Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности стрессоустойчивого поведения старшеклассников (К_).doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Знание психологических основ поведения подростков в стрессогеной ситуации способствует предупреждению и коррекции  навыков адекватного поведения подростков в отношениях со сверстниками и другими людьми.

Актуальность данного исследования состоит в том, что своевременное предупреждение причин конфликтного поведения поможет минимизировать эмоциональные переживания подростков и скажется на повышении эффективности образовательной деятельности и повышения качества воспитательной работы, которые были рассмотрены в работах Леонтьева А. Н.,  Марковой А.К., Обуховой Л.Ф., Поливановой К.Н.,  Сластенина В.А.

Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: каковы психологические особенности стрессоустойчивого поведения старшекласников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования является стрессо-устойчивость в межличностном конфликте   подростков.

Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.

2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.

3. Выявить особенности стрессогенной  ситуации.

4. Провести исследование поведения подростков в конфликтностной ситуации.

Гипотеза исследования: Межличностные конфликты среди старших подростков вызваны не только социальными ситуациями, но и личностными особенностями в системе ценностей старшеклассников, которые могут способствовать определенному уровню стрессоустойчивого поведения.

Методологическую  основу нашего исследования составляет концепция Леонтьева А., в которой воспитательный процесс выступает как регулятор поведения, в том числе и в плане стрессоустойчивости к внешнему воздействии в коллективе.

В ходе исследования был проведен опрос на базе личностного опросника К.Томаса, целью которого было выявление  причин межличностного конфликта девочек подросткового возраста.

Тест М. Селигмана – «Опросник атрибутивного стиля». Стимульный материал данной методики состоит из 12 микросценариев.

Центральный вопрос теста Айзенка - это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов.

Всего было обследовано 20 человек, из них: 10 человек - девочки, учащиеся 8-9 классов, 10 человек - мальчики, учащиеся 8-9 классов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 2 таблицы, 4 рисунка. Библиографический список содержит 25 наименований источников. Из них 2 зарубежных автора. Содержание работы изложено на 1 страницe.

Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.

В первой главе «Психологические и поведенческие особенности подросткового возрасте» мы рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы развития стрессоустойчивого поведения. Выявлены и конкретизированы такие категории как возрастные особенности учащихся подросткового возраста, разновидности стресса, влияние эмоционального состояния на поведение подростка.

Во второй главе «Исследование стрессовых детерминант в процессе межличностного конфликта у подростков»  мы описали  организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики,  а также проанализировали  ее результаты.

В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста

 

1.1 Особенности учащихся подросткового возраста

 

В развитии учащихся подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-13 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Социальные особенности подросткового возраста оказывают значительное влияние на организацию воспитательного процесса, и, поэтому, их необходимо учитывать. Основное содержание младших подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости.

Младший младших подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями.

1. Сменяется ситуация  развития: у подростка возникает  устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее  окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

2. Меняется ведущий вид  деятельности: учебная деятельность  младшего школьника сменяется  эмоционально - личностным общением  со сверстниками в младших  подростковом возрасте;

3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.1

Многие психологически изменения личности подростка связаны с особенностями психосоциальной ситуации развития.

Особенности младших подростков в значительной мере связаны с когнитивным развитием ребенка, что отражается в первую очередь на его деятельности и внимании. Причины изменений мыслительной деятельности подростка состоят непосредственно в противоречивости этого возрастного периода.

Например, подросток вполне способен придумать свой способ запоминания новой формулы, то есть он уже может управлять своей памятью, он также может выдвинуть гипотезу о некоем развитии событии и его прогнозировать, то есть он способен направлять и регулировать процесс своего мышления, однако, ему становиться очень трудно управлять своей личностью в целом.

 В основном эти изменения  связаны, как правило, с новыми  интересами, острыми переживаниями  и, становящейся хронической эмоциональной  нестабильностью, которая все чаще  проявляется в импульсивности  подростка, а иногда и в его  агрессивности.

 Умственная деятельность в этом возрасте, также как и поведение подростка в значительной степени зависит от общего состояния его меняющейся мотивационной сферы.

Дело в том, что подросток внимателен лишь в отношении только того, что связано с его непосредственными и актуальными потребностями, а также переживаниями.

В этом возрасте у учащихся наблюдается общее и значительное развитие всего объема внимания, повышение его устойчивости, а также развитие способностей к резкому переключению и перераспределению внимания.  Параллельно у младших подростков отмечается некоторое ухудшение результатов в их учебной деятельности. Дело в том, что это происходит из-за того, что умственные способности у подростка по сравнению с предыдущим периодом, приобретают совершенно новое качество, они выстраиваются опосредованно.2

Такое явление происходит по причине развития понятийного, языково-логического, а также абстрактного мышления.

