Психологические основы юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50

Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет

Кафедра «психология»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По психологии

Психологические основы юношеского возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

к.психол. наук, доцент Лобач И.И.

          Исполнитель:

Студентка 2 курса, гр.109330 Тарабуева д.С.

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

         
Реферат

Объём курсовой работы составляет 53 листов печатного текста. Использовано 10 литературных источников.

Ключевые слова: самосознание, самоопределение, мировоззрение, мораль, мышление (теоретическое, абстрактно-логическое), внимание, типы эмоциональной направленности, типы ценностно-временной структуры.

Цель данной работы:  изучить все аспекты развития и становления человека в юношеском возрасте, а так же исследовать особенности этого возраста.

Объектом исследования являются  студенты Бобруйского Государственного Аграрно-Экономического Колледжа.

Данную работу можно  применить при изучении особенностей юношеского возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5

1.  Психологические основы юношеского  возраста…………………………..8

1.1 Анатомо-физиологические основы  юношеского возраста……………….8

1.2 Новообразования в юношеском  возрасте………………………………….9

1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9

1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9

1.2.3 Потребность в смысле  жизни……………………………………………10

1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11

1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12

2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15

2.1 Развитие мышления  в юношеском возрасте……………………………...15

2.2 Развитие внимания  в юношеском возрасте……………………………….17

3. Развитие эмоций  в юношеском возрасте…………………………………...19

3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20

3.2 Эмоциональные направленности  в юношеском возрасте………………..21

3.3 Формирование и развитие  морали в ранней юности……………………..27

4. Формирование юношеской  субкультуры…………………………………..30

4.1 Динамика отношений  в юности с родителями…………………………...34

5. Мотивация учебной  деятельности………………………………………….36

5.1 Профессиональное самоопределение   в юности…………………………37

6. Методика исследования……………………………………………………..40

7.Анализ результатов  исследования…………………………………………..50

 

Заключение……………………………………………………………………..51

Список использованных источников…………………………………………53

 

Введение

 

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и  развития человека, лежащий между  детством и взрослостью. Но каковы хронологические  границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень  от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет.

Хронологический возраст, а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п.

Возраст служит критерием  занятия или оставления тех или  иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например

временем, необходимым  для получения образования, без  которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних  случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

Новое время принесло важные социальные и психологические  сдвиги. Физическое, в частности  половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы  юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в  которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше, сидят за школьными партами разного размера. Отсюда — удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.

          В Новое время возможности индивидуального выбора — профессии, жены, образа жизни — значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого прогресса — усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выяснится, подходит она человеку или нет.

В общем виде можно  сказать, что чем выше темп исторического  развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу  времени, тем заметнее различия между  поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Наконец, в наши дни  темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

 Не только молодежь  учится у старших, как было  всегда, но и старшие во все  большей степени прислушиваются  к мнению молодежи. Раньше старший  мог сказать юноше: «Ты должен  слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен».

Каждое поколение стоит  на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. То, что кажется старшим юношеской инфантильностью, иногда свидетельствует как раз о высокой социальной приспособленности.

 

                      1. Психологические основы юношеского возраста

1.1Анатомо-физиологические  основы юношеского возраста

 

Юношеский возраст характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.

Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.

Костная система заканчивает  формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.

К 18 годам продолжает снижаться ЧСС (Частота сердечных сокращений): в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.

У юношей значительно  возрастает роль коры головного мозга  в регуляции деятельности всех органов  и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

 

1.2 Новообразования в юношеском возрасте

1.2.1 Самосознание

 

Самосознание  в юношеском  возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется  обобщенная самооценка  личности. К этому времени  складываются  представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых  проявляются психологические особенности мужчин и женщин.

В юношеском  возрасте складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение  к себе.

 

1.2.2 Нравственное самоопределение

 

Еще одно новообразование, возникающее  в конце  переходного  периода, Л.И.Божович называла “самоопределением”, т.е. осознание  себя, с субъективной точки зрения, в  качестве  члена общества и в новой общественно значимой  позиции.  Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда  человек стоит перед необходимостью решать  проблему  своего будущего, юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

Можно выявить следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного самоопределения детей раннего юношеского возраста и выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Все три «Я» преемственно  связаны друг с другом и  в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.

2. Наличное «Я» в  большей степени тяготеет к  будущему, чем к прошлому. «Я»  — прошлое представляется совершенно  чуждым, и отношение к нему  неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении.

3. Будущее «Я» оторвано  от настоящего. Все три времени  существования «Я» мыслятся как  совершенно различные. С идеальным  «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не  включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное  «Я» преемственно связаны друг  с другом. Иной полюс, отличный  от них, образует связь между  будущим и идеальным «Я». Обладателей  такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем  выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и  не имеет связи с будущим, не соответствует и идеальному «Я».

 Самоопределение основывается  на уже устойчиво сложившихся  интересах  и стремлениях субъекта, предполагает учет своих  возможностей  и внешних обстоятельств, оно  опирается на формирующееся   мировоззрение юноши и связано с  выбором профессии.

В конце переходного  периода самоопределение характеризуется  не только пониманием  самого себя –  своих  возможностей  и  стремлений, но и пониманием  своего места  в человеческом обществе  и  своего назначения  в жизни.

 

1.2.3 Потребность в смысле жизни

 

Следующее  важное  новообразование юношеского возраста описано отечественными психологами  К.Обуховским и В.Э.Чудновским как  потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

В ходе этих поисков юноша  ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.  Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.

Информация о работе Психологические основы юношеского возраста