Психологические аспекты суицида в воинской части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа

Описание работы

Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Воен.эксперимент печать.docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

Известный психолог У. Джемс называл суицид «болезнью развитого интеллекта».

Большинство научных подходов чаще всего связывает феномен  суицида (самоубийство или попытка  самоубийства) с представлением о  психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное  состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем этот кризис такого масштаба, такой интенсивности, что  весь предыдущий опыт человека, решившегося  на суицид, не может подсказать ему  иного выхода из ситуации, которую  он считает невыносимой. Такой психологический  кризис может возникнуть внезапно (под  влиянием сильного аффекта). Но чаще душевная внутренняя напряженность накапливается  постепенно, сочетая в себе разнородные  негативные эмоции Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные для ее преодоления, переживая при этом чувствобезнадежности и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. В кратком психологическом словаре (М. Дьяченко) суицид (от англ. самоубийство) объясняется как следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Возникающий под влиянием значимого события (сообщение о неизлечимой болезни, измене любимого человека, потере состояния и т. п.) сильный аффект ослабляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ выхода из крайне узкого осознания происшедшего.

Таким образом, можно сделать  вывод, что самоубийство (суицид) это  акт поведения человека, совершаемый  в состоянии сильного душевного  расстройства либо под влиянием психического заболевания, либо осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при  которых собственная жизнь как  ценность теряет смысл.

Суицидент — человек, вознамерившийся покончить с жизнью.

Суицидальные  происшествия — акты самоубийства или попытки их совершения.

Решение проблемы профилактики суицидальных явлений требует наличия  законченной теории суицидального  поведения человека, которой в  настоящее время не существует. Можно  говорить только об отдельных теоретических  взглядах и идеях, составляющих основу психопатологического, анатомо-антропологического, социологического и психологического подходов к его изучению. В настоящее  время самоубийство рассматривается  как, следствие социально-психологической  дезадаптации личности в условиях переживаемого ею макросоциального конфликта /3/ (см. схему № 1).

У всех суицидентов независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.

Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться с социальными функциями или патологической трансформацией поведения.

Субъективными выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов от негативно окрашенных психологических.

Переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных психопатологических синдромов (астении, дистимии, депрессии, дисфории и т.п.). Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться на двух уровнях.

 

Социально-ситуационные факторы 

Личностные

Факторы

Конфликт

 

Социально-психологическая  дезадаптация

 

Крах ценностных установок

 

Провоцирующие факторы

Мотивационная готовность

Предрасполагающие внешние  факторы

 

Пресуицид

 

Суицид

 

 

Схема № 1. Схема механизма суицида

Выражениями непатологической дезадаптации следует считать отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а с недостаточностью социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми установками личности, низкой сменой условий существования и жизненных стереотипов (например, при миграции или вынужденной социальной изоляцией), разрывом высокозначимых отношений (утрата близких), недостаточными навыками полноценного социального общения, поддерживанием общественно отрицательным моделям поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация личности, в зависимости от степени ограничения или патологической трансформации четырех главных направлений адаптационной деятельности (преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) может быть парциальной (частичной) или тотальной.

В динамике социально-психологической  дезадаптации, ведущей к суициду, следует выделять две фазы предиспозиционную и суицидальную. В суицидальной фазе, зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному пути», сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации /1/ (см схему № 2).

Таким образом можно сделать вывод, что теоретические аспекты сущности проблемы психологии суицида свидетельствует о том, что медленное снижение количества суицидальных происшествий, неэффективная работа по профилактике и выявлению суицидальных проявлений в войсках – это прямое следствие (причины):

- Неуставных взаимоотношений,  психических расстройств, семейных  конфликтов, а также влияния местных  факторов на психику и развитие  военнослужащих.

- Поверхностного изучения  социально-психологических процессов  в воинских коллективах, индивидуально-психологических  процессов в военнослужащих и  призывников.

- Недостаточной инициативы  в поиске новых форм психологической  работы по предупреждению суицидов.

- Медленного освоения  психологами содержательной стороны  психологической работы с военнослужащими.  Слабого профессионализма в условиях  снижения уровня сплоченности  подразделений и воинских частей, роста конфликтности, дезадаптации, нарастания среди военнослужащих социальной апатии и безразличия друг к другу, смещения ориентиров в сторону преобладания материальных ценностей.

Схема № 2 Дезадаптация суицидентов

Выражениями непатологической дезадаптации следует считать отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а с недостаточностью социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми установками личности, низкой сменой условий существования и жизненных стереотипов (например, при миграции или вынужденной социальной изоляцией), разрывом высокозначимых отношений (утрата близких), недостаточными навыками полноценного социального общения, поддерживанием общественно отрицательным моделям поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация личности, в зависимости от степени ограничения или патологической трансформации четырех главных направлений адаптационной деятельности (преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) может быть парциальной (частичной) или тотальной.

В динамике социально-психологической  дезадаптации, ведущей к суициду, следует выделять две фазы предиспозиционную и суицидальную. В суицидальной фазе, зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному пути», сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации. /1/ (см схему № 2)

Таким образом можно сделать вывод, что теоретические факторы сущности проблемы психологии суицида свидетельствует о том, что медленное снижение количества суицидальных происшествий, неэффективная работа по профилактике и выявлению суицидальных проявлений в войсках – это прямое следствие (причины):

- Неуставных взаимоотношений,  психических расстройств, семейных  конфликтов, а также влияния местных  факторов на психику и развитие  военнослужащих.

- Поверхностного изучения  социально-психологических процессов  в воинских коллективах, индивидуально-психологических  процессов в военнослужащих и  призывников.

- Недостаточной инициативы  в поиске новых форм психологической  работы по предупреждению суицидов.

- Медленного освоения  психологами содержательной стороны  психологической работы с военнослужащими.  Слабого профессионализма в условиях  снижения уровня сплоченности  подразделений и воинских частей, роста конфликтности, дезадаптации, нарастания среди военнослужащих социальной адаптации и безразличия друг к другу, смещения ориентиров в сторону преобладания материальных ценностей.

1.2 Анализ поведение лиц склонных  к суициду

Анализ суицидальных действий военнослужащих показывает, что существует три типа роста  самоубийств по месяцам – январь, июнь, сентябрь.

 В суточном  часовом измерении обозначались  два периода: утренний – с  6.00 до 9.00 и вечерний – с 18.00 до 22.00, то есть время, когда  подчиненные представлены сами  себе, остаются наедине со своими  мыслями и переживаниями. Наиболее  суицидоопасными днями недели являются среда и четверг /12/.

Классификация суицидальных явлений, разработанная  суицидологами построена на основе психологической теории деятельности и указанной выше концепции суицида. Она включает в себя внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни, как-то: пассивные суицидальные мысли, суицидальные намерения, суицидальные попытки и завершенные суициды. Наибольшей склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера (А.Е. Личко, К. Леонгард) Были выделены три типа суицидального поведения, характерные для подросткового возраста: демонстративное, аффективное и истинное, а также определенная корреляция между ними и акцентуированностью личности (А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Т.В. Самохина, Нечипоренко В.В. и др.).

А.Е. Личко указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации личности. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% имели истероидный, истероидно-неустойчивый, гипертимно-истероидный типы.

При аффективном  суицидальном поведении первое место  заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%). Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) типов. А.Е. Личко обращает внимание и на чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов в подростковом возрасте /13/. У военнослужащих, совершивших истинные попытки, по данным А.В. Боенко /13/ в большинстве случаев преобладали черты астенического и сенситивного типов акцентуации личности. Военнослужащие, совершившие демонстративную попытку, отличались, как правило, чертами истероидного и эпилентоидного типов акцентуации личности. Отличительной характерологической чертой суицидентов, совершивших аффективные попытки являлась эмоциональная лабильность. Анализ научных источников показал, что суицидальные действия, если они совершаются не в состоянии психоза, являются действиями умышленными, и, следовательно, имеют свою детерминацию.

Между тем, вопрос этиологии  суицидальных явлений в обществе и среди военнослужащих разработан недостаточно 5. Тем не менее, могут  быть выделены две группы факторов и причин, детерминирующих суицидальные тенденции военнослужащих. К группе внешних (социальных) детерминант относятся как макрофакторы среды (социально-экономические, политические, духовно-нравственные, демографические, социо-культурные и т.д.), так и микросоциальные факторы суицида (социально-педагогические особенности воспитания и социализации военнослужащего до его службы на флоте): неблагоприятная семейная обстановка, в т.ч. неполная семья, низкое состояние военно-патриотического воспитания молодежи, антиармейская направленность СМИ, недостатки учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, негативное влияние бесцельного время провождения на улице и др.

К группе внутренних факторов относятся психологические и  возрастные особенности личности, специфические  для подросткового и юношеского возраста.

К возрастным особенностям суицидального поведения у подростков и юношей следует отнести: многообразие его форм; определенную связь с  типами психопатии и акцентуации  характера; преобладание числа суицидальных попыток над завершенными суицидами; направленность, в основном, не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими; а также  резко возрастающую с 14-15-летнего  возраста суицидальную активность, достигающую  своего максимума в 16-19 лет /10/.

На  основе различных поведенческих  проявлений можно своевременно выявить  условные группы лиц, в том числе  и военнослужащих, склонных к суициду. К их числу можно отнести:

1. Группу  лиц, обладающих такими типологическими  чертами, как:

- неуверенность  в себе;

- низкий, заниженный уровень самооценки;

- высокая  потребность в самореализации;

-низкий  уровень оптимизма и активности  в повседневной деятельности, особенно  в ситуациях затруднений;

- склонность  к самообвинению, преувеличение  своей вины;

- чувство  незащищенности;

- инфантилизм  (задержка в развитии).

2. Группу  лиц, проявляющих во взаимоотношениях  с другими такие поведенческие  черты, как:

- изменившийся  стереотип поведения: несвойственная  замкнутость и снижение двигательной  активности у подвижных, общительных  типов;

- возбужденное  поведение и повышенная активность, общительность у малоподвижных  и молчаливых типов;

Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части