Таким образом, подросток уже может оперировать сложными понятиями, он может рассуждать о различных свойствах и качестве предметов, способен выдвигать гипотезы, изъявляет желание планировать свою исследовательскую деятельность и уже способен усваивать значительные массивы информации.

Младший младших подростковый возраст в современной психологии определяется хронологическими рамками в 11-13 лет.

По причине возрастных изменений у младших подростков их учебная деятельность приобретает свои специфические, свойственные только ей формы.

Для таких изменений существуют внешние и внутренние предпосылки. К внешним предпосылкам относиться общее изменение характера всей учебной деятельности, где появляется многопредметность, общее содержание материала представляет уже теоретические основы различных наук, а предлагаемые к усвоению в учебной программе различные абстракции, которые необходимы при изучении как точных, так и естественных наук, вызывают уже качественно новое познавательное отношение к знаниям со стороны учащихся.3

Кроме того, к внешним предпосылкам относиться и появившееся отсутствие единства требований в учебном процессе, так как вместо одного учителя появляются уже 5-6 учителей с различными требованиями, а также  разным отношением к ученикам.

Отсюда возникает необходимость активного формирования собственной позиции, а также эмансипации от влияния взрослых.

К внутренним предпосылкам относиться процесс физиологических изменений, связанный с половым созреванием.

Ведущая роль в деятельности подростка в этом возрасте социальная, которая реализуется в общественной активности, в контексте с учебной деятельностью.

Дело в том, что в этом возрасте, при выполнении любой деятельности у младших подростков возникает острое осознанное стремление участвовать в социальной деятельности, как правило, своей группы, чтобы становиться общественно-значимыми.

Подросток активно учится строить свое общение в самых различных коллективах с учетом принятых там норм взаимоотношений.

Таким образом, новые условия в непосредственной деятельности повсеместно предъявляют повышенные требования к младших подростковому интеллекту и, соответственно, поведению младших подростков.

Постепенно изменяется характер всех познавательных интересов учащегося.

При положительном развитии ученика, возникает интерес к школьным предметам, активизируется конкретный интерес к их содержанию.

Центральным новообразованием становиться абстрактное мышление, которое также влияет на жизнедеятельность подростка, наряду с растущим самопознанием, а также половой идентификацией, постепенной переоценкой ценностей, и формированием автономной морали.

Параллельно у младших подростков продолжает активно развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Общие мыслительные операции становятся постепенно формальнологическими, то есть на основе общих посылок учащийся строит гипотезы, а затем проверяет их.

Таким образом, развиваются такие операции классификации, аналогии, обобщения. Именно в это время проявляется значительный всплеск рефлексивного характера мышления, то есть учащиеся анализируют различные операции, которые они уже производят, и различают разные способы в решении задач.

 Особенности формирующегося теоретико - рефлексивного мышления позволяют подросткам непосредственно анализировать различные абстрактные идеи, а также искать ошибки и различные логические противоречия в суждениях. 

Таким образом, подросток приобретает уже непосредственно взрослую логику мышления, у него происходит интеллектуализация восприятия и памяти, а этот процесс, в значительной мере, зависит от постоянно усложняющегося в средних классах обучения.

Центральным новообразованием в этом возрасте становиться произвольность, которая развивается наряду с внутренним планом действий и рефлексией.

Таким образом, научные понятия в процессе усвоения проходят путь развития от обобщения к конкретным объектам, или от общего к частному.

Овладение подростком в обучении уже системой научных понятий дает непосредственную возможность говорить о развитии основ понятийного мышления.

Таким образом, одной из главных характеристик в младших подростковом возрасте является усложнение обучения ребенка в общеобразовательных учреждениях. Одновременно с усложнившимся процессом познания ребенок все больше входит в социальную жизнь. У подростка появляются новые обязанности и сектора ответственности.

В это же время происходит окончательное завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» форму жизнедеятельности, в зависимости от его пола. Более этого, в стремлении к самореализации, ребенок стремиться показывать успехи в конкретном виде своей деятельности, высказывать свои мысли о будущей профессии и т.д.4

Вместе с этим в младших подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов.

У подростка начинается активное формирование личности, в результате чего и происходит коренное изменение интересов, которые  становятся более дифференцированными, и при этом, стойкими, а учебные интересы уже не имеют такого первостепенного значения, как это было раньше. Ребенок, таким образом, начинает активно ориентироваться уже на «взрослую» жизнь.

Важной характеристикой является формирование полноценных дружеских­ отношений на фоне повышения активности в социальном взаимодействии.

Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста