Психологические основы юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50

Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ 
п/п

Суждение

Никогда

Почти 
никогда

Часто

Почти 
всегда

21

У меня бывает приподнятое  настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким  же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил  и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные  трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю  из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах  и заботах

1

2

3

4


Обработка результатов.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий  итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла – умеренная; 45 и более высокая.

Ключ

Номера 
суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

СТ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

ЛТ

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ результатов исследования

При интерпретации полученных результатов вышло, что ситуативная  тревожность в среднем по группе составляет: 35.8. Это говорит о том, что у студентов данной группы средний уровень ситуативной тревожности.

При анализе результатов  личностной тревожности получила также  средний уровень тревожности  – 41.3.

Успеваемость в группе выше среднего уровня.

Сравнивая уровень успеваемости и уровень тревожности можно  отметить, что студенты данной группы способны объективно оценивать задачи стоящие перед ними. Однако это  удаётся не сразу, поскольку группа не полностью уверенна в себе. Стоит  отметить, что большинство студентов чувствуют себя  комфортно в данном коллективе.

 

Заключение

 

В юности человек стремится  к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности.

Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности.

Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.

Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью.

Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом.

Начав в отрочестве созидание своей  личности, начав сознательно строить  способы общения, молодой человек  продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

Именно в юности обостряются  способности к сочувствованию в  состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с
  2. Немов Р.С ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е издание.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, ВЛАДОС, 1995-513с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество 4-е издание. -М.: Асаdеmia 1999-496с.
  4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности www.library.evro-bit.ru
  6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная  психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  7. Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки.— Л.: Советский писатель, 1982.— С. 366)
  8. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.-М.: Знание, 1977.—С. 28
  9. Якобсон П. М. Психология чувств - М.: Изд. АПН, 1956
  10. Ильин Е. Н. Путь к ученику.— М.: Просвещение, 1988.-с222

 

 

 

1 Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 книгах. 4   –   издание / ВЛАДОС, 2003. –  Кн. 2: Психология образования. С. 363


Информация о работе Психологические основы юношеского возраста