Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
Содержание
Знание психологических основ поведения подростков в стрессогеной ситуации способствует предупреждению и коррекции навыков адекватного поведения подростков в отношениях со сверстниками и другими людьми.
Актуальность данного исследования состоит в том, что своевременное предупреждение причин конфликтного поведения поможет минимизировать эмоциональные переживания подростков и скажется на повышении эффективности образовательной деятельности и повышения качества воспитательной работы, которые были рассмотрены в работах Леонтьева А. Н., Марковой А.К., Обуховой Л.Ф., Поливановой К.Н., Сластенина В.А.
Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: каковы психологические особенности стрессоустойчивого поведения старшекласников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования является стрессо-устойчивость в межличностном конфликте подростков.
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
3. Выявить особенности
4. Провести исследование поведения подростков в конфликтностной ситуации.
Гипотеза исследования: Межличностные конфликты среди старших подростков вызваны не только социальными ситуациями, но и личностными особенностями в системе ценностей старшеклассников, которые могут способствовать определенному уровню стрессоустойчивого поведения.
Методологическую основу нашего исследования составляет концепция Леонтьева А., в которой воспитательный процесс выступает как регулятор поведения, в том числе и в плане стрессоустойчивости к внешнему воздействии в коллективе.
В ходе исследования был проведен опрос на базе личностного опросника К.Томаса, целью которого было выявление причин межличностного конфликта девочек подросткового возраста.
Тест М. Селигмана – «Опросник атрибутивного стиля». Стимульный материал данной методики состоит из 12 микросценариев.
Центральный вопрос теста Айзенка - это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов.
Всего было обследовано 20 человек, из них: 10 человек - девочки, учащиеся 8-9 классов, 10 человек - мальчики, учащиеся 8-9 классов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 2 таблицы, 4 рисунка. Библиографический список содержит 25 наименований источников. Из них 2 зарубежных автора. Содержание работы изложено на 1 страницe.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Психологические и поведенческие особенности подросткового возрасте» мы рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы развития стрессоустойчивого поведения. Выявлены и конкретизированы такие категории как возрастные особенности учащихся подросткового возраста, разновидности стресса, влияние эмоционального состояния на поведение подростка.
Во второй главе «Исследование стрессовых детерминант в процессе межличностного конфликта у подростков» мы описали организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
В развитии учащихся подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-13 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
Социальные особенности подросткового возраста оказывают значительное влияние на организацию воспитательного процесса, и, поэтому, их необходимо учитывать. Основное содержание младших подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости.
Младший младших подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями.
1. Сменяется ситуация
развития: у подростка возникает
устойчивое стремление к
2. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в младших подростковом возрасте;
3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.1
Многие психологически изменения личности подростка связаны с особенностями психосоциальной ситуации развития.
Особенности младших подростков в значительной мере связаны с когнитивным развитием ребенка, что отражается в первую очередь на его деятельности и внимании. Причины изменений мыслительной деятельности подростка состоят непосредственно в противоречивости этого возрастного периода.
Например, подросток вполне способен придумать свой способ запоминания новой формулы, то есть он уже может управлять своей памятью, он также может выдвинуть гипотезу о некоем развитии событии и его прогнозировать, то есть он способен направлять и регулировать процесс своего мышления, однако, ему становиться очень трудно управлять своей личностью в целом.
В основном эти изменения
связаны, как правило, с новыми
интересами, острыми переживаниями
и, становящейся хронической
Умственная деятельность в этом возрасте, также как и поведение подростка в значительной степени зависит от общего состояния его меняющейся мотивационной сферы.
Дело в том, что подросток внимателен лишь в отношении только того, что связано с его непосредственными и актуальными потребностями, а также переживаниями.
В этом возрасте у учащихся наблюдается общее и значительное развитие всего объема внимания, повышение его устойчивости, а также развитие способностей к резкому переключению и перераспределению внимания. Параллельно у младших подростков отмечается некоторое ухудшение результатов в их учебной деятельности. Дело в том, что это происходит из-за того, что умственные способности у подростка по сравнению с предыдущим периодом, приобретают совершенно новое качество, они выстраиваются опосредованно.2
Такое явление происходит по причине развития понятийного, языково-логического, а также абстрактного мышления.
Таким образом, подросток уже может оперировать сложными понятиями, он может рассуждать о различных свойствах и качестве предметов, способен выдвигать гипотезы, изъявляет желание планировать свою исследовательскую деятельность и уже способен усваивать значительные массивы информации.
