Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является более детальный анализ психологических особенностей работы менеджера.
Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:
- раскрыть понятие и структуру личности;
- охарактеризовать особенности темперамента и характера в личности менеджера;
- показать мотивационную сферу личности;
- раскрыть способности, интеллект и мышление, их значение в менеджменте;
- рассмотреть вопросы стрессоустойчивости личности;
Введение 3
1. Основные психологические знания о личности необходимые для работы менеджера 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Темперамент в структуре личности 7
1.3 Характер, акцентуация личности 13
1.4 Мотивационная сфера личности 18
1.5 Способности 21
1.6 Интеллект, мышление личности 24
1.7 Стрессоустойчивость личности 28
2. Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения 30
Закключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Подсчитав данные из таблицы ответов, получаем:
Экстраверсия – 11;
Ригидность- 13;
Эмоциональная возбудимость – 11;
Темп реакции – 6;
Активность – 22;
Искренность – 18.
Представим эти данные в виде таблицы, где также отражена субъективная оценка.
Таблица 4 – Данные из таблицы ответов
Очень низкая |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Очень высокая |
||||||||||||||||||||||
Интроверсия |
* |
+ |
Экстраверсия | |||||||||||||||||||||||
Пластичность |
+ |
* |
Ригидность | |||||||||||||||||||||||
Эмоцион. уравнове-шенность |
* |
+ |
Эмоц. возбудимость | |||||||||||||||||||||||
Медленный |
* |
+ |
Быстрый | |||||||||||||||||||||||
Пассивный |
+ |
* |
Активный |
* - объективная оценка;
+ - субъективная оценка;
Далее, перенесем полученные данные на координатную ось.
По оси Х откладывается количество баллов характеризующих интроверсию, экстраверсию, а по оси Y количество баллов, характеризующих эмоциональную стабильность. Пересечение двух координат позволяет найти точку, наиболее соответствующую темпераменту.
Рисунок 1 – Нахождение точки соответствующей темпераменту
Из данного рисунка видно, что тестируемый руководитель является флегматиком по темпераменту. Эффективность руководителя с таким типом темперамента заключается в его целеустремленности и правильности принятого им решения (даже, несмотря на невысокие темпы выполнения).
Таким образом, проведя данное курсовое исследование по теме «Психологические аспекты в работе менеджера. Познание темперамента, характера, интересов и потребностей людей» в заключении можно подвести определенные итоги и сделать выводы.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологической, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности; уровень социальный, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно — исторический процесс. Сосуществование этих уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связывают психологический уровень с биологическим и социальным.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Личность каждого человека наделена
только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность
- сочетание психологических
Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный инновационный руководитель, успех которого имеет следующие составляющие: лидер + власть + стиль работы + карьера. А для этого менеджер должен знать закономерности и принципы рыночной экономики, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента, современные парадигмы мотивационного управления, системный подход к проектированию рыночных структур.
У каждого человека есть свой коммуникационный стиль работы, который представляет собой манеру общения и способы поведения, используемые им в процессе коммуникационного взаимодействия с работниками компании или со своими последователями.
Нет однозначного ответа на вопрос о том, какой же из этих стилей лучше всего и эффективнее.
Все зависит от конкретной ситуации. Но исследования показывают, что в большинстве случаев наиболее желательным является применение стиля, когда максимально эффективно человек реализует себя.
Это неплохое умение для руководителя и настоящего лидера. Очень многое зависит от личных качеств, так как они играют основную роль в ходе общения.
Каждый человек, какому стилю он ни отдавал бы предпочтение, должен помнить о том, что для успешной своей деятельности ему необходимо выстроить эффективную систему обратной связи, т. е. одновременно и раскрывать себя в нужной мере, и слушать других людей.
Приложение А
Текст опросника:
1 Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы. Учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С.112.
2 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С.43.
3 Цит. по: Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. -5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. С.263.
4 Там же. С.264.
5 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. С.367.
6 Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. С.118.
7 Аффект - максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности.
8 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Указ. соч. С.63.
9 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Указ. соч. С.61.
10 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.93.
11 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. С.470.
12 Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. С.405.
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. С.620.
14 Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С.124.
15 Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. С.613.
16 Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. 4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.151.
17 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Указ. соч. С.204.
18 Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. С.92.
19 Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2008. С.26.
20 Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2005. С.372.
21 Аширов Д.А. Трудовая мотивация. - М.: Проспект, 2006. C. 3.
22 Колотилова Е. Мотивация карьерой // Справочник по управлению персоналом. 2007. №4. С.24-26.
23 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К0, 2008. С.122.
24 Журавлев П.В., Пакулин В.Ю. Организационно-экономические
меры по совершенствованию механизма
мотивации персонала. // Образование-Производство-
Информация о работе Психологические аспекты в работе менеджера