Психологические аспекты в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является более детальный анализ психологических особенностей работы менеджера.
Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:
- раскрыть понятие и структуру личности;
- охарактеризовать особенности темперамента и характера в личности менеджера;
- показать мотивационную сферу личности;
- раскрыть способности, интеллект и мышление, их значение в менеджменте;
- рассмотреть вопросы стрессоустойчивости личности;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные психологические знания о личности необходимые для работы менеджера 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Темперамент в структуре личности 7
1.3 Характер, акцентуация личности 13
1.4 Мотивационная сфера личности 18
1.5 Способности 21
1.6 Интеллект, мышление личности 24
1.7 Стрессоустойчивость личности 28
2. Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения 30
Закключение 36
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты в работе менеджера КУРСОВАЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время сложно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Потенциал предприятия (фирмы), цели, стратегии, политика, тактика – все зависит от высшего руководства: его ценностей, лидерских качеств, стиля управления.

Мы живем в эпоху, когда рыночные отношения владеют всеми сферами  жизни общества. Как грибы после  дождя растут крупные и мелкие фирмы, требующие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умеющих работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требуется высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Повышение требований, которые предъявляются  как к обществу в целом, так  и к составляющим его субъектам, делает проблему успешного менеджмента  актуальной для всего социума.

Актуальность курсового исследования определяется тем, что в настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (управленческих, воспитательных и т. п.), осуществляемых в различных формах (групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Целью курсовой работы является более детальный анализ психологических особенностей работы менеджера.

Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:

- раскрыть понятие и структуру личности;

- охарактеризовать особенности темперамента и характера в личности менеджера;

- показать мотивационную сферу личности;

- раскрыть способности, интеллект и мышление, их значение в менеджменте;

- рассмотреть вопросы стрессоустойчивости личности;

- провести тестирование и получить индивидуально-психологические характеристики личности по тесту «Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения».

Объектом исследования выступают управленческая психология, темперамент, характер, способности, интеллект как социально-психологические особенности личности, этика делового общения в социуме.

Предмет исследования – психологические аспекты в работе менеджера.

Методологическую основу исследования составляет система методов, включающая в себя общенаучные средства (системный, структурно-функциональный, логический и монографический методы).

Структурно курсовая работа состоит  из введения, двух разделов основной части: теоретического, включающего семь параграфов и практического, включающего тестовое задание, заключения и библиографического списка.

 

1. Основные психологические знания о личности необходимые для работы менеджера

 

 

    1. Понятие и структура личности

 

 

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Исследователь В.Г.Крысько отмечает, что личность – это «конкретный  человек, являющийся представителем определенного  общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями»1.

Существует множество определений  личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:2

Б. Г. Ананьев: личность – субъект труда, познания и общения.

И. С. Кон: личность – это специфическая интеграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность – это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Как справедливо отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под  личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»3.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда  он является функциональной единицей и определенными способностями  претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления.

Прежде всего, нужно отметить, что  личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).

Специально вопрос о структуре  личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней  редакции состоял из четырех подструктур  или уровней: 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения)4.

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

Анализируя структуру личности, можно отчетливо видеть, что практически  на все ее подструктуры оказывает  подавляющее влияние общество. Формирование личности в обществе называется социализацией.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Личность, таким образом, – сложный, уникальный внутренний ключ человека.

Подводя итог можно сделать вывод  о том, что личность – далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования.

 

 

1.2 Темперамент в структуре личности

 

 

Многообразию человеческого поведения в различных жизненных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интеллекту, отношениям, мотивам и т. п.

Темперамент – одна из таких подструктур. Понятием «темперамент» определяют совокупность динамических и эмоциональных характеристик личности5.

В число динамических характеристик включают такие, как скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (к примеру, скорость мышления, устойчивость внимания), психический темп и ритм, подвижность (скорость смены психических реакций).

Динамические характеристики определяют энергетический уровень поведения: интенсивность, скорость, темп.

К числу эмоциональных характеристик  поведения относят такие свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость, реактивность, силу эмоций, тревожность и др.

Составляя социально-психологическую  характеристику человека, следует  принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Рассмотрим характеристики четырех  типов темперамента.

Сангвиники обычно находятся в  приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их среднее  телосложение и средний рост, сильная  уравновешенная подвижная нервная  система обеспечивают быстрые и  обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

Чувства у сангвиников легко  возникают и сменяются. Их мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство6.

Флегматикам, как правило, совершенно чужда тревога. Их обычные состояния  – спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.

По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, а воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики.

Новые формы поведения у флегматиков  вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам7. В зависимости от условий в одних случаях у флегматиков могут сформироваться положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в  групповых и социальных процессах. Они стремятся достигать свои личные цели посредством ровных и равных отношений с членами общности, к которой они принадлежат, а также за счет соблюдения своих формальных обязанностей. Правда, при этом сангвиники, как правило, стараются управлять своими действиями и поступками с помощью интеллекта и способности глубоко и правильно разбираться в сложившейся межличностной обстановке.

Флегматики же стремятся достигать  социального согласия и бесконфликтности посредством эмоционально спокойного, а порой и безразличного отношения к фактам межличностных противоречий и конфликтов, из-за них возникающих.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью. У них  ослаблен инстинкт самосохранения и  главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский.

Самой природой они предназначены  быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом – героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Холерики отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными, высокомерными. Без труда дающееся сангвиникам чувство душевного равновесия холерикам совершенно незнакомо: они обретают покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. Наоборот, работа, требующая самостоятельного поиска или смены обстановки, условий и инструмента, выполняется им более продуктивно8.

Информация о работе Психологические аспекты в работе менеджера