Младший младших подростковый возраст в современной психологии определяется хронологическими рамками в 11-13 лет.
По причине возрастных изменений у младших подростков их учебная деятельность приобретает свои специфические, свойственные только ей формы.
Для таких изменений существуют внешние и внутренние предпосылки. К внешним предпосылкам относиться общее изменение характера всей учебной деятельности, где появляется многопредметность, общее содержание материала представляет уже теоретические основы различных наук, а предлагаемые к усвоению в учебной программе различные абстракции, которые необходимы при изучении как точных, так и естественных наук, вызывают уже качественно новое познавательное отношение к знаниям со стороны учащихся.3
Кроме того, к внешним предпосылкам относиться и появившееся отсутствие единства требований в учебном процессе, так как вместо одного учителя появляются уже 5-6 учителей с различными требованиями, а также разным отношением к ученикам.
Отсюда возникает необходимость активного формирования собственной позиции, а также эмансипации от влияния взрослых.
К внутренним предпосылкам относиться процесс физиологических изменений, связанный с половым созреванием.
Ведущая роль в деятельности подростка в этом возрасте социальная, которая реализуется в общественной активности, в контексте с учебной деятельностью.
Дело в том, что в этом возрасте, при выполнении любой деятельности у младших подростков возникает острое осознанное стремление участвовать в социальной деятельности, как правило, своей группы, чтобы становиться общественно-значимыми.
Подросток активно учится строить свое общение в самых различных коллективах с учетом принятых там норм взаимоотношений.
Таким образом, новые условия в непосредственной деятельности повсеместно предъявляют повышенные требования к младших подростковому интеллекту и, соответственно, поведению младших подростков.
Постепенно изменяется характер всех познавательных интересов учащегося.
При положительном развитии ученика, возникает интерес к школьным предметам, активизируется конкретный интерес к их содержанию.
Центральным новообразованием становиться абстрактное мышление, которое также влияет на жизнедеятельность подростка, наряду с растущим самопознанием, а также половой идентификацией, постепенной переоценкой ценностей, и формированием автономной морали.
Параллельно у младших подростков продолжает активно развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Общие мыслительные операции становятся постепенно формальнологическими, то есть на основе общих посылок учащийся строит гипотезы, а затем проверяет их.
Таким образом, развиваются такие операции классификации, аналогии, обобщения. Именно в это время проявляется значительный всплеск рефлексивного характера мышления, то есть учащиеся анализируют различные операции, которые они уже производят, и различают разные способы в решении задач.
Особенности формирующегося теоретико - рефлексивного мышления позволяют подросткам непосредственно анализировать различные абстрактные идеи, а также искать ошибки и различные логические противоречия в суждениях.
Таким образом, подросток приобретает уже непосредственно взрослую логику мышления, у него происходит интеллектуализация восприятия и памяти, а этот процесс, в значительной мере, зависит от постоянно усложняющегося в средних классах обучения.
Центральным новообразованием в этом возрасте становиться произвольность, которая развивается наряду с внутренним планом действий и рефлексией.
Таким образом, научные понятия в процессе усвоения проходят путь развития от обобщения к конкретным объектам, или от общего к частному.
Овладение подростком в обучении уже системой научных понятий дает непосредственную возможность говорить о развитии основ понятийного мышления.
Таким образом, одной из главных характеристик в младших подростковом возрасте является усложнение обучения ребенка в общеобразовательных учреждениях. Одновременно с усложнившимся процессом познания ребенок все больше входит в социальную жизнь. У подростка появляются новые обязанности и сектора ответственности.
В это же время происходит окончательное завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» форму жизнедеятельности, в зависимости от его пола. Более этого, в стремлении к самореализации, ребенок стремиться показывать успехи в конкретном виде своей деятельности, высказывать свои мысли о будущей профессии и т.д.4
Вместе с этим в младших подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов.
У подростка начинается активное формирование личности, в результате чего и происходит коренное изменение интересов, которые становятся более дифференцированными, и при этом, стойкими, а учебные интересы уже не имеют такого первостепенного значения, как это было раньше. Ребенок, таким образом, начинает активно ориентироваться уже на «взрослую» жизнь.
Важной характеристикой является формирование полноценных дружеских отношений на фоне повышения активности в социальном взаимодействии.
Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста