Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа
В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.
Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44
Следует отметить, что показатели изменились в количественном эквиваленте. Это говорит о том, что со вступлением в самостоятельную жизнь юноши и девушки стараются контролировать свои выплески агрессии. Они готовятся к будущему, и у них происходит замена понятий, с агрессивности на негативизм.
Таблица 7
Диагностика оценки агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера)
№ п/п |
Девочки (8 человек) |
Мальчики (7 человек) |
в % |
в % | |
Высокий уровень (45 и более баллов) |
1 человек (12,5%) |
1 человек (14,5%) |
Средний уровень (от 36 до 44 баллов) |
2 человек (25 %) |
4 человека (57%) |
Низкий уровень (35 и менее баллов) |
5 человек (62,5%) |
2 человека (28,5%) |
Исходя из таблицы,
можно сделать вывод, что на данном
этапе девушки чрезмерно
Выводы к главе 2
Агрессивность
имеет качественную и количественную
характеристики. Как и всякое свойство,
оно имеет различную степень вы
Таким образом,
результаты исследования позволяют
констатировать, что нравственные качества
являются точными характеристиками
нравственного поведения
Справедливость
понимается как равенство и
Когда человек справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.
Заключение
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [4].
Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения близкого ко второму. В это определение входит как категории намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.
Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда живому существу, нежелающему подобного обращения.
Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеем в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.
В ситуации фрустрированности
эмоциональное состояние
- как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;
- как наступательное,
обвиняющее других, активное или
даже агрессивное поведение,
- как стремление подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.
Исследование было посвящено изучению психологических особенностей агрессии в подростковом и юношеском возрасте. Цель исследования – изучить психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Обзор литературы в теоретической части показал, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессивности, как ее устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках у подростков и юношей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессии подростка или юноши могут влиять природные особенности.
Кроме того, агрессивность может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. Как в подростковом, так и в юношеском возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессии.
В практической
части следовало ответить на вопрос:
насколько агрессивность у
Эмпирическое
исследование подтвердило исходную
гипотезу, что в подростковом и
юношеском возрасте агрессивность
имеет психологические
Во всех возрастных группах примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у подростков и юношей принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
После эксперимента можно сделать такие выводы:
1.Проявления как частных, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессивности на протяжении подросткового и юношеского возрастов изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения; но, несмотря на отдельные всплески в рассмотренные критические периоды, агрессивность в возрасте 20 лет не отличается от агрессивности в 12-13 лет.
2.Открытые проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрастах рассматриваются как эффективный способ защиты собственного «Я», а социальная адаптация в этих возрастах не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессивности.
3.На протяжении подросткового и юношеского возрастов агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.
4.Агрессивность в возрасте 12-14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15-18 лет - как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе; в 19-20 лет агрессия перестает рассматриваться как приемлемый способ реализации себя в социуме.
5.Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19-20 лет ее открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками и юношами имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ними. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию кругов интересов также на основе особенностей характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени, по крайней мере, подростка – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом и т.д.
Исходя из того, что развитие человека осуществляется в деятельности, а подросток или юноша стремится к самоутверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить его включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий, и постоянный контроль.
При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков и юношей к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности [11] .
Список используемых источников:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА
БАССА-ДАРКИ
Текст опросника:
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим «да» «нет»
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю «да» «нет»
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро
«да» «нет»
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
«да» «нет»
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
«да» «нет»
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте