Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра «психология»
Курсовая работа
По психологии
Психологические основы юношеского возраста
Руководитель:
к.психол. наук, доцент Лобач И.И.
Исполнитель:
Студентка 2 курса, гр.109330 Тарабуева д.С.
Минск 2011
Реферат
Объём курсовой работы составляет 53 листов печатного текста. Использовано 10 литературных источников.
Ключевые слова: самосознание, самоопределение, мировоззрение, мораль, мышление (теоретическое, абстрактно-логическое), внимание, типы эмоциональной направленности, типы ценностно-временной структуры.
Цель данной работы: изучить все аспекты развития и становления человека в юношеском возрасте, а так же исследовать особенности этого возраста.
Объектом исследования являются студенты Бобруйского Государственного Аграрно-Экономического Колледжа.
Данную работу можно применить при изучении особенностей юношеского возраста.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психологические основы
1.1 Анатомо-физиологические
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание………………………………………………
1.2.2 Нравственное самоопределение……
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план…………………………………………
1.2.5. Становление мировоззрения……………………………………………
2. Развитие психических познавательных
процессов в юношеском возрасте…………………………………………………………
2.1 Развитие мышления
в юношеском возрасте…………………………
2.2 Развитие внимания
в юношеском возрасте…………………………
3. Развитие эмоций
в юношеском возрасте…………………………
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие
морали в ранней юности……………………
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений
в юности с родителями………………………
5. Мотивация учебной
деятельности………………………………………….
5.1 Профессиональное
6. Методика исследования………………………
7.Анализ результатов
исследования…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………53
Введение
Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет.
Хронологический возраст, а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например
временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше, сидят за школьными партами разного размера. Отсюда — удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.
В Новое время возможности индивидуального выбора — профессии, жены, образа жизни — значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого прогресса — усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выяснится, подходит она человеку или нет.
В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.
Наконец, в наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.
Не только молодежь
учится у старших, как было
всегда, но и старшие во все
большей степени
Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. То, что кажется старшим юношеской инфантильностью, иногда свидетельствует как раз о высокой социальной приспособленности.
1. Психологические основы юношеского возраста
1.1Анатомо-физиологические основы юношеского возраста
Юношеский возраст характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.
Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.
Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.
К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.
К 18 годам продолжает снижаться ЧСС (Частота сердечных сокращений): в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.
У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.
1.2 Новообразования в юношеском возрасте
1.2.1 Самосознание
Самосознание в юношеском возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется обобщенная самооценка личности. К этому времени складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин.
В юношеском возрасте складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.
1.2.2 Нравственное самоопределение
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И.Божович называла “самоопределением”, т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего, юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.
Можно выявить следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного самоопределения детей раннего юношеского возраста и выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:
1. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.
2. Наличное «Я» в
большей степени тяготеет к
будущему, чем к прошлому. «Я»
— прошлое представляется
3. Будущее «Я» оторвано
от настоящего. Все три времени
существования «Я» мыслятся
4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.
5. Прошлое и наличное
«Я» преемственно связаны друг
с другом. Иной полюс, отличный
от них, образует связь между
будущим и идеальным «Я».
6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответствует и идеальному «Я».
Самоопределение основывается
на уже устойчиво сложившихся
интересах и стремлениях
В конце переходного
периода самоопределение
1.2.3 Потребность в смысле жизни
Следующее важное новообразование юношеского возраста описано отечественными психологами К.Обуховским и В.Э.Чудновским как потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.
В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.
Информация о работе Психологические основы юношеского возраста