Психологические основы юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50

Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 Юношеская мечта  о любви выражает, прежде всего, потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.

Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу (Кон И. С, 1982).

 

3.2 Эмоциональные направленности  в юношеском возрасте

 

В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.

Эмоции играют важнейшую  роль в формировании, закреплении  и в действенной реализации моральной  направленности человека. Однако они всегда являют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой моральной направленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а счастье представляет собой не только объективные достижения человека, но и определенные его яркие переживания, ценные сами по себе.

В свое время было установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц ранжирована  по-разному. В связи с этим в  психологию и было введено понятие  общей эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность, таким  образом, связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой (Додонов Б. И., 1987).

Общая эмоциональная  направленность человека сказывается, прежде всего, в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Таким образом, Б. И. Додонов  предлагает выделять 10 типов общей  эмоциональной направленности человека:

 

1. Альтруистический тип.  Лицам, принадлежащим к этому  типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.

 

 2. Коммуникативный тип. Как тип общей эмоциональной направленности человека, он близок к альтруистическому. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными.

Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний – это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности – самый распространенный, особенно среди девушек. По результатам исследований Б. И. Додонова, к нему принадлежит около четверти всех юношей.

 

3. Праксический тип. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности.

Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых – своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути.

Люди этого типа менее  требовательны к виду занятий (лишь бы они приносили ощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к  их форме, организации. Для таких  лиц характерно совершение полезного  и нужного с большим напряжением  воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты. Распространенность праксического типа может сильно колебаться в разных профессиональных группах людей.

 

4. Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему. Представители гностического типа так говорят о себе: «Для меня самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе» или: «Самое приятное чувство – решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно».

 

5. Романтический тип. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которого я переживаю). Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и ученых, которые пролагают новые пути в науке.

Романтический тип людей  близок к гностическому своей  познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Подростков с романтическим типом эмоциональной направленности чаще всего удается выявить по их безудержному увлечению приключенческой литературой.

 

6. Пугнический тип. Название этого типа общей эмоциональной направленности происходит от латинского слова «pugno» – бороться. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить – значит рисковать», как сформулировал свое кредо один из известных итальянских альпинистов. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе нечто приятное, как для детей, слушающих «страшные» сказки.

 

7. Эстетический тип. Люди, относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство

прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного – вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.

Как и все другие типы общей эмоциональной  направленности людей, эстетический тип  определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.

 

8. Глорический тип (от лат. gloria – слава). Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типом эмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.

 

9. Акизитивный тип (от фр. acquisition – приобретение). Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоценности приобретений. Поскольку такая самоценность порою может сочетаться со специальной целью, иногда даже общественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.

 

10. Гедонический тип. Гедонизм в переводе с греческого означает «наслаждение». По признаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждение человека, выделяются и все остальные типы эмоциональной направленности. Однако у всех остальных их наслаждение неразрывно связано с целенаправленной деятельностью. «Гедонисты» же любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.

Тип общей эмоциональной  направленности личности, выступая в  качестве одного из системообразующих  факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастье.

Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональной  направленностью отнюдь не чужды  и все другие побуждения. Но они  существуют не независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им (Додонов Б. И., 1987).

 

3.3 Формирование и развитие  морали в ранней юности

 

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Образно говоря, если подросток – это в основном еще полуребенок, то юноша – более чем наполовину взрослый.

На период ранней юности, традиционно  связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Л. Колбергу)

Для детей, достигших  раннего юношеского возраста, благодаря  опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения.

Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значимые взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и т. п.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на то, что по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от юношей и девушек, живших много веков назад, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих  проблем морально-этического характера, и самостоятельность – хотя и не всегда правильность – суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными  юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т. п.).

Для современных старшеклассников честность уже не выступает в  ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций типа: «никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду». Большинство юношей и девушек нынешнего  поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Информация о работе Психологические основы юношеского возраста