Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя))))))2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)
  1. Проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садиться в тюрьму, кончает жизнь самоубийством.
  2. Прятать и подавлять, становиться послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

Интересно, что  если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них  лучше (чаще старший) идет по первому  пути, другой – по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
  2. Органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты и т.п.
  3. Отношение взрослых – школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя  основными способами:

  1. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают  своих детей, особенно сыновей. Эти  родители страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда «переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

  1. Ужесточение контроля.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями  о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и т.д., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные поступки или, вообще, абсурдные поступки: алкоголизируются, наркотизируются и вторят именно то. Чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя  с родителями, молодежь обычно переносит  свою агрессивность на лиц, архитипически  им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные дети распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку тем временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более, что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

Какие же дети вырастают  агрессивными наиболее часто?

Мальчики:

  1. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
  2. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Девочки:

  1. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Родные матери девочек – женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамы находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.
  2. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

Различая в  проявлении агрессивности мальчиков  и девочек, считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девочками и мальчиками уменьшается.

Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят: «Пойди и дай сдачи!», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна [12]. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница  между агрессивностью  полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Для иллюстрации приведем часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетради и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и  подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся.

С агрессивным  ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь»  к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых  упражнений. Дети хорошо осваивают  их в том случае, если агрессивность  на самом деле приносит таким детям  множество проблем, и они осознают это. Например, научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

Однако самое главное  – создать для ребенка такие  условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.

 

      1. Юношеская агрессивность

Юношеский возраст  - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек – 16-20 лет.

В этом возрасте завершается  физическое, в том числе и половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.

Для ребенка  единственной осознаваемой реальностью  является внешний мир, куда он проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных  психических состояний. Если ребенок  сердится, он объясняет это тем, что  кто-то обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звук музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутренне я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышении его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши  является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

К концу этого  периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев  завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как  принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Поэтому следует отметить, что юноши становятся менее обидчивыми и раздражительными. Реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применят физическую силу по сравнению с подростками.

В юношеском  возрасте снижается уровень проявления физической агрессии. Это значит, что, становясь старше и приобретая социальный опыт, юноши и девушки меньше используют физическую силу для разрешения спорных ситуаций, заменяя ее другими формами, которые не порицаются социумом. Можно предположить, что смена социальной ситуации развития и давление со стороны общества приводят к тому, что молодые люди постепенно пересматривают не только свое отношение к окружающей их действительности, но и способы реагирования, отдавая предпочтение тем из них, которые могут не только разрешить спорные ситуации, но и не вызвать резкой критики социума.

Во фрустрирующих  ситуациях открытые проявления агрессии, стремление обвинить окружающих рассматриваются  исключительно как способы защиты собственного «Я».

Интересным  является тот факт, что проявление агрессивности не мешают социальной адаптации юношей. Это означает, что агрессивные выпады в адрес окружающих при возникновении трудностей являются нормальным явлением, типичным для изучения возрастных групп. Открытые проявления агрессии обусловлены признанием вины и ответственности окружающих за возникновение конфликтных и трудных ситуаций.

Оценивая проявление агрессии, важно учитывать особенности  представлений индивида о себе, которые  не только определяют отношение к  себе, но и указывают на тенденции  поведения в группе. Ошибочное, искаженное восприятие себя, собственных мотивов и возможностей является одной из причин выраженного агрессивного поведения, в то же время агрессивность влияет на представление о себе. По мере взросления юноши перестают рассматривать агрессию в качестве приемлемого способа реализации себя в социуме. Дольше всего сохраняется тенденция использовать агрессию  для поддержания своего авторитета в группе.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  к главе 1

Как отмечалось ранее, под агрессией понимают враждебное поведение в отношении окружающих людей. Существует множество различных теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.

Напомним наиболее известные теоретические положения:

- теория влечения  З. Фрейда;

- экологический  подход К. Лоренца;

- фрустрационная модель Д. Долларда;

- теория социального  научения А. Бандуры.

 Из вышеупомянутых  теорий, объясняющих природу агрессивности,  можно сделать следующие выводы:

- проявление  агрессии объясняют биологические  и социальные факторы;

- агрессивность  может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

- агрессивные  действия могут быть ослаблены  или направлены в социально  приемлемые рамки с помощью  положительного подкрепления неагрессивного  поведения, ориентации человека  на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Следует отметить и классификацию видов агрессии:

- разделение  по направленности на объект;

- разделение  по причине появления;

Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте