Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
Благодаря более устойчивым межличностным отношениям с ровесниками несколько снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами.5
В межличностных отношениях наблюдается половой диморфизм. Так, в дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие.
Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения.
Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития младших подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся.
Наблюдаются изменения и в когнитивно-познавательной сфере подростка. Так, в младших подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления. В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне.
Эта деятельность включает: классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем. С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы.6
У младших подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления.
Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время как переход к стадии формальных операций у разных младших подростков происходит в различные сроки).
Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях.
После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.
В силу развивающегося чувства взрослости подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды и суждения.
Это способствует развитию критического мышления. Но часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин. Проявляется так называемое критиканство. В таких случаях подросток находит ошибки в суждениях учителя и даже в тексте учебника.
Мышление младших подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным.
Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты. Экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем. Подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор. Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.7
В младших подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это необходимое условие успешности усвоения учебного материала, в том числе наглядного: чертежей, схем, рисунков, моделей в целях их содержательного анализа.
В младших подростковом возрасте улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; увеличивается объем материала хранения в памяти; улучшается продуктивность памяти.
Для младших подростков наиболее значимыми являются семь базовых потребностей:
- быть отличным от других;
- потребность в развитии и самоопределении;
- в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- в физической активности;
- в компетентности и успешности;
- в стабильности;
- потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами.8
Часто неудовлетворение представленных потребностей, а также чувство неудовлетворенности приводит к состоянию фрустрации личности, а также к проявлению различных форм психологической защиты личности.
Формирование чувства личной идентичности – одно из важных новообразований у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.
В поисках своей идентичности подросток стремиться эмансипироваться от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:
1. эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые у него образовались в раннем детстве;
2. формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, способность самостоятельно принимать решения;
3. поведенческую автономию,
которая проявляется в
Новообразования подросткового возраста:
Чувство взрослости – стремление подростка быть взрослым и независимым, с одной стороны приобретая необходимые знания, умения и навыки, с другой стороны стать взрослым в результате борьбы за это;
Сознательная регуляция своих поступков;
Умение учитывать чувства, интересы других людей;
Способность ориентироваться в своем поведении.10
Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения.
В младшем младших подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. То же относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-младших подростковые формы поведения».
К формам поведения (реакциям), свойственным, главным образов детям, относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации гиперкомпенсации.
К типично младших подростковым реакциям относятся - реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также делинквентность, бродяжничество суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.
В начале подросткового возраста могут быть изменения в группе популярных ребят:
Во-первых, исчезновение прежних авторитетов и появление новых.
Во-вторых, несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных младших подростков.11
Стержнем кодекса товарищества младших подростков являются основные требования – уважение личности и человеческого достоинства. В развитии личности и социально-моральной взрослости подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и другом. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением.12
Их привлекают товарищеские качества, знания, умелость, смелость, взрослость внешнего вида, самостоятельность. Широким фронтом идет поиск близкого друга.
Сближают ребят: сходство в интересах и в любимых занятиях, привлекательность разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка. Подростки учатся работать вместе.
Отношения между мальчиками и девочками в младших подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки значение внешней привлекательности для женщины переоценивают. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит на два года позже.13
Вначале интерес к другому полу у мальчиков проявляется своеобразно; они дотрагиваются до девочек, дергают их за косички. Девочки на это серьезно обижаются. Затем у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность.
Большое место в общении с товарищами занимают разговоры. Обсуждаются события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения.14
Затрагиваются сугубо личные и интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Настоящая дружба возникает не сразу, так как очень высокие к ней требования. И взаимная привлекательность, и понимание, и чуткость, и отзывчивость, и сопереживание, и умение хранить тайну. Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка.
Таким образом, главной и отличительной социальной чертой подросткового возраста является его коммуникативная направленность, и потребность в эмоциональном контакте на самых разных уровнях. Поэтому только в ситуации гармоничного развития коммуникационных связей возможно эффективное воспитательное воздействие на подростка.
В 30-50-е годы XX века Г. Селье разработал биологическую, или, как ее еще называют, физиологическую, теорию стресса, основное положение которой гласит, что стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.15 Стресс, сказывающийся положительно на активности организма, был назван Г. Селье эустрессом. Избыточно сильные воздействия и требования ситуации могут сопровождаться возникновением дистресса, ухудшающего состояние и поведение человека. Биологический стресс выступает как природный защитный механизм, стереотипная реакция организма человека на любой тип воздействий. При этом в организме происходят такие изменения, как учащение сердечных сокращений, повышение кровяного давления, усиление кровообращения, активация симпатоадреналовой системы, угнетение иммунной системы, углубление, учащение дыхания, напряжение мышц, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы желудочно-кишечного тракта, преобладание процессов метаболизма и т. д.
В биологической адаптации, то есть в приспособлении к стрессу, можно выделить три стадии:
В настоящее время под стрессом понимается состояние, вызванное чрезмерно сильным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Стресс может вызываться стрессовыми ситуациями, к которым относятся все сильные физические и нервно-психические нагрузки, в том числе чрезвычайно тяжелая работа, охлаждение и перегрев, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, гипогликемия, заболевания, операции, раны, шумовое воздействие, внезапный испуг, беспокойство, боль и гнев.
Установлено, что многие повреждающие эффекты сверхсильного воздействия обусловлены не самим стрессором, а реакцией человека на него.16 Стресс – сложное функциональное состояние организма, характеризующееся сдвигами в деятельности нейрофизиологических систем всех уровней: от психических процессов до гормоносекреции.
Состояние стресса, возникающее в экспериментальных условиях у некоторых людей, выражается в дезорганизации интеллектуальных процессов и поведения. Исследование природы стрессовых состояний показало, что стрессовое состояние может наступить в результате различных отрицательных воздействий: при неблагоприятных социальных условиях и отношениях (положение в обществе и рабочем коллективе), при травмирующем эмоциональном или психическом воздействии (потеря близкого человека, обида, унижение, ссора), при болевом воздействии или угрозе его (оперативное вмешательство, болевое наказание), в ситуации повышенной моральной или материальной ответственности (аварии на производстве, управление транспортом и т. д.).17 К особому виду стресса относится состояние, возникающее в непривычных для человека условиях, например в условиях перегрузки, в невесомости, сенсорной изоляции.
Огромное количество причин, вызывающих стресс, обусловливается многообразием конкретных форм его проявления.
Понятие об эмоциональном стрессе вводит Р. Лазарус.18 По его мнению, эмоциональный стресс связан с активизацией познавательной деятельности, посредством которой человек определяет для себя степень угрозы и сопоставляет возникающие трудности с собственными возможностями их преодоления.
Как считает Китаев-Смык, термин «эмоциональный стресс» породил разночтение обозначенных им явлений.19 В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические симптомы, порожденные телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе.
Термин «эмоциональный стресс» претерпел в научной литературе ряд трансформаций, сходных с теми, которым подвергался и термин «стресс». Первоначально под эмоциональным стрессом понималась ситуация, порождающая сильные эмоции. Концепция стресса ввиду своей направленности на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекла внимание специалистов по разработке режимов жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
Будучи увлеченными изучением исключительно неблагоприятных для организма проявлений стресса, они обозначали этим термином те адаптационные эмоциональные реакции, которыми сопровождались вредные для организма физиологические и психофизиологические изменения.20 Соответственно, под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.
Когда же накопились сведения о существовании большого круга физиологических и психических реакций, сходных при отрицательных и положительных эмоциональных переживаниях, то есть о том, что неспецифичность проявлений собственно стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями, под «эмоциональным стрессом» стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.21 Психологический стресс принадлежит к тем психологическим явлениям, которые называют психическими состояниями и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, происходящих в психике человека в данный момент или за определенный отрезок времени.22
Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста