Психологические основы юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50

Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Одним из необходимых  условий для создания интереса у  учащихся к учебной деятельности и содержания учения  является предоставления учащемуся возможности проявления  инициативы и умственной самостоятельности. Одним из наиболее действующих методов воспитания устойчивого интереса является использование вопросов и задач, которые будут требовать от учащегося активной поисковой деятельности.

 

5.1 Профессиональное самоопределение   в юности

 

Исследование, проведенное  Л.А.Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное  планирование жизни  существенное влияние  оказывают пол  и индивидуально-психологические особенности. Так, у  юношей  на профессиональное самоопределение влияют  факторы дальней  перспективы: чем больше определены планы  на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень  уверенности в профессиональном  выборе.

У девушек  жизненное  и профессиональное самоопределение  не связаны между собой, для  них  характерны  большая эмоциональность  и ситуативность  самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами,  уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют,  в первую очередь, уровень  сформированности самоконтроля и характеристики  социальной  смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и  жизненные  планы  имеют большое  значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую  активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее  успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна  более высокая тревожность.

Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и  студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4  раза  больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними  по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных  способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню  самоконтроля.

Среди учащихся 9-х классов  адекватный профессиональный выбор  имеется у 48%  школьников,  в  10-м  классе количество таких школьников возрастает  до 62% из числа  выбравших профессию.  В группах студентов  1-го курса следует отметить  также часто встречающуюся неадекватность профессионального типа профилю получаемой специальности.

Исследование Л.А.Головей  выявило у учащихся и студентов, имеющих  неадекватный  профессиональный  выбор, низкую учебную успешность  и неудовлетворенность обучением, низкий уровень  мотивации деятельности.

В юношеском возрасте  наблюдается  высокая индивидуальная устойчивость  и четко выраженная половая специфика профессионального  типа. Среди девушек  преобладают социальный, артистический и конвенциональный тип. Среди юношей – предпринимательский, исследовательский и реалистический.  При этом к моменту окончания школы профессиональный тип личности оказывается  достаточно сформированным.

Эти данные о  влиянии  характера и  профиля деятельности,  а также адекватного профессионального  самоопределения  на реализацию  и становление потенциалов субъекта деятельности указывают важность прогнозирования  и управления этими процессами. Неотъемлемой частью такого управления является  психологическое консультирование, опирающееся  на психографический анализ субъекта деятельности.

 

    6. Методика исследования

Для изучения тревожности используется методика «Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности», предложенная Ч. Спилбергером (адаптация Ю.   Ханина). Опросник позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Согласно концепции Ч. Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как личностное свойство.

Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующиеся неопределенным ощущением угрозы. Ситуативная, или реактивная, тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Тревожность – устойчивая индивидуальная психологическая характеристика, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Личностная тревожность активизируется при восприятии стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Методика самооценки Ч. Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

При интерпретации полученных результатов следует учитывать различия, существующие в психологическом содержании ситуативной и личностной тревожности. Ситуативная (реактивная) тревожность характеризуется прежде всего временным переживанием напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т.д. Эти переживания сопровождаются определенными физиологическими реакциями, в частности увеличением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, усилением потоотделения. Возникновение чувства тревоги отражает высокую значимость той конкретной ситуации, в которой находится человек. Это реакция на трудности, реально встающие перед человеком в данный момент. Кроме того, человек может воспринимать происходящее в данный момента как опасность для своего «Я» или для своего физического существования. Актуальная тревога - это эмоциональный ответ на все, что происходит с ним и вокруг него на момент обследования, это динамическая характеристика эмоциональных переживаний. С изменением значимости ситуации для человека возможно изменение уровня актуальной тревоги.

Низкий уровень ситуативной тревожности означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи с невысокой для человека значимостью происходящего вокруг. Личность не замечает никакой угрозы ни для собственного престижа, ни для самооценки, ни для своего физического существования. Мотив успеха преобладает над мотивом избегания неудачи. Достаточная внутренняя расслабленность позволяет точно выполнять сложную, кропотливую работу, требующую длительной концентрации внимания. Человек ориентирован па общение, не опасается вступать в контакт, способен активно защищать свою позицию, несмотря на определенное давление группы. Он открыт для критики и может брать ответственность на себя, принимая какое-либо важное решение.

При среднем уровне ситуативной тревожности личность придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать собственные эмоциональные переживания. Такой человек стремится объективно оценивать возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность в себе, в благоприятном исходе ситуации. Поэтому возможно кратковременное, не очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро после устранения напряженной ситуации или полноценного Включения механизмов личностной регуляции и самоконтроля.

Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, обладает большим личностным смыслом. При этом осознанно или неосознанно человек воспринимает ее как несущую угрозу физическому существованию, престижу, авторитету в группе или самооценке и чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми и опасными. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или изменение отношения к ним может вызвать снижение актуальной тревоги.

При интерпретации результатов, полученных по шкале личностной тревожности, следует принимать во внимание особенности формирования и проявления свойств личности, а также ту роль, которую играют личностные свойства в адаптивном процессе.

Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни. Поведение, взаимоотношения с окружающими людьми регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. Отмечается склонность обвинять в возникновении конфликтных ситуаций других людей. Критические замечания окружающих переносятся спокойно, без раздражения. Похвала, одобрение воспринимаются как реально заслуженные. Доминирует мотив успеха, что позволяет считать препятствия преодолимыми.

При среднем уровне личностной тревожности человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел адаптироваться, в которых он знает, как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появлении дополнительных трудностей возможно появление беспокойства, ощущения напряжении, эмоционального дискомфорта.

Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с гипертрофированными ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Однако и одобрение, поддержка, комплименты не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации, если не удается их избежать, вызывают длительное чувство вины. Препятствия на пути к достижению цели часто кажутся непреодолимыми. Доминирующий в структуре личности мотив избегания неудачи мешает своевременным поискам оптимального решения.

При проведении психодиагностического консультирования по результатам шкалы Ч. Спилбергера в адаптированном варианте Ю.Ханина надо учитывать, что уровни актуальной тревоги и личностной тревожности необязательно совпадают у одного и того же человека. Высокая актуальная тревога может сочетаться с низкой личностной тревожностью и наоборот. Это отражается прежде всего достаточно сложными соотношениями между личностными свойствами и их актуальным проявлением в конкретных ситуациях. Можно предположить, что определенный круг ситуаций успешно преодолевается тревожной личностью, И это сохраняет ее хрупкое эмоциональное равновесие. Точно так же и для эмоционально устойчивой личности существует свой круг значимых ситуаций, в которых вполне вероятно появление чувства тревоги, беспокойства и даже страха.

 

 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

№ 
п/п

Суждение

Нет,это 
не так

Пожалуй, 
так

Верно

Совершенно 
верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные  неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден  и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Информация о работе Психологические основы юношеского возраста