Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя))))))2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)



Следует отметить, что показатели изменились в количественном эквиваленте. Это говорит о том, что со вступлением в самостоятельную жизнь юноши и девушки стараются контролировать свои выплески агрессии. Они готовятся к будущему, и у них происходит замена понятий, с агрессивности на негативизм.

 

Таблица 7

Диагностика оценки агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера)

 

№ п/п

Девочки (8 человек)

Мальчики (7 человек)

в %

в %

Высокий уровень (45 и более баллов)

1 человек (12,5%)

1 человек (14,5%)

Средний уровень (от 36 до 44 баллов)

2 человек (25 %)

4 человека (57%)

Низкий уровень (35 и менее баллов)

5 человек (62,5%)

2 человека (28,5%)


Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что на данном этапе девушки чрезмерно миролюбивы, но они недостаточно уверены в  себе, нежели юноши. Но что касается умеренной агрессии, которая характеризуется достаточной самоуверенностью, то здесь юноши вышли на первый план.

 

 

 

 

 

 

Выводы  к главе 2

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, оно имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т.к., с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жестокой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Таким образом, результаты исследования позволяют  констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

Справедливость  понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет человеческое социальное поведение. Было выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной.

Когда человек  справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.

Заключение

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее  положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения  обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Третья точка  зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [4].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения близкого ко второму. В это определение входит как категории намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда живому существу, нежелающему подобного обращения.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии  эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеем в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

В ситуации фрустрированности  эмоциональное состояние проявляется:

- как реакции страха, тревоги, отказа  от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;

- как наступательное, обвиняющее других, активное или  даже агрессивное поведение, враждебные  высказывания или действия;

- как стремление  подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.

Исследование  было посвящено изучению психологических  особенностей агрессии в подростковом и юношеском возрасте. Цель исследования – изучить психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.

Обзор литературы в теоретической части показал, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет  понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессивности, как ее устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках у подростков и юношей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессии подростка или юноши могут влиять природные особенности.

Кроме того, агрессивность  может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить  свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. Как в подростковом, так и в юношеском возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессии.

В практической части следовало ответить на вопрос: насколько агрессивность у девочек  и девушек отличается от агрессивности  мальчиков и юношей, и как она проявляется.

Эмпирическое  исследование подтвердило исходную гипотезу, что в подростковом и  юношеском возрасте агрессивность  имеет психологические особенности.

Во всех возрастных группах примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Необходимо  научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Ведущая роль в  предупреждении и коррекции агрессивности  у подростков и юношей принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

После эксперимента можно сделать такие выводы:

1.Проявления  как частных, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессивности на протяжении подросткового и юношеского возрастов изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения; но, несмотря на отдельные всплески в рассмотренные критические периоды, агрессивность в возрасте 20 лет не отличается от агрессивности в 12-13 лет.

2.Открытые проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрастах рассматриваются  как эффективный способ защиты собственного «Я», а социальная адаптация в этих возрастах не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессивности.

3.На протяжении подросткового и юношеского возрастов агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.

4.Агрессивность  в возрасте 12-14 лет рассматривается  как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15-18 лет  - как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе; в 19-20 лет агрессия перестает рассматриваться как приемлемый способ реализации себя в социуме.

5.Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19-20 лет ее открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками и  юношами имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ними. Совершенно неэффективными оказываются общие  беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место  в коррекционной работе следует  уделять формированию кругов интересов  также на основе особенностей характера  и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода  свободного времени, по крайней мере, подростка – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом и т.д.

Исходя из того, что развитие человека осуществляется в деятельности, а подросток или юноша стремится к самоутверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить его включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий, и постоянный контроль.

При условии  последовательности, постепенности  приобщения агрессивных подростков и юношей к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности [11] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников:

  1. Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. / Н.В. Аликина. – М.: Проспект, 2002. – 140 с.
  2. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. / А. Бандура. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО – пресс, 2000. – 512 с.
  3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. /                     Л. Берковиц. – М.: Эдиторил, 2001. – 512 с.
  4. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  5. Ениколопов, С.Н. Агрессивность как специфическая форма  активности. / С.Н. Ениколопов. – М.: Смысл, 2002. – 127 с.
  6. Крысько, В.Г. Социальная психология. / В.Г. Крысько. – М.: Смысл, 2001. – 208 с.
  7. Немов, Р.С. Общая психология. / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
  8. Пошивалов, В.П. Новые направления в изучении агрессивного поведения. / В.П. Пошивалов. – М.: Проспект, 2002. – 354 с.
  9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /              Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 148 с.
  10. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность в личности. / А.А. Реан. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 401 с.
  11. Семаго, Н.Я. Руководство по психологической диагностике. / Н.Я. Семаго. – М.: Новое издательство, 2000. – 451 с.
  12. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. / И.А. Фурманов. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 192 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ  АГРЕССИИ

С ПОМОЩЬЮ  ОПРОСНИКА 

БАССА-ДАРКИ

 

Текст опросника:

 

1. Временами  я не могу справиться с желанием причинить вред другим «да» «нет»

2. Иногда я  сплетничаю о людях, которых  не люблю               «да» «нет»

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь    

           «да» «нет»

4. Если меня  не попросят по-хорошему, я не  выполню просьбы  

           «да» «нет»

5. Я не всегда  получаю то, что мне положено     

           «да» «нет»

6. Я знаю, что  люди говорят обо мне за  моей спиной    

Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте