Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя))))))2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Теория  социального научения А. Бандуры

Агрессия, приобретаемая посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная  система)

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия  провоцируется:

Воздействием  шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым  обращением (например, нападки, фрустрация)

Побудительными  мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными  убеждениями (например, параноидальными 

убеждениями)

Агрессия  регулируется:

Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)


 

С его точки  зрения, анализ агрессивного поведения  требует учета трех моментов:

  1. Способов усвоения подобных действий.
  2. Факторов, провоцирующих их появление.
  3. Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Также эта теория утверждает, что усвоение человеком  широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Вместе с  тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.

Самопоощрение и самонаказание – модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

Согласно теории, агрессия – приобретенная модель социального поведения. Отсюда, она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий) социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях [3].

В настоящее  время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Рассмотрев  основные теории, объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие положения:

1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.

2. В качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертвы должны  обладать мотивацией избегания  подобного обращения с собой [4].

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [7].

Психологический словарь предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Проявление  агрессии весьма разнообразно. Различают  два основных типа агрессивных проявлений:

  1. Целевая агрессия.
  2. Инструментальная агрессия.

Первая выступает  как осуществление агрессии в  качестве заранее спланированного  акта, цель которого – нанесение  вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

      1. Структура агрессивности

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский:

Таблица 2.

Структура агрессивного проявления

По  направленности:

Агрессия, направленная вовне;

Аутоагрессия – направленная на себя.

По  цели:

Интеллектуальная  агрессия;

Враждебная  агрессия.

По  методу выражения:

Физическая  агрессия;

Вербальная  агрессия.

По  степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

По  наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная  агрессия.


 

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное  действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Так же хочется  отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, т.к. агрессия является неотъемлемой характеристикой  активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. А.А. Реан и К. Бютнер  и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [10].

Состояние фрустрации – это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как  биологически целесообразную форму  поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Так какой акт поведения можно считать агрессивным? Т.Г. Румянцева считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Норма формирует своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий.

Понятие нормы  формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем называть агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.

В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка  в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон  отношения родителей к ребенку.

По мнению И. Заграфовой податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации:

  1. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения.
  2. Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.

Таким образом, податливость к агрессивным действиям  формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

Классифицировать  проявления детской агрессивности  можно по-разному – можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

Таблица 3.

Классификация видов агрессии

Разделение  по направленности на объект

Гетероагрессия  – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия  – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее  поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине проявления

Реактивная  агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

Спонтанная  агрессия – проявляется без видимой  причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Разделение  по целенаправленнсоти

Инструментальная  агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее  спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, котоый обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение  по открытости проявлений

Прямая агрессия – направляется непосредственно  на объект, вызывающий раздражение, тревогу  или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно  не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение  по форме проявлений

Вербальная  агрессия – выражена в словесной  форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная агрессия – проявляется невербальными  средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях  человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая  агрессия – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.


Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития. Вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, и, вообще, активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать  свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Чрезмерное  ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и, вообще, на эффективное взаимодействие, а в крайнем своем выражении это может привести к психическим заболеваниям и преступности. Хорошо было бы в связи с этим вовремя замечать и корректировать отклонения в ту или другую сторону.

      1. Подростковая агрессивность

Особое место  занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают  период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В  это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность [9]. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Это очень сложный  момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка – конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом.

Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета – но действовать он должен сам. Современный подросток может реализовать свою агрессию может двумя способами:

Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте