Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа
Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы
Исследование
индивидуально-психологических
Дипломная работа будет основана на материалах психологического исследования воинской части расположенной в г. Ушарал. В части в настоящий момент служат 82 солдат и 400 человек офицерского состава, военнослужащих по контракту. Всех военнослужащих срочной службы можно разделить на 5 возрастных групп: 18 лет, 18-20 лет, 20-21 год, 22-23 года, 24 года и выше. Как уже в теоретической части было сказано, насколько успешно личность может адаптироваться к социальной среде, настолько меньшей будет степень возникновения суицидального поведения. Учитывая специфику смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности, в качестве основных проблем, препятствующих процессу психологической адаптации личности призывников на основании и методики, созданной Алпысбаевым Г.П. /16/ мы выделяем следующие:
1) изменение социального статуса личности;
2) вхождение в новую социально-культурную среду;
3) смена смысло-жизненных ценностных ориентаций;
4) изменение структуры мотивов;
5) проблема отверженности и отчужденности (одиночества, насмешки, издевательства, агрессия);
6) проблема эмоционального
принятия личности обществом,
создание благоприятного
Важную роль при
разрешении возникающих
Таблица № 1.
Результаты уровня активности личности призывников в процессе адаптации
Уровень активности | |||
недостаточный |
адекватный |
избыточный | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Отношение к ситуации, доминирующий мотив |
Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки |
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели |
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; стремление достичь цели немедленно |
Характер адаптации |
Неполная адаптация без достаточной активности |
Адаптация укрепляется активностью |
Адаптация ослабляется излишней актиностью | ||
Поведение |
Пассивное (капитуляция) |
Активное организованное |
Активное дезорганизованное |
Продуктивность |
|||
- ориентированной активности волевой активности |
|||
Характеристика состояния |
апатия |
активация |
Высокое напряжение |
настроение |
подавленное |
Ровное (бодрость) |
Неровное (беспокойство) |
Вероятный итог |
Гипотимия, депрессия |
Сохранение или повышение психологической устойчивости |
Астения, депрессия |
Проводимые исследования
позволят поставить в зависимость
успешность прохождения службы от параллельно
протекающего процесса психологической
адаптации призывников и
1) в ситуациях, которые не являются экстремальными, призывники стремятся к безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано с тем, что психическая деятельность солдат первые месяцы службы имеет ярко выраженный адаптивный характер. Однако не следует забывать, что на пути к цели любому человеку свойственно по возможности минимизировать напряжения, избегать страданий, стремиться к радости и т.д. призывники тяготеют к такому уровню уверенности, который дает им возможность предвидеть будущее.
Иными словами, возникает
требование четкой перспективы становления
себя как человека прошедшего армию
среди сверстников и
Призывники стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии, подобная тенденция позволяет трактовать процесс службы в армии не только как сообщение определенных фактов из военной жизни, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать – словом, направленную на выработку активных жизненных позиции будущего защитника отечества и просто человека выполняющего свой гражданский долг и конституционную обязанность. Как уже мы говорили в теоретической части настолько личность может адаптироваться к социальной среде, настолько меньше будет степень возникновения суицидального поведения. Поэтому программа, опытно- экспериментальной работы по выявлению суицидалного риска была направлена на решение следующих задач:
- изучение личностных адаптивных способностей;
- определить уровень
- оценить риск суицидального поведения;
- определение психических состояний военнослужащих;
Исходя из специфики
контингента испытуемых, в качестве
которых выступили
- Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным /17/. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
Целью исследования была диагностика
психического состояния и уровня
психологической
- Шкала самооценки Спилберга-Ханина. При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так и являющиеся стабильным свойством личности. Под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации не определенной опасности и проявляющее ожидании неблагополучного развития событий /18/ (Приложение № 2).
- Оценка риска
суицидального поведения (
Основу методики составляет
специальная карта, в которую
включен 31 фактор риска суицида.
Наличие и степень
Методология военной психологии
и педагогики заключает в себе
научные положения и способы
их применения на практике, различные
по степени и содержанию влияния
на исследовательскую и
1-й уровень гносеологический. Его содержание составляют материалистическое решение основного вопроса философии (что первично – сознание или материя и познаем ли мир.), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количество в качество, отрицания – отрицания), категории (явления и сущности, формы и содержания, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности, общего, особенного и единичного) и принципы (объективности и всесторонности анализа, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность военных психологов и педагогов.
2–й уровень – научно-содержательный. Его основу составляют закономерности и принципы военно-педагогического процесса. Они выявлены и обоснованы военной психолого-педагогической наукой в результате длительных научных поисков и отражают существенные связи, проявляющиеся внутри военно-педагогического процесса в целом. К ним относятся:
а) взаимообусловленность
внутренних устремлений
б) целостность развития
личности военнослужащего (
в) формирование личности в активной военно-профессиональной и др. деятельности;
г) зависимость педагогического процесса от стоящих перед воинским подразделением задач;
д) соответствие педагогических воздействий на личность и коллектив его целям и задачам, уровню военно-профессиональной и социальной зрелости.
3-й уровень – методический.
Его содержание составляют
Всеобщий метод – представляет собой методологическую основу познания сути и содержания психолого-педагогических явлений и основывается на основных законах материалистической диалектики. Главной особенностью метода является то, что он применяется во всех без исключения науках, однако дает в руки офицера весьма приблизительную информацию об исследуемом объекте, требующую последующего уточнения.
Общие методы –
способы исследования
Наиболее широко военной
психологией и педагогикой
1. Метод наблюдения, представляющий
собой изучение психолого-
2. Метод эксперимента, который
рассматривается как изучение
психолого-педагогических
3. Метод диагностической
(познавательной) беседы трактуется
как изучение психолого-
4. Метод анкетирования
представляет собой изучение
психолого-педагогических
5. Метод анализа результатов
профессиональной деятельности
– изучение психолого-
6. Метод анализа документов
предполагает изучение
Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части