Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
По мнению А.М. Столяренко, нельзя сводить психологический стресс только лишь к эмоциональной реакции. Эмоция – лишь одна из характеристик психической деятельности, носящей всегда целостный характер и включающей мотивационные, познавательные, волевые и психомоторные компоненты. Отсюда следует, что термины «эмоциональный стресс» и «психологический стресс» не совсем корректно отождествлять друг с другом, понимая, что психологический стресс – это системная психологическая реакция на ситуацию.23
Психологический стресс значительно больше, чем биологический, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, а его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль.24
По мнению Л.А. Китаева-Смык, можно выделить три типа отношения человека к самому себе при стрессе. Первый тип – отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, оно усиливает дистресс. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с отношением к себе как к «ценности», доверенной себе же.
Такой тип характерен для опытных испытуемых, работающих в экстремальных условиях, для спортсменов высокого класса, для опытных летчиков-испытателей и т. п. Подобного рода отношение к себе можно обнаружить также у людей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства. Второй тип отношения к себе при стрессе более свойствен лицам зрелого возраста.
Третий тип сочетает два первых типа отношений к себе с сопоставлением проявлений стресса у себя и у других людей, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Оно может быть у лиц, изучающих стресс, в том числе на себе, у ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней.
При этом, как правило, возрастает роль ответственности за себя, что снижает значение представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. Если же социальная ответственность субъекта мала, то вид страдания окружающих людей или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления.25
Интерес к проблеме адаптации человека к критическим факторам среды возрос в связи с ростом количества так называемых болезней стресса.26
В патопсихологии давно известен тот факт, что определенные психологические состояния могут оказывать влияние на физическое самочувствие человека.
Однако в последние годы взгляды на взаимосвязь между психологическим стрессом и соматическими заболеваниями были существенно пересмотрены.
Прежде всего, в настоящее время такая взаимосвязь представляется гораздо более тесной, чем раньше. Если несколько десятилетий назад считалось, что течение только некоторых заболеваний (бронхиальная астма, язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, мигрень и т. д.) подвержено значительному влиянию психологических факторов, то в настоящее время почти все соматические болезни, начиная от обычной простуды и заканчивая раком, считаются до известной степени «психосоматическими». При экспериментальных исследованиях больных в клиниках было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.27
Сегодня роль стресса в соматической патологии представляется не только более широкой, но и более сложной. Исследователи считают, что даже если заболевание вызвано чисто физическими факторами, оно, в свою очередь, служит источником эмоционального стресса. Так, у трети пациентов, обращающихся к врачу общей практики, отмечаются симптомы депрессии, и примерно 20% госпитализированных больных можно поставить диагноз депрессивного невроза. Вне всякого сомнения, эмоциональные факторы могут, в свою очередь, оказывать влияние на течение болезни, ее тяжесть и исход, что означает неразрывность изучения соматической патологии и психологических факторов.
Таким образом, психологический стресс – особое психическое состояние, характеризующееся неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.
Психологический стресс не может быть идентичен физиологическому, поскольку обладает своими психологическими особенностями, он может возникать самостоятельно, а также инициировать и изменять биологический стресс.
Повседневная жизнь современного человека чрезвычайно наполнена самыми разнообразными ситуациями. Безусловно, каждая из таких ситуаций воспринимается человеком эмоционально. В результате у индивида формируется актуальное эмоциональное состояние. Таким образом, совершенно необходимым сегодня является изучение эмоционального восприятия человека как одного из основных вопросов психологии.
Это связано, с тем, что современная жизнь человека значительно переполнена различными повседневными стрессами и у социума возникает объективная необходимость преодоления и борьбы с ними. Понятие эмоционального восприятия разрабатывается достаточно давно, однако до сих пор не существует его однозначного определения. Сегодня исследователи, при рассмотрении эмоционального восприятия, вкладывают в него свой особенный смысл.
Так, в частности, еще Адлер А., который занимался разработкой проблем индивидуального стиля эмоциональных переживаний трактовал их в этом аспекте, или Мерлин В., ставил вопрос о существовании индивидуального эмоционального стиля. При всей неоднозначности подходов, все они имеют самое непосредственное отношение к эмоциональному восприятию индивида.28
Эмоциональное восприятие ситуации является сложным психологическим явлением, которое характеризует сиюминутное отражение у индивида окружающего мира. Однако очень важно также учитывать и то, что эмоциональное восприятие человека является весьма устойчивым образованием. Восприятие зависит как от особенностей строения, а также функционирования органов чувств, так и от определенных личностных особенностей, а также черт характера и темперамента, мировоззрения человека, его моральных ценностей и психологических установок.
Если говорить об эмоциональном восприятии как составном явлении, то нужно отметить, что оно включает в себя сразу две равнозначные ступени:
Во-первых, это формирование эмоционального образа.
Во-вторых, это возникновение актуального эмоционального состояния.
Две данные ступени невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как одно неизменно влечет за собой появление другого.
Эмоциональный образ индивида представляет собой некое отражение смыслового содержания сложившейся ситуации, которое сформировалось в результате определенного эмоционального восприятия, а также оценки данной ситуации. Затем уже полностью сформированный данный эмоциональный образ вызывает за собой появление некоего определенного актуального эмоционального состояния, которое характерно для данной ситуации.
Таким образом, актуальное эмоциональное состояние – это своеобразный ответ человека на определенную ситуацию в процессе ее эмоционального восприятия.
Формирование эмоционального образа является опосредующим звеном в этой цепи. Нужно отметить, что у любого индивида актуальное эмоциональное состояние всегда представляет собой определенный результат постоянного процесса эмоционального восприятия.
Иными словами, актуальное эмоциональное состояние представляет собой образование, которое обязательно несет в себе некий компонент устойчивого индивидуального эмоционального реагирования и одновременно обладает только сиюминутным воздействием на определенную деятельность человека.29
Таким образом, актуальное эмоциональное состояние – это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием внешних (ситуация и деятельность) и внутренних (настроение и эмоциональная устойчивость) факторов и характеризует отношение индивида к конкретной ситуации и условиям среды.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать определение эмоционального восприятия.
Эмоциональное восприятие – это целостное психическое отражение различных событий и ситуаций, представляющих для индивида определенную значимость, связанное с формированием эмоциональных образов этих ситуаций, которые провоцируют у него (индивида) появление конкретного актуального эмоционального состояния. Вообще если говорить об эмоциональном восприятии, то можно сравнить его с «индивидуальным эмоциональным стилем».30
Это связано с тем, что как уже было рассмотрено ранее эмоциональное восприятие, так же как и «индивидуальный эмоциональный стиль», понятие двоякое. С одной стороны эмоциональное восприятие – сиюминутное явление, а с другой – оно обусловлено личностными особенностями конкретного человека.
Человек переживает те или иные события, ситуации, применяя эмоциональные средства и способы как в связи со свойствами собственной индивидуальности, так и в зависимости от объективных условий - именно так можно описать двойственную природу эмоционального восприятия.
Учитывая сказанное, стрессогенной мы называем такую ситуацию, при которой удовлетворение какой-либо отрицательной потребности становится, не смотря на все усилия человека, регулярным и бесконечным. В целом, стрессогенная ситуация представляет собой еще и хорошо знакомую психологам проблемную ситуацию, субъективно, а иногда и объективно, безвыходную.
На поиск выхода из этой проблемной ситуации, то есть на ее решение, выделяется энергия, которая, в связи с заведомой субъективной безвыходностью, накапливается. Накапливающаяся энергия, как опасная для человека, блокируется от несанкционированной «Я» разрядки его энергией сдерживания. Рост энергии, накапливаемой для разрешения проблемной ситуации, усиливает конфликт этих двух энергий, растет энергетическое (эмоциональное) напряжение. Образно это можно сравнить с ростом давления внутри парового котла, грозящего неминуемым взрывом.
Именно с роста эмоционального напряжения и начинается стресс. К сожалению, в литературе по стрессу эмоциональное напряжение часто путают с эмоциональным возбуждением. Напомним, что эмоциональное возбуждение - это резкое увеличение производства энергии в ситуации, когда обычная деятельность меняется на более энергопотребляемую. Человек в состоянии эмоционального возбуждения обычно чувствует себя более сильным, могущественным, а поэтому к этому состоянию он часто стремится. Эмоциональное же напряжение - это также резкое увеличение производства энергии, но в проблемной ситуации, когда потребление энергии практически не меняется.
Человек в ней хоть и ищет выход, но не находит его, и не видит объект приложения своей энергии. Лишняя энергия затрудняет внутреннюю регуляцию поведения, грозит возросшей вероятностью совершения нерационального, вредного для личности, действия. Поэтому эмоциональное напряжение человек оценивает как невыносимое состояние, которое необходимо прекратить. Прекратить любой ценой. И чем быстрее, тем лучше.
С точки зрения психогенеза, к таким ситуациям можно отнести:
1. Ситуация и переживания, специфичные для конкретного индивида, затрагивающие особо значимые отношения личности. Здесь имеет место специфичность стрессогенной ситуации и патогенных переживаний.
2. Внутренний конфликт, вытекающий
из противоречивых отношений, их
несовместимости и
3. Невозможность конструктивного решения конфликта в силу нарушения значимых отношений личности.
4. Аффективная переработка
В современных условиях, частой причиной стрессогенных ситуаций являются реакции на инновационный характер изменений в окружающем мире, происходящих на высокой скорости. Реакции на острый стресс, возникающих в условиях инновационных воздействий отличаются тем, что они включают расстройства, которые определяются не только на основе симптоматологии и течения, но и на основании наличия одного из причинных факторов.
Основными неблагоприятными факторами, которые способствуют развитию профессионального стресса у спасателей, являются высокий уровень ответственности, работа в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, очень напряженный и «рваный» темп деятельности, большой поток информации, различные физические и психические перегрузки, нарушение режимы сна – бодрствования и т.д. Также существуют еще факторы, которые связаны с коммуникацией как внутри коллектива, так и за его пределами (это уровень психологической совместимости, степень доверия, эмоциональная устойчивость и т.д.)
Причиной профессионального стресса может стать и внутриличностный конфликт, состояние здоровья специалиста, уровень его профессиональной компетентности, а также степень эмоционального выгорания и личностной деформации. Кризисная ситуация – это тяжелый психологический стресс, который может вызвать синдром профессионального выгорания и ПТСР. Данные состояния откладывает отпечаток на все структурные элементы личности, однако наиболее подвержены негативному влиянию ценности и убеждения человека, которые образуют смысловую структуру личности.
Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста