности
1.2. Аналитическая психология К.Г.Юнга
1.2.1. Архетип коллективного бессознательного
1.2.2. Психологические типы личности
Заключение
2) Профессиональная пригодность
Введение
2.1. Теоретическое представление профессиональной пригодности
2.1.1. Сущность профессиональной пригодности
2.1.2. Значение профессиональной пригодности
2.1.3. Влияние профессиональной пригодности на эффективность работы предприятия
Заключение
3) Рационализация. Этот способ
разумного оправдания любых
а) оправдание своей неспособности что-либо сделать
б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции.
Иногда люди могут скрывать
от самих себя мотив
5) Проекция. Все люди имеют
нежелательные свойства и
6) Интеллектуализация. Это
своеобразная попытка уйти из
эмоционально угрожающей
7) Замещение. Оно выражается
в частичном, косвенном
Если эти и другие защитные
механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные
импульсы, исходящие из "Оно", дают
о себе знать в закодированной,
символической форме, например, в
сновидении, описки, оговорки, шутках,
странностях поведения
Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями.
Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах личности представляет огромный интерес для нас. Например взять такой момент, как адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос о формировании воинского коллектива. Ведь непременно на этих этапах определенная часть коллектива будет "ставить" свои защитные механизмы. У одних они будут слабо выражаться, но будут и ярко выраженные случаи отрицания, подавления или например рационализации. Именно в этот момент особо важную роль для офицера-воспитателя играет умение проследить за тем, чтобы эти защитные механизмы не обратились негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и в отношении окружающего.
1.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА
1.2.1. Архетип коллективного бессознательного
Как известно, глубинная
психология есть общее название для
обозначения психологических
Классическая глубинная психология представлена уже выше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепциями Альфреда и Карла Юнга - соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией.
Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Исследовательская карьера Юнга началась в клинике для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда. Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к ссоздания иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии. Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.
Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживаемая и иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным перемещением. Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование "либидо", или психической энергии.
Теория либидо Юнга тесно связанна с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к более ранней стадии развития).
Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации. Соответственно адаптация осуществляется в два этапа:
1) Получение установки
2) Завершение адаптации средствами установки.
В процессе регрессии несовместимые
и отвергнутые пережитки
Юнг предложил достаточно
обширную и впечатляющую систему
взглядов на природу человеческой психики.
Его труды включают глубоко разработанную
теорию структуры и динамики психически
сознательного и
Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со
всей историей эволюции человеческой
психики во всех ее культурных проявлениях.
Аналитическую психологию следует
отличать от физиологической
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральным понятием его психотерапии является "индивидуация". Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от "Я", центра сознания, к "Самости" как центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.
1.2.2. Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики
наукой будущего. Для него актуальная
проблема человечества заключалась
не столько в угрозе перенаселения
или атомной катастрофе, сколько
в опасности психической
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией "психологических типов". Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется "в своей тарелке", - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
Интроверт же характеризуется
тенденцией своего либидо устремляться
вовнутрь, непременно связывая психическую
энергию со своим внутренним миром
мысли, фантазии или чувства. Такой
тип уделяет значительный интерес
и внимание субъекту, а именно его
внутренним реакциям и образам. Наиболее
успешно интроверт
Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, "зацикленным на себе". Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадоптованои - грубой, НЕ зрелой, негативной форме. Так например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и приспособлен к внешней реальности.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.
Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения "истина - ложь", а чувство - "приемлемо - неприемлемо". Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.
Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.
Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлении двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.
Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, чем другие. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, находится в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.
Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. Согласно ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.