Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности стрессоустойчивого поведения старшеклассников (К_).doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

На основе анализа результатов можно отметить, что стратегии поведения, которые были выбраны респондентами, сильно не отличаются друг от друга.

Обе группы испытуемых склонны планировать свои действия, и лишь затем претворять их в жизнь, обоим группам свойственна эмоциональность в поведении. Ценности так же принципиально не отличаются, так как учащиеся и учащиеся выделили для себя такие ценности как престиж и семья, при этом учащиеся добавили к ним еще две, это ценность образования и ценность достижений, причем ценность достижений характерна только, в связи со рода деятельности.

Таким образом, уровень ценностной ориентации влияет на стрессоустойчивость старшеклассников в конфликтной ситуации. В частности, те старшеклассники, которые отличаются уровнем ценностей ориентированных образование и семью отличаются более устойчивым поведением в конфликтной ситуации, так как ориентированы на успех от действий в коллективе и не склонны к эскалации конфликтов.

Учащиеся, которые в вопросах ценностей ориентированы больше на себя, удовлетворение личных интересов и комфорта склонны с созданию конфликтных ситуаций с целью удовлетворения сиюминутных потребностей так как они в ходе своих действий не соотносят личные требования с вопросами, которые требуют коллективного решения, что, как правило, ведет к конфликту личных и коллективных интересов.

Достижение высоких результатов невозможно без веры в свои силы и потенциальные возможности. В тех случаях, где поражение неизбежно или цель не достигнута, эти испытуемые склонны создавать конфликтую ситуацию, а не обращаться к успехам и результатам, которые они достигли ранее, что позволило бы не заострять внимание на неудачах, и преодолеть травмирующую ситуацию и ставить перед собой новые цели.

Таким образом, в старших классах для минимизации конфликтных ситуаций и повышения стрессоустойчивости старшеклассников, особенно в период подготовки к экзаменам очень важно обращать внимание на то, чтобы выяснить ценностные ориентации подростков и провести коррекцию их поведения путем информирования о том, какие пути существуют для решения, создавшихся у них внутренних противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Особенности деятельности подростков в значительной мере связаны с когнитивным развитием ребенка, что отражается в первую очередь на его деятельности и внимании. Причины изменений мыслительной и поведенческой деятельности подростка состоят непосредственно в противоречивости этого возрастного периода.

В основном эти изменения связаны, как правило, с новыми интересами, острыми переживаниями и, становящейся хронической эмоциональной нестабильностью, которая все чаще проявляется в импульсивности подростка, а иногда и в его агрессивности.  Умственная деятельность в этом возрасте, также как и поведение подростка в значительной степени зависит от общего состояния его меняющейся мотивационной сферы.

Дело в том, что подросток внимателен лишь в отношении только того, что связано с его непосредственными и актуальными потребностями, а также переживаниями. В этом возрасте у учащихся наблюдается общее и значительное развитие всего объема внимания, повышение его устойчивости, а также развитие способностей к резкому переключению и перераспределению внимания.

Параллельно у подростков отмечается некоторое ухудшение результатов в их учебной деятельности и поведения, рост конфликтности.  Дело в том, что это происходит из-за того, что умственные способности у подростка по сравнению с предыдущим периодом, приобретают совершенно новое качество, они выстраиваются опосредованно.

Такое явление происходит по причине развития понятийного, языково-логического, а также абстрактного мышления.  Таким образом, подросток уже может оперировать сложными понятиями, он может рассуждать о различных свойствах и качестве предметов, способен выдвигать гипотезы, изъявляет желание планировать свою исследовательскую деятельность и уже способен усваивать значительные массивы информации.

 

Список литературы

 

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
  3. Аверин В.А. Психология учащихся и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001
  5. Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства – М.: Мир, 1996.
  6. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004.
  7. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
  8. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
  9. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 1983.
  10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.
  11. Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина , 1981.  Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1975.
  12. Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. – Л.: Наука, 1978.
  13. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.
  14. Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития: учеб. пособие. - СПб.:Питер,2010.- 940с.
  15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2006.
  16. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1991.
  17. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192
  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник.- М.,2009.- 442с.
  19. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
  20. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1979.
  21. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002.
  22. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1975.
  23. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - м.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
  24. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. – С. 98.
  25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2009.-349

1 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 89

2 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 91

3 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

4 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

5 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

6 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

7 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29

8 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29

9 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

10 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

11 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33

12 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29

13 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29

14 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29

15 Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1979.

16 Николаева Е.И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЭР СЭ; Логос, 2003.

17 Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства – М.: Мир, 1996.

18 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.

19 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – С. 20.

20 Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина , 1981.  Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1975.

21 Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. – М.: Наука, 1978.

22 Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. – С. 75.

23 Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. – С. 75.

24 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – С. 37-38.

25 Там же.

26 Там же. – С. 2.

27 Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.

28 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11

29 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11

30 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11

31 Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 137

 


 



Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста