Психологические аспекты суицида в воинской части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа

Описание работы

Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Воен.эксперимент печать.docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  психологии суицида

1.1 Понятие и сущность  проблемы психологии суицида

1.2 Анализ поведение лиц  склонных к суициду

 Выводы

 Глава 2. Исследование  психологических аспектов суицида  в воинской части

2.1 Исследование индивидуально-психологических  особенностей, личностных адаптивных  способностей военнослужащих

2.2 Анализ морально-психологического  климата среди военнослужащих  срочной службы

2.3 Рекомендации при оценке  и предупреждения суицидального  риска

Выводы

 Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Для вселенной планета  наша мало оборудована,

Надо вырвать радость  у грядущих дней,

 В этой жизни помереть  не трудно.

Сделать жизнь значительно  трудней.

В. Маяковский «Сергею Есенину»

Актуальность  исследования Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Постановка проблемы выявления социально-психологических факторов, негативно влияющих на социальное поведение личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан и нахождение путей минимизации этого влияния на личность очевидна. /9. с 1./.

Тенденция периодического роста  числа самоубийств прослеживается и среди военнослужащих в зависимости от влияния различных факторов и условий. Неутешительные данные первичного медико-психологического обследования призывников свидетельствует об оформившейся тенденции ухудшения «психологического портрета» и физического здоровья юношей прибывающих в войска.

Проблемы общества напрямую отражаются на армии, поэтому вопросы  выявления и профилактики суицидального  поведения актуальны для Вооруженных  Сил /9/.

 Исследования проблемы  суицида, проведенные в вооруженных  силах других государств, показал,  что профилактика суицидальных  явлений носит комплексный характер  и может быть решена только  путем объедения усилий медиков,  психологов, социальных работников, командиров всех степеней и  офицеров воспитательных структур.

Общей системе профилактики суицида основную роль призваны сыграть  именно командиры подразделений  и сержанты профессионалы, как люди находящиеся в постоянном контакте со своими подчиненными и, следовательно, имеющие небольшие и неиспользованные до сих пор возможности для  педагогического взаимодействия с  ними и влияния на них. Роль психологов в том, чтобы произвести «входной контроль» индивидуальных особенностей юношей и оказывать необходимую  помощь командиру и сержанту в  его непростом труде по руководству  воинским коллективом. Только реализовав педагогический потенциал всего  офицерского корпуса, и в первую очередь низового звена, можно решить действенной профилактики суицида  в Вооруженных Силах. /2/.

Самоубийство и покушения  на самоубийство оказывают деморализующее влияние на личный состав, снижают  уровень боеготовности частей (подразделений).

Все это чрезвычайно актуализирует  научную задачу поиска новых технологий превентивной деятельности по выявлению  и профилактике суицида и вооружение им всех должностных лиц /2/.

 В данном исследований использованы достижения ряда отечественных и зарубежных исследователей проблем суицида (А.Г. Амбрумова /3/, В. М. Бирюкова /4/, И. Б. Бойко /5/, В. В. Нечипоренко /6/, В.А. Тихоненко /3/, Г.В. Старшенбаума /7/, А.В. Kielholz, W.Poldinger, C. Adams и др.

Таким образом, практическая значимость проблемы суицида среди  военнослужащих срочной службы в  войсках в новых условиях прохождения  службы по призыву, ее недостаточная  теоретическая разработанность  в военной психологии определили выбор ее в качестве дипломной  работы.

Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.

Объектом исследования – военнослужащие срочной службы, как объект суицидально-направленная личность.

Предметом - являются социально-психологические факторы суицида как явление, среди военнослужащих в условиях прохождения военной службы по призыву.

В качестве рабочей  гипотезы было выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению психопрофилактической и психотерапевтической работы с суицидентами.

Задачи исследования:

1. Основываясь на результатах  изучения, обобщения исследований  и материалов по проблеме суицида,  уточнить сущность, содержание факторов  суицида; возможность, особенности  и формы его проявления у  военнослужащих срочной службы.

2. Классифицировать самоубийства, выяснить, как формируется суицидальная  направленность личности военнослужащего,  установить мотивы самоубийств  в воинской среде, определить  категории военнослужащих, склонных  к самоубийствам в большей  мере, выявить пути предотвращения  суицидов.

3. Выработать рекомендации  командирам, их заместителям по  воспитательной работе, офицерам-психологам  по организации и планированию  работы по профилактике «S-риска».

4. Обосновать особенности,  пути и методы работы с данной  категорией военнослужащих, имеющих  низкие показатели с признаками  нервно-психической неустойчивости, как одного из основных факторов  суицида среди военнослужащих.

Ведущая идея. Предполагается, что раннее выявление лиц, проявляющих склонность к суициду, позволяет повысить возможности по их адаптации к условиям воинской службы, сохранить здоровье, прогнозировать их действия, проводить профориентацию и профраспределение военнослужащих по должностям и подразделениям в зависимости от характера решаемых ими задач.

Методика исследования проведение наблюдений, опросов, тестирований, обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, изучение документов.

На защиту вносятся положения:

- Своевременное выявление  лиц склонных к суициду, играет  важную роль в предотвращений самоубийство;

- Социальные факторы наталкивают  на совершение суицида;

Новизна исследования заключается в том, чтобы помочь командирам,

офицерам воспитательных структур найти более приемлемые психологические способы по выявлению  лиц склонных к суициду;

База исследования. Исследование проводиться в воинских частях МО РК в три этапа.

Этапы и процедура  исследования. Первый этап включал изучение литературы и источников по проблеме, их первичное психологическое обобщение, проведение психологического просвещения командно-воспитательного состава. Второй этап заключался в анализе мероприятий проводимых должностными лицами части по выявлению военнослужащих с суицидальным риском, а также включал работу по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. Третий этап связан с анализом результатов исследований, подготовке выводов и рекомендаций, уточнением условий действенности, предполагаемых мероприятий.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические факторы психологии суицида

1.1 Понятие и  сущность проблемы психологии  суицида

На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали в начале с технологических, позже  с философских и нравственных позиций.

С середины прошлого столетия к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения и социологии.

 Проблема самоубийств  - одна из самых беспокойных  и мучительных в истории развития  человечества.

 Во-первых, в центре  внимания лежит ценность человеческой  жизни, соотношение жизни и  смерти человека. И если мы  говорим о том, что человек  не выбирает время, место и  условия своего рождения, то вопрос, связанный со смертью он решает  сам, непосредственно или опосредованно.

Во-вторых, продолжаются споры  о возможностях совершения самоубийства и его моральной оценке. Позиции, занимаемые в обществе, разные и  неоднозначные.

В-третьих, из-за сложности  данного явления существуют трудности  в профилактической работе. Прежде всего, они связаны со специфичностью суицидальных проявлений, которая заключается  в самобытности и многообразии самого человека.

Отмечающийся в последние  годы рост числа совершенных суицидов требует принятия кардинальных мер  по их предупреждению. /8/.

Справочно:

По данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), самоубийства занимают четвертое место, как причина  смертности, после сердечнососудистых, онкологических заболеваний и травматизма.

Ежегодно в мире лишают себя жизни около 500 тысяч человек, т.е. 1 тысяча человек в день. Число  пытающихся покончить жизнь самоубийством  превышает 5 миллионов человек. Самоубийства распространены среди наиболее трудоспособной части населения. Во всем мире число  самоубийств из года в год возрастает. Так, если в конце 19 века уровень  самоубийств в Европе колебался  от 3.8 до 33,4 то в конце 20 века он составил от 7 до 60 (на 100 тысяч человек)

Принято считать, что уровень  самоубийств на 100 тысяч человек:

· - до 10 - низкий;

· - от 10-20 – средний;

· - более 20 – высокий.

В СССР статистика самоубийств  публиковалась до начала 30-х годов.

В 1984-85 годах уровень самоубийств  составлял 30 человек. Наибольшее количество покончивших собой в СССР приходилось  на 1984 год – 81417 человек.

В дальнейшем уровень самоубийства снизился и составил в 1988 году (50-60 тысяч  самоубийств). В 90-е годы вновь наметилась тенденция роста самоубийства. Так, в 1996 году уровень самоубийств в  Российской Федерации достиг 39.4. а  в ряде регионов был еще больше (в Удмуртии – 74.7).

В Казахстане по данным республиканского центра статистики показатель уровня самоубийств в период с 1999 по 2003 год вырос с 27,1 до 29,2 (на 100 тысяч человек). /7/.

Самоубийства военнослужащих издревле наносили урон боеготовности  и моральному духу армии и флота. Проблему их предупреждения, еще со времен Петра I и вплоть до 1917 года пытались решать различными мерами, в том  числе, дискриминационными и административно-правовыми. Так, например Петр I в уставе воинском 1716 года предписывал: «…палачу тело самоубийцы отволочь в нечистое место и закопать, а до этого проволочь тело по улице» /9/.

 Такой подход к профилактике  суицида соответствовал философско-теологическим  взглядам на его природу, характерным  для XVII-XVIII веков, в которых  самоубийство рассматривалось как  тяжкий грех, а в XIX веке - как  болезнь и ее следствие.

Учет самоубийств, организованный в России с 1803 года создал предпосылки  для научного исследования самоубийств  с конца XIX века, благодаря усилиям  психиатров С.С. Корсакова, В.А. Бехтерева, И.А. Сикорского, правоведов М.Н. Гернета и А.Ф. Кони, педагогов А.Н. Острогорского, Н.К. Крупской и других ученых. Целый ряд работ ученых того времени (Е.Н. Тарновский, Э.В. Эриксон, В.А. Бернацкий, Л.А. Прозоров, Н.А. Беккер) был посвящен выделению закономерностей детерминации этого явления в условиях военной службы.

Результаты исследований проблемы профилактики самоубийств  после революции 1917 года публиковались  только в 20-е годы, когда еще существовал  отдел “моральной статистики”, который  приводил некоторые цифры, в том  числе и по самоубийствам в  Красной Армии. С середины 30-х  годов начинается «глухое тридцатилетие”, характеризующееся разгромом генетики и педологии, что не могло не затормозить  развитие педагогической превенции  суицида. В 60-х годах проблема профилактики самоубийств в качестве отдельного направления выделялась только в  работах психиатров и психотерапевтов. В конце 80-х – начале 90-х годов  начинаются интенсивные исследования различных аспектов педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Однако, по причине существовавших идеологических установок и запретов, в гражданской и военной педагогической науке исследований, посвященных  профилактике суицида, не проводилось. В современной военной психологии суицидальное поведение военнослужащих и общие вопросы его профилактики были впервые рассмотрены в Российской Федерации в 1993 году /10/.

Приведем некоторые из них. Подход русского философа Бердяева: «Самоубийство есть, прежде всего, сужение  сознания. В момент самоубийства в  большинстве случаев человек  находится в состоянии психического расстройства. Психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и  какая-нибудь одна, совсем не главная  ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено, и память парализована и удерживает лишь idee fixe самоубийцы». Ф.М. Достоевский активно отстаивал позицию, что гораздо чаще самонасилие может явиться результатом не сумасшествия, а определенного характера мировоззрения. Логика «приговаривающего» самого себя к смерти строится на двух основных понятиях: на несвободе рождения и на свободе смерти. (11).

Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части