Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………
Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «От каждого – по возможностям, каждому – по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».
Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.
К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду о способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.
4. Формирование юношеской субкультуры
По всем формальным показателям юношеский досуг и культурное потребление выглядят более насыщенными и разнообразными, чем у старших возрастных слоев; школьники больше читают, чаще ходят в кино, больше слушают музыку и т. д. Сравнение уровня эстетических вкусов и художественной эрудиции большой группы учащихся V—X классов из 15 крупных городов СССР и их родителей, проведенное АПН СССР в 1978 г., также оказалось в пользу младших: хотя учителя и родители постоянно жалуются на снижение художественных вкусов молодежи, в среднем они не ниже, чем у родительского поколения.
Однако усредненная статистическая картина обманчива. Большинство старшеклассников не имеет устойчивых художественных предпочтений, искусство для них — главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг. Кроме того, за средними цифрами прочитанных книг и просмотренных кинофильмов скрываются огромные социально-групповые, региональные и индивидуальные различия.
Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.
В отличие от чтения, требующего уединения и сосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения.
Снижение интенсивности и качества юношеского чтения — большая социальная и человеческая потеря. По справедливому замечанию выдающегося советского литературоведа Лидии Гинзбург, «мы умеем читать книги только в детстве и ранней юности. Для взрослого чтение — отдых или работа; для подростка — процесс бескорыстного и неторопливого узнавания книги... Для наслаждения чтением... нужна неповторимая уверенность молодости в том, что спешить некуда и что суть жизни не в результатах, а в процессах» (Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки.— Л.: Советский писатель, 1982.— С. 366). Некоторые книги, не прочитанные в юности, позже не производят того впечатления.
Ориентация на развитие творческих сил ученика должна лежать и в основе преподавания литературы. Урок литературы только тогда воспитывает и вызывает интерес, когда он идет не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями (Подробнее см.: Ильин Е. Н. Путь к ученику.— М.: Просвещение, 1988). Если такого сопереживания, принятия роли другого и нравственного спора с ним (и с собой) нет, нет и эстетического восприятия, есть лишь формальное усвоение некоторой суммы сведений. Те же проблемы стоят перед кинематографом и театром. Взрослых часто шокирует неадекватность эмоциональных реакций некоторых юношей и девушек.
В одних случаях неуместный смех — следствие эстетической неразвитости и низкой общей культуры, в других случаях — своеобразная защитная реакция подростка, призванная разрядить эмоциональное напряжение, вызванное необычным, волнующим стимулом. Старшеклассник, воспитанный на облегченном искусстве, не хочет воспринимать трагическое на сцене и «снижает» свои переживания, выражая их смехом.
Надо понять: если старшеклассник не читает Достоевского и не идет в филармонию, это объясняется не тем, что у него есть детектив и гитара, а тем, что у него не воспитана потребность понимать более сложные формы искусства. Поэтому не следует противопоставлять организованное эстетическое воспитание спонтанному художественному творчеству. При правильной организации дела: пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир.
Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Поэтому многие юношеские увлечения и причуды краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию.
В юношеских увлечениях
проявляется и реализуется
«Юношеский жаргон —
явление многослойное. Его костяк
образует совокупность слов и выражений,
которые употребляются
Не нужно идеализировать молодежную субкультуру. Наряду с потенциалом обновления она имеет свои опасности. Обособление юношеского мира от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут своими сугубо частными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственных символов групповая солидарность может цементироваться только образом общего врага, каковым являются все дальние и ближние.
4.1 Динамика отношений в юности с родителями
Общение юноши с родителями занимает особое место в общей системе его межличностных связей с окружающими людьми. Специфические черты этого общения состоят в следующем:
1) межличностные контакты
с родителями, возникая в самом
раннем детстве, отличаются от
всех других контактов юноши
самой большой
2) связи, объединяющие
юношу с родителями, очень
многообразны и определяются
родственными чувствами,
3) чувства родительской любви и отца, и матери, а также ответная привязанность к ним со стороны юноши приносят в их общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как идентификация, внушение, подражание, эмоциональное заражение.
Однако важнейшим в юношеском возрасте является процесс отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.
Х.Ремшмидт отмечает, что отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:
1. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.
2. В процессе социализации
группа сверстников в
3. Перенос центра
социализации из семьи в
4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.
5. Несмотря на уменьшение
влияния семьи в период
взросления она остается
5. Мотивация учебной деятельности
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
С вхождением ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места.
Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью и определяется рядом факторов специфических для данного вида деятельности, среди которых можно выделить:
Одним из социальных мотивов выступает, прежде всего, желание подростка, подготовится к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.1 Так же необходимо отметить, что немаловажным условиям для создания интереса у учащихся является разнообразие учебного материала и приемов учебной работы педагога.
Так же большое значение в формировании отношения к предмету играет успех или неуспех в учении. Успех способствует возникновению положительных эмоций, позитивного отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
Очень важным стимулом к учению является желания получить признание среди сверстников. Получение признание может быть достигнуто с помощью знаний, при этом немаловажную роль играет подтверждение этих знаний высокой оценкой. При этом для эмоционального благополучия важно совпадение оценки с самооценкой, в противном случаи может возникнуть внутренний дискомфорт или даже конфликт.
Одной из главных составляющих устойчивой учебной мотивации на ряду, с познавательной потребностью, являются познавательные интересы подростков, которые по своей сути сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.
Информация о работе Психологические основы юношеского возраста