Психологические аспекты в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является более детальный анализ психологических особенностей работы менеджера.
Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:
- раскрыть понятие и структуру личности;
- охарактеризовать особенности темперамента и характера в личности менеджера;
- показать мотивационную сферу личности;
- раскрыть способности, интеллект и мышление, их значение в менеджменте;
- рассмотреть вопросы стрессоустойчивости личности;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные психологические знания о личности необходимые для работы менеджера 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Темперамент в структуре личности 7
1.3 Характер, акцентуация личности 13
1.4 Мотивационная сфера личности 18
1.5 Способности 21
1.6 Интеллект, мышление личности 24
1.7 Стрессоустойчивость личности 28
2. Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения 30
Закключение 36
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты в работе менеджера КУРСОВАЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В качестве основных свойств мышления выступают: его неразрывная связь  с речью, социальный характер, обобщенность, опосредованность, проблемность.

Мышление как процесс осуществляется посредством системы основных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, категоризации  и др29.

Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений; это – мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Объединение выделенных анализом компонентов целого обозначается как операция синтеза.

Обобщение – это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а также их объединение в группы на основе общих свойств. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон.

Наоборот, конкретизация – это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям. Сравнение есть установление сходства и различия сопоставляемых объектов. Эта операция рассматривается как наиболее простая, но в то же время как исходная, с которой начинается весь процесс мышления.

Производной от нее является, в  частности, категоризация – объединение процессов и явлений в классы, роды, виды на основе сходства их главных признаков.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Таким образом, «хороший руководитель – это, прежде всего, умный руководитель».

Мышление руководителя – это, прежде всего, практическое мышление; данный вид наиболее специфичен содержанию и условиям управленческой деятельности. Иначе говоря, имеет место та же ситуация, которая характерна для других психических процессов (восприятия и памяти). Каждый из них имеет определенную – наиболее специфическую для управленческой деятельности разновидность. Для восприятия – это процессы социальной перцепции; для памяти – это мобилизационная готовность (для оперативной памяти) и прошлый опыт (для долговременной памяти).

Для мышления – это его специфический вид – практическое мышление.

В этом проявляется общая закономерность психологии управленческой деятельности. Эта деятельность, опираясь на весь потенциал, на все особенности каждого из когнитивных процессов, предполагает, однако, наличие в каждом из них наиболее специфических для нее видов. И наоборот, каждый из когнитивных процессов «входит» в управленческую деятельность в форме наиболее специфической для нее разновидности.

Одной из важнейших и постоянно  решаемых руководителем задач управленческой деятельности выступают задачи предвидения. Они связаны с прогнозом хода и развития событий. Эффективное управление – это управление не «реактивное», констатирующее, а активное – перспективное, что отражено в понятии «опережающего управления».

Важной особенностью планов и решений, разрабатываемых руководителем, является то, что они почти всегда подлежат реализации через определенный интервал времени. За это время происходят события, которые могут повлиять и на сами решения, и на способы их исполнения. Поэтому они должны быть учтены, а значит, спрогнозированы уже в ходе создания планов, в ходе выработки решений. Данная особенность обусловливает еще одно специфическое качество практического мышления руководителя – свойство прогностичности мышления: умение учитывать не только актуальную информацию, но и «информацию предвидения»30.

 

 

1.7 Стрессоустойчивость личности

 

 

Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.

В управленческой деятельности число  стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы: фактор информационной нагрузки, фактор информационной неопределенности, фактор ответственности, фактор дефицита времени, факторы межличностных и внутриличностных (ролевых) конфликтов, фактор полифокусности управленческой деятельности и система внешнесредовых факторов.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность.

В.Н.Лавриненко отмечает, что «в сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая-то природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями»31.

Для обозначения «меры сопротивляемости»  человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать  стресс в течение длительного  времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости.

Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»32.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии  индивида, опирающейся на избранные  базовые ценности и учитывающей  особенности его личности.

 

2. Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения

 

 

 

В психодиагностике тест – это  проба, испытание, кратковременное, стандартизированное  задание, позволяющее измерить уровень  развития определенного психологического качества личности.

Как отмечают исследователи, «для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе сегодня широко используются популярные психодиагностические методы, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любом коллективе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности»33.

