Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа
Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы
Известный
психолог У. Джемс называл суицид
«болезнью развитого
Большинство научных подходов
чаще всего связывает феномен
суицида (самоубийство или попытка
самоубийства) с представлением о
психологическом кризисе
Таким образом, можно сделать вывод, что самоубийство (суицид) это акт поведения человека, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, либо осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как ценность теряет смысл.
Суицидент — человек, вознамерившийся покончить с жизнью.
Суицидальные происшествия — акты самоубийства или попытки их совершения.
Решение проблемы профилактики
суицидальных явлений требует наличия
законченной теории суицидального
поведения человека, которой в
настоящее время не существует. Можно
говорить только об отдельных теоретических
взглядах и идеях, составляющих основу
психопатологического, анатомо-антропологического,
социологического и психологического
подходов к его изучению. В настоящее
время самоубийство рассматривается
как, следствие социально-
У всех суицидентов независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.
Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться с социальными функциями или патологической трансформацией поведения.
Субъективными выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов от негативно окрашенных психологических.
Переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных психопатологических синдромов (астении, дистимии, депрессии, дисфории и т.п.). Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться на двух уровнях.
Социально-ситуационные факторы |
Личностные Факторы |
Конфликт |
|
Социально-психологическая дезадаптация |
|
Крах ценностных установок |
|
Провоцирующие факторы Мотивационная готовность Предрасполагающие внешние факторы |
|
Пресуицид |
|
Суицид |
Схема № 1. Схема механизма суицида
Выражениями непатологической дезадаптации следует считать отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а с недостаточностью социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми установками личности, низкой сменой условий существования и жизненных стереотипов (например, при миграции или вынужденной социальной изоляцией), разрывом высокозначимых отношений (утрата близких), недостаточными навыками полноценного социального общения, поддерживанием общественно отрицательным моделям поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация личности, в зависимости от степени ограничения или патологической трансформации четырех главных направлений адаптационной деятельности (преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) может быть парциальной (частичной) или тотальной.
В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, следует выделять две фазы предиспозиционную и суицидальную. В суицидальной фазе, зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному пути», сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации /1/ (см схему № 2).
Таким образом можно сделать вывод, что теоретические аспекты сущности проблемы психологии суицида свидетельствует о том, что медленное снижение количества суицидальных происшествий, неэффективная работа по профилактике и выявлению суицидальных проявлений в войсках – это прямое следствие (причины):
- Неуставных взаимоотношений,
психических расстройств,
- Поверхностного изучения
социально-психологических
- Недостаточной инициативы
в поиске новых форм
- Медленного освоения
психологами содержательной
Схема № 2 Дезадаптация суицидентов
Выражениями непатологической дезадаптации следует считать отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а с недостаточностью социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми установками личности, низкой сменой условий существования и жизненных стереотипов (например, при миграции или вынужденной социальной изоляцией), разрывом высокозначимых отношений (утрата близких), недостаточными навыками полноценного социального общения, поддерживанием общественно отрицательным моделям поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация личности, в зависимости от степени ограничения или патологической трансформации четырех главных направлений адаптационной деятельности (преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) может быть парциальной (частичной) или тотальной.
В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, следует выделять две фазы предиспозиционную и суицидальную. В суицидальной фазе, зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному пути», сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации. /1/ (см схему № 2)
Таким образом можно сделать вывод, что теоретические факторы сущности проблемы психологии суицида свидетельствует о том, что медленное снижение количества суицидальных происшествий, неэффективная работа по профилактике и выявлению суицидальных проявлений в войсках – это прямое следствие (причины):
- Неуставных взаимоотношений,
психических расстройств,
- Поверхностного изучения
социально-психологических
- Недостаточной инициативы
в поиске новых форм
- Медленного освоения
психологами содержательной
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Анализ суицидальных действий военнослужащих показывает, что существует три типа роста самоубийств по месяцам – январь, июнь, сентябрь.
В суточном
часовом измерении
Классификация суицидальных явлений, разработанная суицидологами построена на основе психологической теории деятельности и указанной выше концепции суицида. Она включает в себя внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни, как-то: пассивные суицидальные мысли, суицидальные намерения, суицидальные попытки и завершенные суициды. Наибольшей склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера (А.Е. Личко, К. Леонгард) Были выделены три типа суицидального поведения, характерные для подросткового возраста: демонстративное, аффективное и истинное, а также определенная корреляция между ними и акцентуированностью личности (А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Т.В. Самохина, Нечипоренко В.В. и др.).
А.Е. Личко указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации личности. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% имели истероидный, истероидно-неустойчивый, гипертимно-истероидный типы.
При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%). Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) типов. А.Е. Личко обращает внимание и на чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов в подростковом возрасте /13/. У военнослужащих, совершивших истинные попытки, по данным А.В. Боенко /13/ в большинстве случаев преобладали черты астенического и сенситивного типов акцентуации личности. Военнослужащие, совершившие демонстративную попытку, отличались, как правило, чертами истероидного и эпилентоидного типов акцентуации личности. Отличительной характерологической чертой суицидентов, совершивших аффективные попытки являлась эмоциональная лабильность. Анализ научных источников показал, что суицидальные действия, если они совершаются не в состоянии психоза, являются действиями умышленными, и, следовательно, имеют свою детерминацию.
Между тем, вопрос этиологии суицидальных явлений в обществе и среди военнослужащих разработан недостаточно 5. Тем не менее, могут быть выделены две группы факторов и причин, детерминирующих суицидальные тенденции военнослужащих. К группе внешних (социальных) детерминант относятся как макрофакторы среды (социально-экономические, политические, духовно-нравственные, демографические, социо-культурные и т.д.), так и микросоциальные факторы суицида (социально-педагогические особенности воспитания и социализации военнослужащего до его службы на флоте): неблагоприятная семейная обстановка, в т.ч. неполная семья, низкое состояние военно-патриотического воспитания молодежи, антиармейская направленность СМИ, недостатки учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, негативное влияние бесцельного время провождения на улице и др.
К группе внутренних факторов относятся психологические и возрастные особенности личности, специфические для подросткового и юношеского возраста.
К возрастным особенностям
суицидального поведения у
На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить условные группы лиц, в том числе и военнослужащих, склонных к суициду. К их числу можно отнести:
1. Группу
лиц, обладающих такими
- неуверенность в себе;
- низкий, заниженный уровень самооценки;
- высокая потребность в самореализации;
-низкий
уровень оптимизма и
- склонность
к самообвинению,
- чувство незащищенности;
- инфантилизм (задержка в развитии).
2. Группу
лиц, проявляющих во
- изменившийся
стереотип поведения:
- возбужденное
поведение и повышенная
Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части