Психологические аспекты в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является более детальный анализ психологических особенностей работы менеджера.
Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:
- раскрыть понятие и структуру личности;
- охарактеризовать особенности темперамента и характера в личности менеджера;
- показать мотивационную сферу личности;
- раскрыть способности, интеллект и мышление, их значение в менеджменте;
- рассмотреть вопросы стрессоустойчивости личности;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные психологические знания о личности необходимые для работы менеджера 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Темперамент в структуре личности 7
1.3 Характер, акцентуация личности 13
1.4 Мотивационная сфера личности 18
1.5 Способности 21
1.6 Интеллект, мышление личности 24
1.7 Стрессоустойчивость личности 28
2. Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения 30
Закключение 36
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты в работе менеджера КУРСОВАЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

Подсчитав данные из таблицы ответов, получаем:

Экстраверсия – 11;

Ригидность- 13;

Эмоциональная возбудимость – 11;

Темп реакции – 6;

Активность – 22;

Искренность – 18.

Представим эти данные в виде таблицы, где также отражена субъективная оценка.

 

Таблица 4 – Данные из таблицы ответов

 

Очень низкая

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая

 

Интроверсия

                   

*

   

+

                     

Экстраверсия

Пластичность

                     

+

*

                       

Ригидность

Эмоцион. уравнове-шенность

                   

*

     

+

                   

Эмоц. возбудимость

Медленный

         

*

     

+

                             

Быстрый

Пассивный

                           

+

         

*

       

Активный




 

* - объективная оценка;

+ - субъективная оценка;      

Далее, перенесем полученные данные на координатную ось.

По оси Х откладывается количество баллов характеризующих интроверсию, экстраверсию, а по оси Y количество баллов, характеризующих эмоциональную стабильность. Пересечение двух координат позволяет найти точку, наиболее соответствующую темпераменту.

Рисунок 1 – Нахождение точки соответствующей темпераменту


 

 


 


 

 

Из данного рисунка видно, что тестируемый руководитель является флегматиком по темпераменту. Эффективность руководителя с таким типом темперамента заключается в его целеустремленности и правильности принятого им решения (даже, несмотря на невысокие темпы выполнения).

 

Заключение

 

 

 

Таким образом, проведя данное курсовое исследование по теме «Психологические аспекты в работе менеджера. Познание темперамента, характера, интересов и потребностей людей» в заключении можно подвести определенные итоги и сделать выводы.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что  личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень  биологический, на котором он открывается  в качестве телесного, природного существа; уровень психологической, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности; уровень социальный, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно — исторический процесс. Сосуществование этих уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связывают психологический уровень с биологическим и социальным.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и  особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный инновационный  руководитель, успех которого имеет следующие составляющие: лидер + власть + стиль работы + карьера. А для этого менеджер должен знать закономерности и принципы рыночной экономики, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента, современные парадигмы мотивационного управления, системный подход к проектированию рыночных структур.

У каждого человека есть свой коммуникационный стиль работы, который представляет собой манеру общения и способы поведения, используемые им в процессе коммуникационного взаимодействия с работниками компании или со своими последователями.

Нет однозначного ответа на вопрос о  том, какой же из этих стилей лучше  всего и эффективнее.

Все зависит от конкретной ситуации. Но исследования показывают, что в большинстве случаев наиболее желательным является применение стиля, когда максимально эффективно человек реализует себя.

Это неплохое умение для руководителя и настоящего лидера. Очень многое зависит от личных качеств, так как  они играют основную роль в ходе общения.

Каждый человек, какому стилю он ни отдавал бы предпочтение, должен помнить о том, что для успешной своей деятельности ему необходимо выстроить эффективную систему обратной связи, т. е. одновременно и раскрывать себя в нужной мере, и слушать других людей.

 

Список использованных источников и литературы

 

 

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник. /Г.М.Андреева. -5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
  2. Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2005 – 320с.
  3. Волкогонова, О. Д., Зуб, А.Т. Управленческая психология: Учебник./О.Д.Волкогонова, А.Т.Зуб. – М.: Форум, Инфра-М, 2007. – 352 с.
  4. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий: Теория и практика. Учебное пособие./В.В.Горанчук. – СПб.: ИД «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. – 288 с.
  5. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-справочник./ Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. – Мн.: Харьвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
  6. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие./ А.В.Карпов. - М.: Гардарика, 2005. – 584 с.
  7. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
  8. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. / В.Г. Крысько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с.
  9. Менеджмент: учебник для студентов вузов / Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 320 с.
  10. Митин, А.Н. Интеллектуальные способности и мышление личности /А.Н.Митин //Бизнес, менеджмент и право. - 2004. - №3. - С.40-43.
  11. Морозов А. В. Управленческая психология: учеб. пособие/ А. В. Морозов. - 2-е изд. – М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 288 с.
  12. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  13. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  14. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.
  15. Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие./Э.В.Островский. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008. – 249 с.
  16. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ [В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.
  17. Психология управления: Конспект лекций / Сост. П.М. Касьяник. - М: АСТ, Сова,2005. – 128 с.
  18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2005. – 672 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./ Рубинштейн С.Л. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
  20. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0, 2008. – 556 с.
  21. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник./Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
  22. Столяренко, А.М. Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов./ Н.Д. Амаглобели, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 608 с.
  23. Столяренко, Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 507 с.
  24. Чередниченко, И. П., Тельных, Н. В. Психология управления./ И. П.Чередниченко, Н.В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
  25. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений./Е.С.Яхонтова. – М.: Бизнес-пресс. 2008 – 360 с.

 

 

Приложение  А

Текст опросника:

  1. Вы любите часто бывать в компании?
  2. Вы избегаете иметь вещи, которые не надежны, непрочны, хотя и красивы?
  3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
  4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?
  5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
  6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
  7. Считаете ли Вы себя человеком веселым и радостным?
  8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняете ее на что–нибудь другое?
  9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас  понимают, могут ободрить и утешить?
  10. У Вас очень быстрый подчерк?
  11. Ищете ли Вы сами себе работу, занятия, хотя можно было бы и отдыхать?
  12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
  13. У Вас много очень хороших друзей?
  14. Трудно ли Вам оторваться от дел, которыми Вы поглощены, и переключиться на другое?
  15. Часто ли Вас дерзает чувство вины?
  16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
  17. В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
  18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?
  19. Вам легко найти общий язык с незнакомым человеком?
  20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встречи,  беседе и т.д.?
  21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?
  22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете?
  23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
  24. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
  25. Вы любите подшучивать над другими?
  26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем сообщить их кому- либо?
  27. Часто ли Вам сняться кошмары?
  28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый  учебный материал?
  29. Вы на столько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?
  30. Бывало ли, что, разозлившись, Вы выходили из себя?
  31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
  32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое–то, даже не очень важное, решение?
  33. Вам не говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
  34. Вам нравиться играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
  35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
  36. Возникало ли у Вас,  хотя и кратковременно, чувство раздражения к вашим родителям?
  37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
  38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
  39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы хуже, чем другие?
  40. Обычно Вам трудно что то делать с медлительным и неторопливыми людьми?
  41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем–либо, не чувствуя усталости?
  42. У Вас есть привычки, от которых Вам следовало бы избавиться?
  43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
  44. Считаете ли Вы хорошим другом того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
  45. Вам можно быстро рассердить?
  46. Во время дискуссии Вы быстро находите подходящий ответ?
  47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем – либо?
  48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых вы совсем не разбираетесь?

 

 

1 Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы. Учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С.112.

2 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С.43.

3 Цит. по: Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. -5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. С.263.

4 Там же. С.264.

5 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. С.367.

6 Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. С.118.

7 Аффект - максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности.

8 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Указ. соч. С.63.

9 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Указ. соч. С.61.

10 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.93.

11 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. С.470.

12 Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. С.405.

13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. С.620.

14 Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С.124.

15 Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. С.613.

16 Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. 4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.151.

17 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Указ. соч. С.204.

18 Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. С.92.

19 Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2008. С.26.

20 Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2005. С.372.

21 Аширов Д.А. Трудовая мотивация. - М.: Проспект, 2006. C. 3.

22 Колотилова Е. Мотивация карьерой // Справочник по управлению персоналом. 2007. №4. С.24-26.

23 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп.  М.: Дашков и К0, 2008. С.122.

24 Журавлев П.В., Пакулин В.Ю. Организационно-экономические меры по совершенствованию механизма мотивации персонала. // Образование-Производство-Кадры. 2006. №1. С.22 – 39.

Информация о работе Психологические аспекты в работе менеджера