Тесты позволяют за короткое время  получить индивидуально-психологические  характеристики личности по определенным параметрам.

Исследуем и проанализируем тест: «Исследование темперамента руководителя как фактора эффективности организационного поведения».

Темпераментом называют совокупность динамических особенностей психических  процессов и поведения. К ним  относится скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психических процессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой, скорость включения человека в различные виды деятельности, его эмоциональность и соотношение процессов возбуждения и торможения.

Свойства темперамента:

– Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходить вокруг него и с другими людьми;

– Интроверсия – обращенность внимания и сознание человека на самого себя; поглощенность собственными переживаниями и проблемами;

– Ригидность – заторможенность, замедленность мышления и реакций человека;

– Эмоциональная возбудимость;

– Темп реакций;

– Активность – общее свойство личности.

Типы темперамента:

1. Холерик – тип темперамента, характеризующийся повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью.

2. Флегматик – тип темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, слабо развитой экспрессией.

3. Сангвиник – тип темперамента, характеризующийся уравновешенностью, энергичностью, спокойствием, работоспособностью и уверенностью в себе.

4. Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабой нервной системой. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий, особенно в ситуациях стресса, человек впадает в состояние депрессии.

Совокупность всех вышеперечисленных  факторов играет важную роль в определении  эффективности деятельности руководителя. Посредствам данной методики руководитель может определить эффективный ли он менеджер, при помощи субъективной и объективной оценок.

Именно с этой целью (изучение собственного темперамента и определение пути управления им) проводится данное исследование.

Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция: Опросник состоит из 48 вопросов (см. приложение А). Необходимо ответить на каждый вопрос либо «да», либо «нет» и записать свой ответ с номером вопроса. Не тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искренне вы это делаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент.

Таблица 1 - Таблица ответов

№ ответа

«Да»

«Нет»

1

+

 

2

+

 

3

 

-

4

 

-

5

+

 

6

+

 

7

 

-

8

 

-

9

+

 

10

 

-

11

 

-

12

+

 

13

 

-

14

 

-

15

+

 

16

 

-

17

+

 

18

+

 

19

 

-

20

+

 

21

 

-

22

 

-

23

+

 

24

+

 

25

 

-

26

+

 

27

 

-

28

 

-

29

+

 

30

+

 

31

+

 

32

+

 

33

+

 

34

+

 

35

+

 

36

+

 

37

 

-

38

 

-

39

+

 

40

+

 

41

+

 

42

+

 

43

+

 

44

 

-

45

 

-

46

 

-

47

+

 

48

+

 

 

 

Таблица 2 - Коды ответов

Свойства темперамента

Ответы «Да»

Балл

Ответы «Нет»

Балл

1.Экстраверсия

1,7,13,19,25,31,37,

4,43

3

2

2

3

2. Ригидность

8,26,32

2, 14, 20, 38, 44

3

2

37

19, 46

2

1

3.Эмоциональная возбудимость

15, 21, 33, 39, 45

3,9

27

3

2

1

   

4. Темп реакции

4, 16, 28

10, 22, 34, 40, 46

17, 29, 37

3

2

1

   

5. Активность

5, 11, 7, 23, 29, 35, 41, 47

10

3

1

38

1

6. Искренность

30, 36, 42, 48

6, 12

18, 25, 24

3

2

1

23

1


 

 

Установите искренность своих  ответов на вопросы по шкале: высокая (13 –20 баллов), средняя (8 –12 баллов), низкая (0 – 7).

Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства.

 

Таблица 3 - Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента

 

Экстраверсия

Ригидность

Эмоц. возбудимость

Темп реакции

Активность

22-26

очень высокая

16-23

очень высокая

18-20

очень высокая

20-22

очень быстрый

24-26

очень высокая

17-21

высокая

12-15

высокая

14-17

высокая

14-19

быстрый

21-23

Высокая

12-16

средняя

7-11

средняя

8-12

средняя

9-13

средний

13-20

средняя

7-11

высокая

3-6

высокая

4-7

высокая

5-8

медленный

9-13

низкая

0-6

очень высокая

0-2

очень высокая

0-3

очень высокая

0-4

очень медленный

0-8

очень низкая

Интроверсия

Пластичность

Эмоц. урав-

новешенность

   

Информация о работе Психологические аспекты в работе менеджера