Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа
Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы
7. Метод независимых
8. Биографический метод
предусматривает изучение
Частные методы – способы
исследования, применяемые только в
конкретной науке психологии или
педагогике. К ним, в частности, относятся
методы тестирования, опроса, моделирования
и некоторые другие. Методологические
основы отечественной психологии и
педагогики составляют фундамент наук
и уже обеспечивают их самостоятельное
функционирование. Однако результаты
изучения и содержание практических
рекомендации будут более точными,
если в них учтена особенность
деятельности объекта психолого-
Таким образом, с помощью
своевременной
2.2 Анализ морально-
Данные проведенного
социологического опроса
Таблица № 2.
Итоги социологического опроса па адаптации среди военнослужащих срочной службы в первые месяцы службы
№ п/п |
Содержание вопросов |
Результаты опроса в % |
1 |
Испытывают трудность в адаптационный период -резкая смена привычной социальной среды и маргинализация; - изменение социального статуса; - отдаление от семьи; -ослабление эмоциональных связей; -необходимость - личная неустроенность и ухудшение бытовых условий - возрастание количества информации; |
75 |
2 |
Испытывают состояние выраженного психологического дискомфорта: -эмоциональная - дисгармония; внешняя зависимость -эгоцентризм; тревожность. |
42 |
3 |
Испытывают дефицит времени для подготовки к занятиям |
44,5 |
4 |
Имеют трудности в
понимании излагаемого |
33,4 |
5 |
Испытывают состояние неуверенности в своих силах, желание «отмолчаться». |
30 |
Таблица № 3
Адаптация солдат в познавательной сфере связана также с мотивацией к службе. Данные опроса, познавательных мотивов
№ п/п |
Содержание вопросов |
Итоги опроса в % |
1 |
Преобладают познавательных мотивов |
29,2 |
2 |
Служат по требованию родителей |
4,6 |
3 |
Служат по необходимости |
84,7 |
4 |
Хотят оставить службу |
0,7 |
Анализ результатов опроса показал, что для большинства солдат характерно снижение работоспособности и повышение уровня тревожности.
В первом месяце наблюдается
повышение эмоциональная
Трудности психологической
адаптации у солдат-
45 человек указали на существующие у них бытовые проблемы.
На процесс социально-бытовой
адаптации солдат влияют и материальные
проблемы, а также явно наметившееся
расслоение солдат по материальному
признаку. Выявленные проблемы мы распределили
на 4 группы в зависимости от того,
к каким сферам жизнедеятельности
солдат они относятся. Основными
сферами проявления психологического
дискомфорта у солдат-
1) социальная сфера;
2) сфера межличностных отношений;
3) личностная сфера;
4) деятельностная сфера.
Приведенная таблица (таблица № 4) демонстрирует распределение выделенных сфер проявления психологического дискомфорта у солдат и примеры проблемных ситуации, с которыми связан наибольшее количество отрицательных переживаний солдат.
Таблица № 4.
Сфера проявления проблемных ситуации солдат – призывников в исследуемой части
Сфера проявления |
Примеры проблемных ситуации |
Количество испытуемых (%) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
Социальная |
Смена социальной среды |
74,5 |
|
Маргинальность |
21 | |
Изменение социального статуса |
96,2 | ||
Отдаленность от семьи |
83,7 | ||
Финансовые проблемы |
46,2 | ||
В |
Межличностная |
Неприятие со стороны окружающих |
15,6 |
Отсутствие друга или подруги |
23,8 | ||
Конфликт со сверстниками или командирами |
22 | ||
Оскорбление (унижение со стороны окружающих) |
4,3 | ||
С |
Личностная |
Внешняя непрезентабельность |
16,4 |
Потеря смысла жизни |
11,9 | ||
Крах идеала |
3,7 | ||
Эмоциональная неудовлетворенность |
47,5 | ||
Эгоцентризм |
18,1 | ||
Повышенная тревожность |
44 | ||
D |
Деятельностная |
Отсутствие мотивации к учебе |
7,8 |
Неуверенность в своих силах |
30 | ||
Трудности в понимании излагаемого материала |
35 | ||
Дефицит времени для подготовки к занятиям |
44,8 | ||
Проблемы со здоровьем |
63 |
Полученные результаты позволяют представить основные сферы проявления психологического дискомфорта у солдат-призывников, а также возникающие перед ними проблемы, наличие которых необходимо учитывать в дальнейшем изучении военнослужащих.
Одновременно отметить, что сам процесс психологической адаптации, а следовательно, и его результаты обнаруживают связи с различными сферами качеств личности солдат-призывников (интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые и др.) При этом можно достаточно легко проследить определенную закономерность в структуре релевантных адаптации свойств личности, которые, которые мы разбили по своей направленности на три группы. С одной стороны, а) это комплекс качеств, обеспечивающих приемлемость само – восприятия адаптанта, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой, уверенность в своих силах и т.д.) С другой стороны, б) выделяется группа качеств личности, проявляющихся в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направленность на творческое достижение конструктивных целей и т.д.).
Наконец, в – третьих,
в) те или иные качества личности, их
индивидуально неповторимая конфигурация
влияют, прежде всего, на особенности
протекания процесса адаптации, обуславливая
преимущественно «внутреннюю
В экспериментальную и контрольную группу вошли солдаты, проявившие признаки дезадаптации и требующие дальнейшего определения оценки риска суицидального поведения. Во второй стадий нашей работы приняли участие психологами части с помощью 12 солдат из числа опрошенных раннее 68 юношей. Средний возраст испытуемых 18,8 лет.
Проведенный анализ, а также результаты предварительного опроса позволили нам выделить в качестве основных показателей адаптированности солдат-призывников, следующие: самоотношение, самоконтроль, тревожность и эмоциональная гармония. Для исследования выделенных параметров использовались следующие методики:
Шкала самооценки Спилберга-Ханина» При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так являющиеся стабильным свойством личности. (Приложение № 2).
Методика оценки суицидального риска (учитывая биографические данные, черты характера, условий жизни, особенностей реагирования на различные факторы, свойственные суицидентам на основании методики определения риска суицидальности составляется карта риска суицидальности) (Приложение № 3).
Анализ результатов
По окончании исследования
мы определили контрольную (2 чел.)
и экстремальную группу (1чел.), целью
которого стало опытно-
Далее привели пример проведенного опроса среди солдат завершающих службу. Опрос был проведен среди солдат, закончивших свой срок пребывания в рядах Вооруженных Сил.
Опрошенные были выбраны из числа личного состава части (таблица № 5).
Таблица № 5.
Суждение опрошенных солдат по вопросу наличие или отсутствия дезадаптационнных проявления во время службы в Армии. (в % от числа опрошенных 100 в 2007 году)
Дезадаптационные признаки |
Нет |
Да |
1 |
2 |
3 |
Потеряно время |
||
«Армия отбирает один год жизни», «выкинутый год жизни в пустую», «Армия-это потерянное время для молодого человека», «Армия ни чего не дает, только время отнимает», «Время упущено- он отстал от жизни», «Один год выпал из жизни, «Напрасно потерянно время». |
7 | |
Ухудшилось здоровье |
6 | |
Ухудшение физического здоровья «инвалид физический», «приходят физически калеками», «из армии наши ребята возвращаются инвалидами», «искалечили тело» |
||
Ухудшение здоровья в целом «Армия какая: ужас, уходят оттуда неизвестно какими», «больные приходят», «армия калечит молодежь», «приезжает труп» |
3 |
|
Психические расстройства «Возвращаются нервнобольными», «ненормальные приходят», «в армии ломают психику у молодых людей», «ухудшается психика», «из армии ребята приходят психически надорванные» |
3 |
|
Сложности с трудоустройством «После армии часто не принимают на работу», «в стране процветает безработица», «нигде не может устроиться – мало мест рабочих», «меньше шансов устроится на работу», «трудно найти работу», «хорошей работы не найдут». |
2 |
|
Отсутствие образования «Сокращается время для получения образования, за это время молодой человек мог бы приобрести специальность», «после армии учиться уже поздно, а везде нужно высшее образования», «нет у него высшего образования», «оторван от учебы, отстает резко от тех, кто имел возможность не служить» |
3 | |
Интеллектуальный спад «За два года тупеет», «теряется квалификация, в армии глупеют», «современная армия калечит умы», «за год у молодых людей забываются все знания» |
3 | |
Моральная деградация «Моральные дегенераты», «наносит вред морали», «в армии духовно калечат», «армия морально убивает» |
2 | |
Отсутствие жизненных перспектив «Чувствуют свою ненужность», «в армии теряешь друзей, любимую девушку, надежду на в жизни, теряешь самого себя -уже не знаешь, к чему преступить», «нет будущего у молодых» |
1 | |
Угроза гибели «Еще вопрос, вернется человек из армии или нет», «много погибают» |
1 | |
Другое «Я сам служил в армии», «на примере своих друзей», «время сейчас такое тяжелое» |
1 | |
8 |
28 |
Таким образом, не только призывники отмечают дезадаптационные признаки, но и старослужащие также отмечают их даже после 6-7 месяцев пребывания части. Так среди 20-и опрошенных солдат 28 % высказались наличия у них определенных негативных социально-психологических факторов, который могут быть отнести к дезадаптации.8 % опрошенных не заметили у себя данных явлений после продолжительного срока службы. Остальные 64 % затруднились ответить.
Анализ данных позволяет прийти к выводу, что из одной из важных детерминант поведения выступает оценочная функция эмоции эмоциональная сфера не только раньше других подвергается перестройке, но и сама определяет ход и направления этой перестройки. Цикличности деятельности солдат характеризуется постоянной сменой среды обитания, объема внешних социальных связи, смены социальной ориентации-смены мотивов поведения и. т.п. независимость характеристик семья-армия. Их различия выдвигают требования формирования двух адаптационных программ.
Основным регулятором
успешности адаптации к смене
цикла семья-армия выступал показатель
эмоциональной устойчивости, уровень
адаптивных способностей который показали
психофизиологические исследования, является
индикатором
Как показывает практика риск суицидальности как и первые месяцы службы, так и в последние месяцы не исчезает. Поэтому профилактическую работу и диагностическую работу нужно проводить на протяжении всей службы военнослужащих.
2.3 Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и выявлению лиц склонных к суициду
Внимательно относитесь к появлению у военнослужащих указанных признаков. Особенно, если они проявляются неоднократно.
Систематический изучайте морально-психологический климат коллектива, индивидуальные особенности военнослужащих.
Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать действующую помощь суициденту.
Вступайте в контакт с подчиненными. Спокойно и откровенно выясняйте его состояние, настроение, намерения.
Офицеры несут ответственность за жизнь и безопасность своих подчиненных. Не только физическую безопасность, но и нормальное, здоровое психическое состояние.
Если у вас есть сомнения, просите помощи у специалистов.
Пренебрежение к признакам суицида обесценивает ваше участие и ваши действия по предупреждению суицидальных происшествий.
Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части