Психологические основы юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
1. Психологические основы юношеского возраста…………………………..8
1.1 Анатомо-физиологические основы юношеского возраста……………….8
1.2 Новообразования в юношеском возрасте………………………………….9
1.2.1 Самосознание……………………………………………………………...9
1.2.2 Нравственное самоопределение………………………………………….9
1.2.3 Потребность в смысле жизни……………………………………………10
1.2.4 Жизненный план………………………………………………………….11
1.2.5. Становление мировоззрения…………………………………………….12
2. Развитие психических познавательных процессов в юношеском возрасте………………………………………………………………………….15
2.1 Развитие мышления в юношеском возрасте……………………………...15
2.2 Развитие внимания в юношеском возрасте……………………………….17
3. Развитие эмоций в юношеском возрасте…………………………………...19
3.1 Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви…………….20
3.2 Эмоциональные направленности в юношеском возрасте………………..21
3.3 Формирование и развитие морали в ранней юности……………………..27
4. Формирование юношеской субкультуры…………………………………..30
4.1 Динамика отношений в юности с родителями…………………………...34
5. Мотивация учебной деятельности………………………………………….36
5.1 Профессиональное самоопределение в юности…………………………37
6. Методика исследования……………………………………………………..40
7.Анализ результатов исследования…………………………………………..50

Заключение……………………………………………………………………..51
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Справедливость юношами  и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «От каждого – по возможностям, каждому – по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной  стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду о способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.

4. Формирование юношеской субкультуры

 

По всем формальным показателям  юношеский досуг и культурное потребление выглядят более насыщенными  и разнообразными, чем у старших  возрастных слоев; школьники больше читают, чаще ходят в кино, больше слушают музыку и т. д. Сравнение уровня эстетических вкусов и художественной эрудиции большой группы учащихся V—X классов из 15 крупных городов СССР и их родителей, проведенное АПН СССР в 1978 г., также оказалось в пользу младших: хотя учителя и родители постоянно жалуются на снижение художественных вкусов молодежи, в среднем они не ниже, чем у родительского поколения.

Однако усредненная  статистическая картина обманчива. Большинство старшеклассников не имеет  устойчивых художественных предпочтений, искусство для них — главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг. Кроме того, за средними цифрами прочитанных книг и просмотренных кинофильмов скрываются огромные социально-групповые, региональные и индивидуальные различия.

Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства  общепризнанна. Благодаря своей  экспрессивности, связи с движением  и ритмом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.

В отличие от чтения, требующего уединения и сосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения.

Снижение интенсивности  и качества юношеского чтения — большая социальная и человеческая потеря. По справедливому замечанию выдающегося советского литературоведа Лидии Гинзбург, «мы умеем читать книги только в детстве и ранней юности. Для взрослого чтение — отдых или работа; для подростка — процесс бескорыстного и неторопливого узнавания книги... Для наслаждения чтением... нужна неповторимая уверенность молодости в том, что спешить некуда и что суть жизни не в результатах, а в процессах» (Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки.— Л.: Советский писатель, 1982.— С. 366). Некоторые книги, не прочитанные в юности, позже не производят того впечатления.

Ориентация на развитие творческих сил ученика должна лежать и в основе преподавания литературы. Урок литературы только тогда воспитывает  и вызывает интерес, когда он идет не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями (Подробнее см.: Ильин Е. Н. Путь к ученику.— М.: Просвещение, 1988). Если такого сопереживания, принятия роли другого и нравственного спора с ним (и с собой) нет, нет и эстетического восприятия, есть лишь формальное усвоение некоторой суммы сведений. Те же проблемы стоят перед кинематографом и театром. Взрослых часто шокирует неадекватность эмоциональных реакций некоторых юношей и девушек.

В одних случаях неуместный смех — следствие эстетической неразвитости и низкой общей культуры, в других случаях — своеобразная защитная реакция подростка, призванная разрядить эмоциональное напряжение, вызванное необычным, волнующим стимулом. Старшеклассник, воспитанный на облегченном искусстве, не хочет воспринимать трагическое на сцене и «снижает» свои переживания, выражая их смехом.

Надо понять: если старшеклассник не читает Достоевского и не идет в филармонию, это объясняется не тем, что у него есть детектив и гитара, а тем, что у него не воспитана потребность понимать более сложные формы искусства. Поэтому не следует противопоставлять организованное эстетическое воспитание спонтанному художественному творчеству. При правильной организации дела: пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир.

Юношеская субкультура  не является чем-то независимым, цельным  и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Поэтому многие юношеские увлечения и причуды краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию.

В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно  важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Далее, мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

«Юношеский жаргон —  явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически  всеми ребятами этого возраста. Второй слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношей. Как показывают исследования, жаргон части старшеклассников, преимущественно в больших городах, в значительной степени состоит из «англицизмов», юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгаризмов, их словарь пополняется также за счет блатной лексики. И, наконец, третий слой образуют слова и выражения, специфические для различных социально-демографических слоев юношества» (Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.-М.: Знание, 1977.—С. 28). Жаргон разных групп старшеклассников отличается и по своей экспрессивной окраске: в одних случаях она более агрессивна, груба, в других — несколько юмористична.

Не нужно идеализировать молодежную субкультуру. Наряду с потенциалом  обновления она имеет свои опасности. Обособление юношеского мира от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут своими сугубо частными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственных символов групповая солидарность может цементироваться только образом общего врага, каковым являются все дальние и ближние.

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Динамика отношений в юности с родителями

 

 Общение  юноши  с родителями  занимает особое  место в  общей  системе  его  межличностных связей с окружающими людьми. Специфические  черты этого общения состоят в следующем:

1) межличностные контакты  с родителями, возникая  в самом  раннем детстве, отличаются  от  всех других контактов юноши   самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;

2) связи, объединяющие  юношу с родителями,  очень  многообразны и определяются  родственными чувствами, совместным  переживанием, общесемейными формами  быта,  досуга и т.п.

3) чувства родительской  любви и отца, и матери, а также  ответная привязанность к  ним  со стороны  юноши приносят в их  общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные  условия  для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как идентификация, внушение, подражание,  эмоциональное заражение.

Однако важнейшим  в юношеском  возрасте является процесс  отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У  девушек  он начинается раньше,  чем у юношей, но не заходит так далеко, как  у последних. В низших  социальных слоях  этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи  создает особенно много  проблем для молодых людей,  оторванных  школьным или  профессиональным образованием  от социально-культурного слоя своих родителей.

Х.Ремшмидт отмечает, что отношение  к  семье в ходе взросления меняется  следующим образом:

1. Созревание когнитивных  и эмоциональных функций может  вести  к тому, что молодые   люди используют свои новые  способности в форме критики,  сомнений  и противодействия   ценностям,  установкам  и образу действий взрослых.  Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует  нетерпимый  и ограниченный  стиль воспитания.

2. В процессе социализации  группа сверстников в значительной  степени  замещает родителей. Такое “обесценивание” последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

3. Перенос  центра  социализации из семьи в группу  ровесников  приводит  к ослаблению  эмоциональных связей  с родителями  и замене  их взаимоотношениями  со многими людьми,  меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Определенную роль играют особенности, связанные с внешним видом.

4. Отход от родительского  дома отражается не на всех  формах поведения, взглядах  и  установках. Мнение  об абсолютном  отрицании в  этот период всех родительских  ценностей  не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых  людей происходят  такие  столкновения и родители как центр  ориентации и идентификации  отступают у них  на задний  план, это относится  лишь к определенным  областям жизни.

5. Несмотря на  уменьшение  влияния  семьи в период  взросления она остается важной  референтной группой. Хотя  процесс  отрыва от семьи – обязательное  условие достижения самостоятельности,  обособление от родителей в большинстве случаев временное  и неполное, прекращающееся после достижения  молодыми людьми  независимости.

 

 

 

 

 

 

5. Мотивация учебной  деятельности

 

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

С вхождением ребенка  в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации  его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места.

Учебная мотивация  характеризуется  направленностью, устойчивостью и  динамичностью и определяется  рядом факторов специфических для данного вида деятельности, среди которых можно выделить:

  • Субъективные особенности как обучающегося, так и педагога, и системой их взаимоотношений  и отношений к процессу обучения.
  •   Образовательной системой учреждением, где осуществляется непосредственно сама учебная деятельность.
  • Организацией учебного процесса, и специфика изучаемого предмета.

Одним из  социальных мотивов выступает, прежде всего, желание  подростка, подготовится к тем видам  деятельности, которые делают его  более взрослым в  его собственных глазах. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.1 Так же необходимо отметить, что немаловажным условиям для создания интереса у учащихся является разнообразие учебного материала и приемов учебной работы педагога.

Так же большое значение в формировании отношения к предмету играет успех или неуспех в учении. Успех способствует возникновению положительных эмоций, позитивного отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Очень важным стимулом к  учению является желания получить признание  среди сверстников. Получение признание  может быть достигнуто с помощью  знаний, при этом немаловажную роль играет подтверждение этих знаний высокой оценкой. При этом для эмоционального благополучия важно совпадение оценки с самооценкой, в противном случаи может возникнуть внутренний дискомфорт или даже конфликт.

Одной из главных составляющих устойчивой учебной мотивации  на ряду, с познавательной потребностью, являются познавательные интересы подростков, которые по своей сути сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.

Информация о работе Психологические основы юношеского возраста