Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
В ходе исследования был проведен опрос на базе личностного опросника К.Томаса, целью которого было выявление причин межличностного конфликта девочек подросткового возраста. Всего было обследовано 20 человек, из них: 10 человек - девочки, учащиеся 8-9 классов, 10 человек - мальчики, учащиеся 8-9 классов.
Гипотеза исследования: Межличностные конфликты среди подростков вызваны не только социальными ситуациями, но и личностными особенностями. Они могут выступать в качестве психологических детерминант, способствующих повышенному уровню конфликтности.
По результатам данных опроса среди участников учебно-воспитательного процесса, по поводу причин возникновения межличностного конфликта, мы выявили ряд особенностей, было установлено:
- межличностный конфликт у подростков, , в системе отношений больше возникает с учителем;
- девочки- подростки, в большей степени являются инициаторами данных конфликтов;
- причиной конфликта у девочек - подростков служит «неуважительное отношение к личности» - по мнению учителей 40%, по мнению мальчиков - 32%, по мнению девочек-21%.
Также на данном этапе исследования при проведении анкетирования, с целью уточнения понимания сущности межличностного конфликта девочками- подростками (авторская анкета) было установлено:
- понимание конфликта в подростковой среде носит негативный, эмоциональный характер. Конфликт не рассматривается как регулятор и источник развития межличностных отношений, скорее он определяется как способ самоутверждения в системе межличностных отношений. Не в одной из характеристик конфликтующей девочки- подростка нет положительного эмоционального отношения к конфликту.
- так, подростки ассоциируют понятие «конфликт»- с понятием «ссора»(64%). По определению девочек- подростков «ссора» - это враждебное отношение, проявляющееся в таких действиях, как оскорбление, клевета; применение физической силы (пощечина, удар, драка), связанное с ярким эмоциональным проявлением (гнев, агрессия, раздражение, обида).
- основным фактором межличностного конфликта подростков в нашем исследовании выступает – личностный фактор (65%) , зона конфликтности составляет 47%.
Причем чаще всего это связанно с определенным набором эмоциональных качеств личности:
- раздражительность, агрессивность, упрямство, обидчивость, гнев, плаксивость и т. д.;
- личное безответственное
- в межличностном конфликте подростки чувствуют себя достаточно уверенно (47%). Как правило, эта уверенность, проявляется убежденностью в своей правоте;
- подростки при разрешении конфликта берут пример с социально- значимых для них лиц (друзья, сверстники -53%), а за помощью чаще всего обращаются к родителям, родным (старший брат, сестра), которые могут выступать в роли друзей (50%).
По тесту Томас К. были получены следующие данные:
Результаты теста Томаса К. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Выбор стиля поведения в конфликте (в %) экспериментальная группа (до тренинга)
Стили |
Редко выбираемый стиль (0-3) |
Умеренный стиль (4-9) |
Ярко- выраженный стиль (10-12) |
Соперничество |
22% |
56% |
22 % |
Сотрудничество |
13 % |
83% |
4% |
Компромисс |
3 % |
84 % |
13 % |
Приспособление |
30 % |
67 % |
3 % |
Избегание |
17 % |
81 % |
2 % |
Анализируя данные, было установлено:
- одним из самых ярко выраженных стилей в разрешении конфликта используется – стиль соперничество(22%) , компромисс-(13%);
- в умеренном стиле - выбирают такие стратегии реагирования как компромисс -84%, сотрудничество- 83%, избегание -81%.
Таблица 2. Выбор стиля поведения в конфликте (в %) контрольная группа.
Стили |
Редко выбираемый стиль (0-3) |
Умеренный стиль (4-9) |
Ярко- выраженный стиль (10-12) |
Соперничество |
0 % |
96 % |
4 % |
Сотрудничество |
0 % |
100 % |
0 % |
Компромисс |
4 % |
88 % |
8 % |
Приспособление |
44 % |
52 % |
4 % |
Избегание |
16 % |
68 % |
16 % |
Установлено:
- ярко выраженный стиль при
разрешении конфликтных ситуаци
- при умеренном стиле – девочки- подростки контрольной группы используют стили сотрудничество(100%), соперничество (96%), избегание (88%).
У подростков с ведущей детерминантой – «Эмоциональный самоконтроль» складывается следующий «портрет конфликтной сверстницы» - это девочка, которая предпочитает действовать в ситуации межличностного конфликта планомерно, упорядоченно, упорно преодолевает препятствия, идет к намеченной цели до конца, не разбрасывается и не растрачивает себя эмоционально по пустякам.
Хорошо осознает социальные требования, старается их выполнять, заботится о впечатлении, которое производит своим поведением, о своей общественной репутации. Часто становятся лидерами в ситуации соперничества, способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Не действует демонстративно-вызывающе, яркая доминантность в поведении не проявляется.
При ведущей детерминанте - «Доминирование во взаимодействии» складывается портрет «конфликтной сверстницы», которая предпочитает в межличностном конфликте вести себя независимо, реалистично; придерживается своей точки зрения в решении спорных вопросов, и никакие доводы и убеждения не могут изменить собственную точку зрения, ей свойственна черствость, иногда доходящая до проявления цинизма, не считает нужным менять свое поведение.
В большинстве случаев опирается на логику, практическую очевидность, больше доверяет рассудку, чем интуиции. Уверенна в своих силах, успехах и возможностях, способна агрессивно отстаивать лидерскую позицию, склонна доминировать, командовать, контролировать.
При ведущей третьей детерминанте «Бескомпромиссный индивидуализм» - можно составить следующий портрет «конфликтной сверстницы» - это девочка, которая в ситуации межличностного конфликта ведёт себя самоуверенно, мужественно, опирается на реалистичность собственных суждений, демонстративное поведение на публике, при котором возможно проявление суровости, жесткости в высказываниях, черствости по отношению к окружающим. Может бескомпромиссно отстаивать свою точку зрения, долго помнит несправедливое обращение и обиды.
На Рисунке 1. отображены результаты тестирования. Из диаграммы видно, что в условиях соревновательного процесса перед учащимися стоит задача достижения эффективного результата. Спорт отличается тем, что большую часть времени учащийся должен понимать, какие нужно совершать действия, чтобы добиться конкретного результата.
Рисунок 1. Наиболее выбираемые поведенческие стратегии
При достижении эффективного результата испытуемые формируют своеобразный план действий, обозначают различные способы достижения поставленных задач, затем они шаг за шагом проигрывают в голове возможные последствия и лишь затем начинают реализовывать собственно намеченный план.
Таким образом, у данной группы респондентов выстраивается очень четкая структура с последовательностью, совершаемых действий, что в условиях соревнования необходимо.
Достижение высоких результатов невозможно без веры в свои силы и потенциальные возможности. В тех случаях, где поражение неизбежно или цель не достигнута, эти испытуемые склонны обращаться к успехам и результатам, которые они достигли ранее, что позволяет не заострять внимание на неудачах, преодолевать травмирующую ситуацию и ставить перед собой новые цели.
Необходимо отметить, что огромную роль непосредственно играют эмоции, которые зачастую выступают в форме психологической защиты, когда невозможно разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, то есть уйти от поражения в реальности, так как учащиеся переживают все, прежде всего, на эмоциональном уровне, поэтому стараются они стараются относится к случившемуся с оптимизмом, что позволяет справиться с поражением.
На Рисунке 2. отображены результаты, которые были получены для учащихся в этой связи.
Рисунок 2. – Наиболее выбираемые поведенческие стратегии у школьников.
Для учащихся школы ведущей, безусловно, является учебная деятельность, так как их будущее в ближайшей и отдаленной перспективе напрямую связано только с образованием, с успешным окончанием школы, и поступлением в ВУЗ, и выбором профессии.
Возможно, выбор стратегии поведения у них связан с тем, что для этих испытуемых необходимо сделать серьезный выбор, который важно предварительно продумать, взвесив все «за» и «против».
Предстоящие экзамены усиливают переживания связанные с успешной/неуспешной сдачей экзаменов. В связи с этим школьники в процессе переживаний «готовятся» к тому, что не смогут сдать экзамены, прокручивая данную ситуацию у себя в голове.
Теперь, когда определены основные отличия в мотивации поведения двух группу учащихся, рассмотрим те ценности, которые выделили обе группы испытуемых.
На рисунке 3 представлены ценности, которые были выделены учащимися, чаще всего называли ценности: престиж, семья, образование и эффективные достижения. Ценности, которые вообще не назвали учащиеся: ценность уюта, статус, знания, свобода, духовные ценности.
Рисунок 3. – Ценности, выделенные учащимися
Учащиеся выделили ярко ценность семьи, что связано с тем, что родные в их жизни играют значительную роль. Учащиеся выделили престиж, так как быть престижным значит быть значимым и авторитетным.
На рисунке 4 представлены ценности, которые были выделены учащимися. Чаще всего они называли ценность семьи и престижа.
Ценности, которые не назвались школьниками или назывались редко это карьера, успех, мобильность, долг, самореализация, эффективные достижения, удовольствие, честь, радость, развитие, любвь, экстрим, боль и мир.
Следует сказать, что небольшой процент учащихся среди ценностей выделил образование. Это связано с экзаменами и в связи с этим общим увеличением учебной нагрузки, что негативно в данном случае влияет на отношение испытуемых к учебе.
Что касается престижа, то участники исследования выделяют его как ценность в тесно связи с условиями, которые диктует время. Быть престижным значит быть значимым, авторитетным.
Испытуемым важно быть лидерами, что может быть это связано со сферой образования, так как испытуемые это ученики и скоро сдавать различные экзамены, где придется доказывать, что ты лучший.
Рисунок 4. – Ценности, выделенные учащимися
Родители относятся к испытуемым с большим доверием в этот период, и уже начинают воспринимать их не как детей, а как взрослых, поэтому, школьники примеряют на себя новую важную роль в семейных отношениях, где им позволено непосредственно принимать решения, которые принимаются практически наравне со старшими родственниками.
Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста