Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа
В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.
Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44
Введение______________________
Общая характеристика работы________________________
ГЛАВА 1. Теоретические основания
изучения проблемы агрессивности в подростковом
и юношеском возрасте______________________
1.1 Природа агрессивности
в отечественной и зарубежной
литературе____________________
Выводы по главе 1 ______________________________
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика
проведения исследования_________________
2.2 Психологические особенности
агрессивности в подростковом возрасте______________________
2.3 Психологические особенности
агрессивности в юношеском возрасте______________________
Выводы по главе 2_____________________________
Заключение____________________
Список использованных
источников____________________
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________
ВВЕДЕНИЕ
В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками. Эти трудности могут быть результатом социально-познавательного дефицита, ведущего к отвержению сверстниками. Другая точка зрения основывается на том, что агрессивные дети могут развивать дружеские отношения и быть включенными в социальную структуру, как и любые другие дети. Кроме того, друзья в этом случае сходны в проявлении агрессивных реакций. Таким образом, выдвигается предположение, что агрессивные дети склонны вступать в контакт с агрессивными сверстниками. Существует мнение о различии в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в различные периоды их развития. Однако эти позиции не обязательно должны быть рассмотрены как противоположные, они могут отражать разнородность социального положения агр6ессивных детей. Важным является тот факт, что агрессия и агрессивное поведение может проявляться не только в агрессивной ситуации, посредством которой разрешаются социальные проблемы агрессивных детей, но и разрешение конфликтов среди неагрессивных девочек и мальчиков. Агрессивность имеет как качественную, так и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жестокой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то агрессивно, они могут сказать, что обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.
Агрессивные действия
у ребенка можно наблюдать
уже с самого раннего детства.
Даже в первые годы жизни агрессия
проявляется почти исключительн
Существует множество причин, по которым дети подавляют возникающие у них агрессивные побуждения.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилась молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Все эти факторы и обуславливают актуальность нашего исследования на примере агрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования. Изучить психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
Объект исследования. Агрессивность в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования. Психологические особенности проявления агрессии в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в подростковом и юношеском возрасте проявление агрессивности может быть психологические особенности.
Методологические основания изучения проблемы являются:
Методы: теоретический анализ, эмпирические методы, количественные методы исследования.
Методики исследования: диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки, оценка агрессивности в отношениях с помощью теста А. Ассингера.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что материалы и результаты данной работы могут быть использованы в практике практического психолога.
База проведения эмпирического исследования. Учреждение образования «Республиканское государственное училище олимпийского резерва». Выборка испытуемых состоит из 30 учащихся.
Структура и объем курсовой работы: введение, общая характеристика работы, 2 главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в юношеском и подростковом возрасте
Слово «агрессия» происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Она издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того чтобы рассмотреть проблему подростковой и юношеской агрессивности для начала поясним, каково общее понятие агрессивности, какова ее структура и природа.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
- врожденным побуждениям и задаткам;
- потребностям, активизируемым внешними стимулами;
- познавательным и эмоциональным процессам;
- актуальным
социальным условиям в
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
Теория влечения (психоаналитический подход) [6].
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни.
Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии [8].
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Лоренц отмечал,
что кроме врожденного
Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
- степень обсуждаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
- сила препятствия на пути достижения цели;
- количества
последовательных фрустраций [
Чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени – на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.
Какие же факторы
ослабляют агрессивную
Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действие и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена А. Бандурой и представлена в работе в виде таблицы 1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения [2].
Таблица 1.
Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте